Файл: Понятие и характеристика форм государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть этих государств не является суверенной, республики самостоятельны лишь в рамках, установленной Федеральной Конституцией, но конституции некоторых республик идут гораздо дальше российской. В республиканских конституциях имеют место весьма распространенные положения о характере государственности республик, которые можно условно представить по 9 разделам, и которые прямо или косвенно используются республиками для обоснования своего суверенитета.

а) Положения относительно этнических корней государственности республик в составе Российской Федерации.

На основании положений конституций, некоторые из республик в составе РФ настаивают на этнической основе собственной государственности. Как правило, подчеркивается ведущая роль титульного этноса. Само по себе подобное видение не только льстит отдельным представителям «коренной» национальности, но и, как правило, является обоснованием завышенных претензий республик на обладание государственным суверенитетом, — в республиках многие уверены, что государственный статус могут иметь только те субъекты, которые созданы по национальному принципу. В действительности, статус субъекта федерации не определяется этническими особенностями состава его населения и исторически имевшим/не имевшим место фактом наличия собственной государственности. Субъекты федерации не являются государствами, поэтому основой государственности республик можно считать исключительно ст. 5 Конституции РФ, придавшую им государственный статус.

б) Положения относительно возможности изменения статуса республики в составе Российской Федерации.

Проблема изменения статуса субъекта РФ заключается в том, что оно должно происходить в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ), каковой в настоящее время отсутствует. Наиболее соответствует Конституции РФ норма мордовской Конституции, что, однако, не вносит ясности в порядок изменения статуса. Очевидно, что статус субъекта не может быть изменен в одностороннем порядке субъектом; сецессия не признается российским законодательством, в отличие от законодательства Советского Союза. [16]

В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Иной раз такой подход напоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы постарались дать наиболее полное определения формы государственного устройства, того какие существуют в современной юридической действительности формы государственного устройства и их основные черты, а также дать характеристику форме государственного устройства Российской Федерации.

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Форма государственного устройства являет из себя внутреннюю связь таких важных и незаменимых частей государства, как административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или государства, обладающие своим суверенитетом. Также в ней отражается соотношение самого государства целиком и его частей.

В современной юридической и политической литературе, как правило, авторы выделяют две главные формы государственного устройства - унитарное государство и федеративное государство (федерацию). Также в современном правовом мире, в качестве особой категории, принято выделять такой тип формы государственно-территориального устройства, как конфедерация.

Под унитарным государством в настоящее время принято понимать такую форму государственного устройства, при котором все составные части такого государства не имеют статуса отдельного субъекта.

Под федерацией следует понимать такую форму государственного устройства, при котором субъекты государства имеют собственные уставы и конституции, а также органы государственной власти. Как правило, такая форма является результатом добровольного союза какого-либо количества ранее независимых государств в одно большое государственное образование.

Под конфедерацией принято понимать такую форму государственного устройства, в составе которой все субъекты сохраняют свою независимость, могут формировать свои органы государственной власти и управления, а также органы для координации действий.

Форма государственного устройства России - федерация.

Принципы, на которых основана форма государственного устройства Российской Федерации:

Принцип государственной целостности;

Принцип единства системы государственной власти;

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.