Файл: Понятие и характеристика форм государственного устройства.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение государственного устройства была и будет одной из важных и актуальных тем. Это обусловлено огромным значением данного института в определении территориальной организации государства и управления любой конкретной страны.
Анализ современных моделей государственного территориального устройства, которые преобладают в мировом сообществе, принципов их действия в различных государствах, выявление плюсов и минусов различных форм государственного устройства в настоящем времени должно помочь выявлению особенностей территориальной организации российского государства и показать основные направления ее развития.
Основной задачей реформирования в этой области должно стать создание оптимальной модели государственно-территориального устройства, гарантирующую сохранение целостности государства, защиту от распада и дезинтеграции, а также позволяющую развивать интеграционные процессы с другими государствами на международной арене.
Следовательно, изучение вопросов, которые касаются уровня и степени политического и правового единства, территориальную организацию государственной власти и систему управления в Российской Федерации и в других государствах выступает в настоящий момент как одно из самых актуальных и перспективных направлений в юриспруденции.
Объектом данной курсовой работы являются отношения, который возникают в процессе организации и функционирования определенных форм государственного устройства.
Предмет данного исследования - территориальное государственное устройство как политико-правовое явление, а также основные формы государственного устройства и главные тенденции их развития.
Цель исследования - исследование структуры и основных направлений развития института государственного устройства в России и за рубежом.
Чтобы достичь поставленную цель, нами были поставлены следующие задачи:
дать основное понятие государственного устройства;
разобрать основные формы государственного устройства;
изучить государственное устройство в Российской Федерации и выявить основные тенденции его развития.
Степень разработанности темы: выбранная тема является одной из фундаментальных в теории государства и права и есть множество точек зрения по исследуемому вопросу, огромное количество авторов в своих публикациях, монографиях, а также учебниках и иных источниках рассматривают вопрос государственного устройства.
Теоретической основой нашей научно-исследовательской работы послужили труды отечественных ученых-юристов, являющихся выразителями различных взглядов на обозначенную нами тему, опубликованные в научных изданиях и в научной периодике. В работе были использованы труды известных теоретиков права, таких как Баранов А.В., Бошно С.В., Венгеров А.Б., Власенко Н.А., Григорьева И.В. Заслуживают внимания статьи Ланской И. А. «Идеальное государство: федеративное или унитарное?», Малько А.В. «Генезис федеративной государственности в мировом измерении», где затронуты проблемы российского государственного устройства.
Значимость исследования заключается в том, что положения, которые изложены в данной курсовой работе, содержат новые пути в исследовании разрешения проблем, затрагивающих принципы организации формы государственного устройства.
При написании работы нами использовались различные методы: анализа, синтеза, формально-юридический, логический и системный подход.
Структура нашей работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Понятие и характеристика форм государственного устройства
В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство – это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).
История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти. [13]
Государственное устройство – внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти. Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию государственной власти. [3]
Рисунок 1 - Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства (Рисунок 2). В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти. [5]
Рисунок 2 - Понятие формы государственно-территориального устройства.
Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единым органам власти и признаками суверенитета не обладающие (Франция, Норвегия, Польша и т.д.). В них нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.
Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств. [5]
Унитарное государство – единое неделимое государство, подразделяющееся лишь на административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственности и не включающие в себя никаких государственных образований.
В унитарном государстве господствуют единые конституционные принципы, существует одна система центральных органов власти, как правило, функционирует единая валютная система, одна армия и т. д. Структурные элементы унитарного государства не имеют собственного законодательства, судебной системы, гражданства.
Общегосударственные органы управления обладают всей полнотой власти. Аппарат государства является единым для всей страны, и ни юридически, ни фактически центральная власть не ограничена местной властью.
В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократических централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в отношении региональных вопросов. [3]
Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).
Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.
Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.
Кроме этого, Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.
Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ). [5]
Конфедерация — разные денежные единицы и разные вооружённые силы с собственным командованием в союзных государствах. Всё это всего лишь форма объединения независимых государств и стран.
Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства.
Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.
Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны. [2]
Конфедерация - в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848г.; США с 1776 по 1787г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации. Отсутствие единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др.
Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории). Также государственные образования создаются для военных или экономических целей. [5]
Каждая форма государственного устройства имеет свои достоинства и недостатки, рассмотрим сравнительную характеристику основных форм в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение форм государственного-территориального устройства. Таблица составлена по [7].
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что формой государственного устройства является совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями.
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Примером служат монархические государства, которые могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).
Выделяют три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Рассмотрим каждый вид по отдельности.
Основные формы государственного устройства
2.1. Унитарное государство
Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:
единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд);
одна система законодательства;
единое гражданство;
единая судебная система;
одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.
Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). [13]
Определение понятия унитарного государства представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Понятие унитарного государства.
При унитарном государстве местные власти находятся под сильным контролем со стороны правительства и центральной администрации. Ключевой особенностью унитарного государства является наличие единой административной системы, синхронизированное существование которой на всей территории унитарного государства поддерживается во многом за счет однородной модели государственной службы.