Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Перспективы для реформирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1. Тенденции развития пенсионного обеспечения в России. Советский период
1.2. Перспективы для реформирования пенсионной системы России
2. РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕАДИЗАЦИИ
2.1. Современная пенсионная реформа 2019 года
2.2 Риски и последствия программы пенсионной реформы в России
Эксперты указывают, что причина в том, что найти хорошую работу через ЦЗ удается очень редко. Большинство вакансий, которые подают предприятия в ЦЗ, ориентированы вовсе не на прием новых работников, они для большинства соискателей неприемлемо низки по уровню зарплаты и/или по условиям труда. Но по закону отказ от двух предложенных ЦЗ вакансий лишает соискателя пособия по безработице.
Так что реальная безработица в сегодняшней России, по разным экспертным оценкам, составляет от 12 до 17% трудоспособного населения.
И это касается – в том числе и в особенности – молодежи. Вице–премьер Татьяна Голикова сообщила СМИ, что в 2018 году 28% выпускников вузов не нашли работу в течение первого года после получения диплома. И совершенно понятно, что если в число соискателей работы будут вливаться еще и миллионы новых «недопенсионеров», ситуация явно и сильно ухудшится. О том, что российский рынок труда вовсе не дефицитный, говорит и официальная статистика динамики этого рынка. В частности, спрос на рабочие места в России (ради покрытия которого, опять–таки, якобы предложена пенсионная реформа), в прошедшем году не рос, а падал (см. рисунок 5).
Рис.5 . Совокупный спрос на рабочие места в экономике, млн. мест. Источник – ЦМАКП
Эксперты задают вопрос, а что будет с рынком труда в результате пенсионной реформы? Для новой молодежи и для нынешнего «предпенсионного поколения» потребуется создавать, по самым скромным оценкам, не менее 3–4 млн. новых рабочих мест. Как указывают специалисты, создание нового рабочего места стоит работодателю в среднем не менее 3–4 млн. руб. То есть только на трудоустройство молодежи и предпенсионеров понадобится тратить не менее 9 трлн. руб. в год. Что, подчеркнем, на порядок больше, чем обещанная правительством «реформенная» экономия бюджета до 1 трлн. руб. в год.
Так что и экономия бюджета от пенсионной реформы «ради экономического прорыва» – это явный миф. Это новые, причем большие, расходы и для бюджета, и для бизнеса.
В связи с непринятием большой части населения новой пенсионной реформы в стране стала формироваться новая и очень опасная протестная социально–политическая ситуация. Причем протест затронул вовсе не только «предпенсионеров», у которых власть украла уже запланированные годы законно заслуженного отдыха и уже запланированные сотни тысяч рублей законно заслуженных пенсий. Уже в июне 2018 года социологические опросы показали, что более 90% российских граждан против заявленной пенсионной реформы.
Последующие опросы это неприятие реформы подтверждали раз за разом. Быстро и неуклонно снижаются рейтинги правящей партии «Единая Россия», правительства, президента. Растет протестная активность граждан, которая выражается не только в кухонных разговорах и Интернете, но и в массовых уличных акциях.
Таким образом, пенсионная реформа привела к резкому ухудшению социально–экономической ситуации в стране, катастрофическому росту недоверия широких масс к власти, углублению социальной пропасти между народными массами и элитой, а также к ползучей, но все более явной политической дестабилизации. Причем это разрушение «общественного договора» происходит, что особенно опасно, в условиях непрерывного обострения и расширения внешних угроз.
Встает вопрос что делать? Прежде всего, нужно остановить пенсионную реформу, то есть хотя бы отчасти восстановить массовое доверие граждан России к соблюдению фундаментального конституционного принципа «Россия – социальное государство».
Для этого сейчас нужно активно побуждать Конституционный суд к вынесению решения об отмене такой пенсионной реформы.
Если такого решения Конституционного суда все–таки не будет – нам надо продолжать активно и настойчиво, всеми законными способами, разъяснять обществу и власти негативные последствия реформы.
Одновременно необходимо – максимум в течение двух–трех ближайших лет – разработать варианты изменений в российском законодательстве, позволяющие решить вопросы полноценного пенсионного обеспечения граждан России.
Представители «Сути времени» ранее уже заявляли в СМИ, что в рамках сегодняшней «рыночной» экономики такие решения могут быть, например, следующими:
Во–первых, это может быть существенная трансформация налогового законодательства, прежде всего за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, а также за счет принятия полноценного жесткого законодательства об ответственности за коррупционные преступления и другие типы незаконного обогащения – в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией ООН по борьбе с такими преступлениями, которая требует конфискации активов таких преступников. Эти меры, как показывают расчеты, позволяют не только восполнить дефицит Пенсионного фонда, но и обеспечить индексацию пенсий работающим пенсионерам, а также повысить размеры пенсий;
Второй вариант реформы – постепенный переход к преимущественно накопительному типу пенсионной системы за счет передачи страховых отчислений от зарплат граждан на их личные накопительные счета в специально созданном Гражданском пенсионном фонде или банке, находящемся под действительно жестким, а не формальным, контролем государства, и под управлением и постоянным надзором избираемого гражданами Общественного совета из компетентных специалистов. Начальный капитал этого Фонда/Банка, обеспечивающий выплату пенсий в переходный период к новому типу пенсионной системы, может быть создан, прежде всего, за счет передачи в этот банк избыточных валютных резервов России, на сегодняшний день составляющих не менее $200–250 млрд, а также за счет перечисления на баланс этого банка активов, которые конфискуются по измененному законодательству о незаконном обогащении.
Второй вариант – это лучшее из худшего. Иными словами, он лучше принятой пенсионной реформы, однако для социально–коллективистского государства, каким является Россия, он грозит потерей такой ценности, как социальная солидарность. Индивидуальная накопительная система в известной мере разрушает общество.
Разумеется, могут быть разработаны и другие варианты пенсионной реформы, которые обеспечат ее эффективный характер и исключат нарушение в России конституционного принципа социального государства.
Однако, как мы видим, экономика России в ее нынешнем состоянии не может обеспечить нам необходимое форсированное развитие страны. И здесь, конечно, нужно сразу сказать, что изменениями пенсионной системы эта проблема не решается. Нужны фундаментальные изменения экономической стратегии.
Нужно изменение закона о Центральном банке, в частности, включение в круг его обязанностей не только задач валютной стабилизации, которая возможна ведь и «на уровне кладбища», но и ответственности за инвестиционное обеспечение хозяйственного развития России.
Новая пенсионная реформа 2019 значительно снизила рейтинг правящих властей, а также вызвала негодование среди населения страны. Подобные нововведения свидетельствуют о жестких мерах регулирования пенсионного законодательства и холодного отношения к мнению народа.
Кроме того, по словам вице–премьера, в будущем система пенсионных коэффициентов будет изменяться – это вызвано принятием законопроекта о повышении возраста выхода на пенсию. «Уже с 2025 года данная система потребует модернизации, потому что будет существовать другой порядок установления размеров пенсий», – заявляет вице–премьер. По словам Голиковой, если говорить упрощенно, то нынешняя пенсионная реформа станет лишь первым этапом модернизации, который займет шесть лет, далее последует второй этап. Что именно принесет россиянам вторая пенсионная реформа, вице–премьер уточнять не стала.
Пенсионная реформа в её сегодняшнем виде имеет огромное структурное влияние на жизнь практически всех граждан.
Пенсионная реформа, по любой статистике, увы – неизбежна. Однако её текущий вид – внушает недоверие у населения. Единственный вариант придать ей «более справедливый вид» – это постепенное уравнивание общих сроков и их сокращение.
К примеру, в течение 8 лет Россия переходит на единую шкалу возраста выхода, на пенсию – 62 года. При этом, женщина, родившая и воспитавшая двух и более детей – имеет право на досрочный выход на пенсию в 58 лет. Необходимо пересмотреть все условия, позволяющие и сейчас людям уходить на пенсию досрочно – прежде всего это касается государственных и муниципальных служащих, чиновников, военных, полицейских. Нужно пересмотреть всю систему, а это сотни документов, дающих право избранным категориям людей уходить на пенсию много раньше установленного для основной массы граждан возраста.
Подобные реформы обязательно нужно выносить на всеобщий референдум. Только через эту процедуру, и сопутствующее ей открытое публичное столкновение мнений, можно выйти к компромиссному решению, которое не подорвет всю социальную жизнь страны и будет принято более–менее «ровно».
27 февраля 2019 года Президент России поручил устранить перекосы в расчете прожиточного минимума пенсионера (ПМП), на основе которого рассчитывается размер финансовой помощи малоимущим. С такой инициативой выступал Минтруд еще в июне 2018 года. После реализации поручения президента должна появиться единый законодательный механизм определения ПМП, что приведет к повышению выплат в некоторых регионах РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель работы состояла в анализе программы пенсионной реформы и пути ее реализации
На основе изучения теоретического и практического материла по этапам, результатам, значению реформирования пенсионной системы в РФ сделаем следующие выводы.
Пенсионная система Российской Федерации – это совокупность, создаваемых в России правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий. Понятие «пенсия» (от лат. pensio – «платеж») определяется в отраслевых классификациях по-разному. Большинство дефиниций имеют экономический характер.
Рреформирование системы пенсионного обеспечение в первую очередь, нацелено на повышение эффективности пенсионных расходов, которые в настоящий момент при сопоставимом с развитыми странами уровне тарифов и расходов не обеспечивает сопоставимого уровня пенсионных выплат.
Несмотря на введение новой пенсионной формулы в 2015 году, в среднесрочной перспективе возможно лишь инерционное развитие российской пенсионной системы, которое не соответствует интересам ни текущих, ни будущих пенсионеров:
Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения Российской Федерации. От состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа нетрудоспособных людей, одними из которых являются лица пожилого возраста.
Согласно данным Росстата, к 2030 году численность российского населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн. человек, а старше трудоспособного возраста – увеличится на 9 млн. человек), то есть основной проблемой будет оставаться зависимость пенсионной системы от состояния федерального бюджета.
Пенсионная система России нуждается в серьезных коррективах с учетом всех социально-демографических изменений. В основе новой модели должна лежать простая, понятная населению форма взаимоотношений работника и государства, гаранта социального обеспечения этого работника в старости или потери трудоспособности. Надо понимать, что только комплексная система мер способна изменить социально-трудовую и социально-демографическую ситуацию.
О необходимости и неизбежности ее проведения заявляли многие эксперты и аналитики, но для многих россиян, будущие изменения стали абсолютной неожиданностью. Граждане выходили на пикеты, митинги.
Итоговый вариант изменений в пенсионное законодательство принят. В январе 2019 г с перспективой на 10 лет.
ЭТО: Поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 по 2023 гг.
Досрочное получение выплат от государства для отдельных категорий граждан.
Замораживание индексации.
Соцподдержка безработных лиц и предпенсионеров.
Повышение возраста возникновения права на соцвыплату.
Сохранение прав на накопительную часть.
Доводы правительства в пользу пенсионной реформы
продолжительность здоровой жизни населения в России увеличилась в сравнении со временами, когда утверждался прежний пенсионный возраст. Это общемировая тенденция, и почти во всех странах мира пенсионный возраст давно повышен до 65–67 лет;
население страны стареет, уходит на пенсию гораздо больше пожилых людей, чем приходит в трудовую деятельность молодых. Все меньше работающих, отчисляющих в Пенсионный фонд деньги на пенсии, в результате дефицит фонда приходится восполнять из бюджета, тем самым сокращая инвестиции в развитие страны;
без реформы будет невозможно обеспечить рост экономики трудовыми ресурсами;
без сокращения госрасходов на пенсии неоткуда взять деньги на инвестиции в объеме более 8 трлн. руб., которые необходимы для выполнения «майского указа» президента В. Путина и перевода России на «прорывной» путь развития.
Многие из экспертов высказывают мнения о возможных последствиях принятой пенсионной реформы.
Волна протестов, последовавшая за утверждением законопроекта Президентом, явно показала уровень неудовлетворения данными изменениями среди населения страны. 19 регионов страны выразили свое несогласие с действиями правительства по повышению пенсионного возраста и других мер ужесточающих получение пенсий.