Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Перспективы для реформирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1. Тенденции развития пенсионного обеспечения в России. Советский период
1.2. Перспективы для реформирования пенсионной системы России
2. РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕАДИЗАЦИИ
2.1. Современная пенсионная реформа 2019 года
2.2 Риски и последствия программы пенсионной реформы в России
Повышение фиксированной выплаты затронуло только неработающих получателей страховой пенсии. Для работающих пенсионеров сумма ФВ замораживается.
Также положена надбавка к страховой части пенсии по старости, инвалидности, если у пенсионеров имеется иждивенец на попечении. Доплата составляет 1778,06 р за каждого иждивенца, но не более чем на троих.(таблица 6).
Таблица 6
Виды страховой пенсии
Количество лиц на иждивении |
Виды страховой пенсии |
||||
По старости |
По инвалидности (по группам) |
||||
До 80 л |
После 80 л |
I |
II |
III |
|
– |
5334,19 |
10668,38 |
10668,38 |
5334,19 |
2667,09 |
1 |
7112,25 |
12446,44 |
12446,44 |
7112,25 |
4445,15 |
2 |
8890,31 |
14224,5 |
14224,5 |
8890,31 |
6223,22 |
3 |
10668,38 |
16002,56 |
16002,56 |
10668,38 |
8001,28 |
Иждивенцами считаются:
- Сестры, братья, дети, внуки до совершеннолетия, до 23 лет студенты очной формы обучения, а также независимо от возраста, если до 18 лет стали инвалидами.
- Супруги, родители, бабушки, дедушки по достижении пенсионного возраста или являющиеся инвалидами.
Необходимость ввести окончательный вариант реформирования системы давно планировалась Правительством. Дискуссии, возникшие в массах населения, экспертов, аналитиков не утихают по настоящее время.
Мнение по поводу проведения очередной пенсионной реформы высказали многие аналитики нашей страны, а также и за рубежом. Большинство из них склоняются к мысли, что данные изменения были обусловлены уже давно и основаны на дефиците бюджета, который не сможет покрыть нехватку средств для выплат пенсионных пособий.
Однако другие политологи говорят о том, что на бюджет данные новшества никак не повлияют, а только при условии инфляции возможны незначительные улучшения. Улучшаться только показатели индексации, влияющие на размер пенсионных выплат.
Таким образом, в новом пенсионном законодательстве закреплены условия и требования к гражданам, которые собираются оформить пенсионные пособия в 2019 году - и получать их по старости.
Условия выхода на пенсию по старости в 2019 году таковы:
Пенсионный возраст для мужчины должен быть 60,5 лет, а для женщины – 55,5 лет.
Страховой стаж у будущих пенсионеров должен составлять 10 лет.
Число пенсионных баллов, он же показатель ИПК должен равняться 16,2 баллов.
Новая пенсионная реформа в России – таблица выхода на пенсию с 2019 года (Приложение 5)
2.2 Риски и последствия программы пенсионной реформы в России
Мнение по поводу проведения очередной пенсионной реформы высказали многие аналитики нашей страны, а также и за рубежом. Большинство из них склоняются к мысли, что данные изменения были обусловлены уже давно и основаны на дефиците бюджета, который не сможет покрыть нехватку средств для выплат пенсионных пособий.
Однако другие политологи говорят о том, что на бюджет данные новшества никак не повлияют, а только при условии инфляции возможны незначительные улучшения. Улучшаться только показатели индексации, влияющие на размер пенсионных выплат.
Многие из экспертов высказывают мнения о возможных последствиях принятой пенсионной реформы.
Волна протестов, последовавшая за утверждением законопроекта Президентом, явно показала уровень неудовлетворения данными изменениями среди населения страны. 19 регионов страны выразили свое несогласие с действиями правительства по повышению пенсионного возраста и других мер ужесточающих получение пенсий.
Партия и президент явно утратила свои позиции, и результаты выборов ясно это показали. Уровень доверия самой лояльной к президенту категории населения невозвратно упал.
На данный момент у конкурирующих политических сил есть вполне реальный шанс повысить свои рейтинги. Возврат утраченных позиций возможен только в случае проведения мощной разъяснительной работы и утверждением заявленных послаблений.
О том, что правительство не захотело провести серьезный анализ последствий говорит Юрий Бялый, вице–президент Фонда ЭТЦ, член Политсовета движения «Суть времени», заместитель главного редактора журнала «Россия – ХХI» . Анализ должно провести гражданское общество и научное сообщество как его существенная часть [21].
Центральные новации коснулись пенсионного законодательства. В их числе, прежде всего, повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет, для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет. Эта мера правительством обоснована следующими главными доводами:
- продолжительность здоровой жизни населения в России увеличилась в сравнении со временами, когда утверждался прежний пенсионный возраст. Это общемировая тенденция, и почти во всех странах мира пенсионный возраст давно повышен до 65–67 лет;
- население страны стареет, уходит на пенсию гораздо больше пожилых людей, чем приходит в трудовую деятельность молодых. Все меньше работающих, отчисляющих в Пенсионный фонд деньги на пенсии, в результате дефицит фонда приходится восполнять из бюджета, тем самым сокращая инвестиции в развитие страны;
- без реформы будет невозможно обеспечить рост экономики трудовыми ресурсами;
- без сокращения госрасходов на пенсии неоткуда взять деньги на инвестиции в объеме более 8 трлн. руб., которые необходимы для выполнения «майского указа» президента В. Путина и перевода России на «прорывной» путь развития.
Такие вот доводы правительства.
При обосновании нового пенсионного возраста используется так называемая «средняя ожидаемая» продолжительность жизни, которая действительно повысилась, прежде всего из–за сокращения детской смертности. Однако даже по этим «ожидаемым» показателям Россия, увы, далеко позади дальних и ближних соседей. В особенности – по продолжительности жизни мужчин. Так, в развитых странах ожидаемая продолжительность жизни мужчин оставляет от 77 до 81 года. В странах бывшего СССР она заметно меньше, но в России она самая маленькая – около 66 лет. Наглядно представлено на (рисунке 1).
Статистические данные предоставлены Всемирным банком. https:// www5. worldbank.org/eca/russian/data/
Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин. Источник: Статистические данные предоставлены Всемирным банком. https://www5.worldbank.org/eca/russian/data/ [33]
Эти цифры говорят сами за себя. Кроме того, средние значения далеко не всегда показательные. Росстат отдельно публикует данные об ожидаемой продолжительности жизни по различным субъектам Федерации. По последним данным Росстата на апрель 2018 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин у нас в стране превышает их новый пенсионный возраст в 65 лет чуть более чем в половине наиболее благополучных из 85 российских субъектов Федерации. В остальных регионах страны она меньше 65 лет. Но есть в статистике и данные не по ожидаемой, а по реальной продолжительности жизни в России (см. рисунок 2.2).
Рис. 2. Реальная продолжительность жизни в России. Источник – ЦНПМИ [38]
Из представленных данных видим, что в 2016 г. средний возраст смертности мужчин в России составил всего 61,4 года, то есть почти на 4 года ниже нового пенсионного возраста.
В России ЗАГСы фиксируют дату и возраст смерти. Например, по данным управления ЗАГС кабинета министров Татарстана – одной из самых «благополучных» республик РФ – официально сообщило, что в республике в 2018 году не дожили до нового пенсионного возраста 65/60 лет – 46% мужчин и 18% женщин. Близкие данные приводятся и в докладе Всемирного банка за 2017 год: в России смертность мужчин в возрасте до 65 лет самая высокая в Европе – 43%.
Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком кроме возраста смертности рассчитывается средний возраст здоровой трудоспособности. Он в России – и для мужчин, и для женщин – чуть превышает 63 года. То есть старше этого возраста большинство наших работающих граждан будут трудиться заведомо больными.
Таким образом, из приведенных видим, что медико–возрастных оснований для повышения пенсионного возраста в России никаких нет.
Второй довод правительства в пользу реформы. Число пенсионеров в стране быстро растет, а вот начинает работать и отчислять страховые пенсионные взносы все меньше молодых людей. Якобы уже в 2019 году на каждого пенсионера придется всего двое работающих. И потому собираемых взносов не хватает для выплат пенсионерам, и с каждым годом проблема все острее.
На деле ситуация иная. В России соотношение численности населения пенсионного и трудоспособного возраста достаточно давно сохраняется примерно на одном уровне. В том числе потому, что население моложе трудоспособного возраста, которое с каждым годом выходит на рынок труда, все–таки достаточно быстро увеличивается.
В результате, по данным Росстата на начало 2017 г., на одного мужчину пенсионного возраста (больше 60 лет) в России приходилось 4,1 мужчины трудоспособного возраста 15–59 лет. Сегодня ситуация примерно такая же.
То есть соотношение мужчин работающих и мужчин–пенсионеров в стране в реальности вдвое лучше, чем нам заявляет правительство. Но тогда за счет чего тогда такой дефицит Пенсионного фонда – половина из необходимых выплат в 7,3 трлн. руб.?
Правительство объясняет, что дело в том, что примерно 44% трудоспособного населения страны работают, но находятся «в тени» и получают зарплату от работодателей «налом». А эти работодатели отчислений в Пенсионный фонд не производят. Теневой фонд оплаты труда, по тем же данным Правительства, составляет порядка 10 трлн. руб. в год, в результате чего в Пенсионный фонд не поступает 2,2 трлн. руб.
Однако, во-первых, эксперты подчеркивают, что одной из причин такого сокрушительного ухода работников в тень стало прекращение в 2016 году индексации пенсий работающим пенсионерам. В частности, всего за один 2016 год численность работающих пенсионеров сократилась с 15,3 млн. до 9,9 млн., а выплаты в страховые фонды от работодателей снизились почти на 1 трлн. руб. в год.
Но дело не только в этом. По закону регрессивная шкала страховых взносов. За самых бедных – тех, кто за год в сумме получает зарплату меньше 900 тыс. руб., работодатели отчисляют в Пенсионный фонд 22% зарплаты, а за тех, у кого годовая зарплата больше, в ПФР отчисляют только 10% зарплаты. И одно это сокращает годовые отчисления в ПФР еще на 1 трлн. руб.
Надо полагать, что эти перечисленные «недоработки» нашего законодательства и законоисполнения уже могли бы, в случае их исправления, полностью покрыть годовые дефициты Пенсионного фонда.
Но в законодательстве есть и другие крупные резервы доходов для бюджета и национальной экономики в целом. Это – шкала налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Она в России – почти единственной среди развитых стран – плоская. И бедные, и богатые платят налог в 13% от доходов.
А практически везде в мире шкала НДФЛ прогрессивная: для самых бедных налог минимальный или вообще нулевой, а богатые платят тем больше, чем они богаче. Например, в Германии, Франции, США и многих других странах налог на доходы изменяется от нуля для бедных – до 40–50% для богатых.
В чем здесь кроется резерв? Росстат в своих регулярных сводках дает данные доходов по так называемым децилям – распределению доходов по группам каждых 10% населения, от самых бедных до самых богатых. По этим данным рассчитаны и зарплаты по каждому децилю (группе), и поступающие от них налоги на доход физических лиц.
При используемой сегодня у нас плоской шкале налога в 13% картина зарплат и НДФЛ выглядит так (см. рисунок 3).
Рис..3. Распределение налога НДФЛ по плоской шкале по 10%–ным группам работников в 2017 г. тыс. руб. Источник: Данные Росстата. [33]
По приведенным данным следует, что при сегодняшней плоской шкале НДФЛ суммарный собираемый налог составляет около 4,25 трлн. руб.
А если первые два дециля, как во многих странах, от налога освободить, децилям от третьего до седьмого оставить НДФЛ в 13%, восьмому децилю назначить НДФЛ 20%, девятому – 30%, а десятому – 40%, то суммарный собранный налог будет почти вдвое больше, чем при нынешней плоской шкале, около 8 трлн. руб. (см. рисунок 4).
Рис.4. Распределение НДФЛ по прогрессивной шкале по 10 % – ным группам работников в 2017 г., в тыс.руб. Источник Росстат. [33]
Такой «налоговый маневр», может не только полностью снять заботы правительства об оплате дефицита Пенсионного фонда из бюджета, но и – что тоже очень важно – существенно облегчит жизнь самым малоимущим нашим гражданам. Однако наше правительство говорит, что менять плоскую шкалу нельзя, потому что богатые – хитрые, и повышенный налог платить вообще перестанут.
Третьим доводом правительства в пользу проведения непопулярной пенсионной реформы является утверждение о том, что без повышения пенсионного возраста в стране будет нарастать нехватка рабочей силы. Как бы статистические данные о безработице свидетельствуют, что она уже упала до 4,7%. Меньше сейчас только в США.
А на самом деле картина другая. По российскому законодательству безработным считается тот, кто зарегистрировался в местном Центре занятости и не нашел работу в течение 10 дней. При этом Росстат сообщает, что в Центры занятости обращаются только 28% из тех, кто ищет работу, а остальные 72% ищут ее самостоятельно.