Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Перспективы для реформирования пенсионной системы России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1. Тенденции развития пенсионного обеспечения в России. Советский период
1.2. Перспективы для реформирования пенсионной системы России
2. РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕАДИЗАЦИИ
2.1. Современная пенсионная реформа 2019 года
2.2 Риски и последствия программы пенсионной реформы в России
Законодательные изменения обязательно проходят все стадии согласования и обсуждения в Государственной Думе.
Все нормативные положения относительно последней пенсионной реформы представлены в одном федеральном законе – ФЗ № 350 от 3–го октября 2018-го года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – ФЗ № 350) [5]. Обзор изменений в окончательном варианте пенсионной реформы представлен в (Приложении 1).
Общий обзор реформы, поправки:
- Поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 по 2023 гг. (Приложение 2).
- Досрочное получение выплат от государства для отдельных категорий граждан.
- Замораживание индексации.
- Соцподдержка безработных лиц и предпенсионеров.
- Повышение возраста возникновения права на соцвыплату.
- Сохранение прав на накопительную часть.
Основными причинами нововведений и необходимости поправок законодательной базы послужил дефицит денежных средств в ПФР (Пенсионном фонде). Эти деньги необходимы на достойное содержание – пенсии, сопоставимые с уровнем заработной платы. После распада Советского Союза произошел провал в экономике, что принесло негативные последствия.
Общепринятый возрастной предел выхода на пенсию был установлен в первой половине 20 века, поэтому отвечал реалиям того периода.
Раньше продолжительность жизни составляла более сорока лет, а на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно по четыре человека работоспособного возраста. Продолжительность жизни, число пенсионеров увеличилось. На одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных граждан, а за ближайшие периоды эта цифра сократится.
Пенсионная реформа снизит финансовую нагрузку на ПФР из-за роста объема поступлений в госказну, отчисляемых работающими гражданами. Поправки изменили бюджетный, налоговый, трудовой и уголовный кодекс РФ. Это касается ответственности за дискриминацию населения предпенсионного возраста. Для потенциальных пенсионеров сохранились налоговые льготы, введены дополнительно оплачиваемые нерабочие дни медицинского осмотра. Государство выделяет средства на допфинансирование от продажи конфискованного имущества или изъятого у коррупционеров.
Законопроект рассматривался депутатами с разногласиями, некоторые предлагали альтернативные методы изменения ситуации в пенсионной сфере.
Предположительные меры:
- Установление длительного периода с 2019-2034 гг. (Приложение 3). За это время можно осуществить плавный переход на новые изменения законодательства.
- За введенный период адаптации нужно каждый год увеличивать планку пенсионного возраста (в 65 и 63 года у мужчины и женщин).
- Льготы для граждан, отработавших длительное время.
В адрес Президента страны было направлено множество жалоб россиян. В августе 2018 г состоялось Прямое обращение Главы государства к гражданам России. Он объяснил причины долгих раздумий, молчаний стремлением во всем разобраться и прийти к правильному решению. Были проанализированы и учтены все письма, обращения, видеозаписи россиян. Реформирование пенсионной системы неизбежно и выгодно всем.
Во избежание дискриминации женского пола, увеличить их возрастную дату выхода на заслуженный отдых необходимо на такое же количество лет, как и для мужского населения страны. Время адаптации завершится к 2028 г.
Под особым контролем государства находятся вопросы материнства, а многодетные матери прилагают огромные усилия на воспитание молодого поколения, необходимы поддерживающие меры. Правительство предложило отпускать таких матерей на досрочную пенсию на три-пять лет раньше положенного.
Дополнительные меры поддержки жителей сел, деревень содержатся в новом законе. Люди, проживающие или отработавшие свыше 30 лет в сельской местности, получают надбавку 25 % к стандартным пенсионным выплатам (ПВ).
Для наглядного представления перехода, этапы и период достижения нового пенсионного возраста отражаются в (таблице 1.) [23]
Таблица 1
Переход, этапы и период достижения нового пенсионного возраста
Дата рождения |
Возрастной порог в годах |
|
М |
Ж |
|
1959 |
60,5 |
— |
1960 |
61,5 |
|
1961 |
63 |
|
1962 |
64 |
|
1963 |
65 |
|
1964 |
55,5 |
|
1965 |
56,6 |
|
1966 |
58 |
|
1967 |
59 |
|
1968 |
60 |
Согласно планам аппарата Правительства, проводимые преобразования позволят добиться роста выплат, стоимости баллов. Спрогнозирован период индексации ПВ с 2019–2024 гг. (таблица 2.)
Таблица 2
Индексирование пенсий
Период |
Размер индексации (%) |
Стоимость 1 балла (в рублях) |
2019 |
7,05 |
87,24. |
2020 |
6,6 |
93 |
2021 |
6,3 |
98, 86 |
2022 |
5,9 |
104,69 |
2023 |
5,6 |
110,55 |
2024 |
5,5 |
116,63 |
По подсчетам, примерно за шесть лет размер выплат возрастет на 1000 р за месяц ежегодно. По планам авторов реформы, средний размер ПВ по стране достигнет 20000 р. По причине специфического формирования выплат, поправки не распространяются на силовые и ведомственные структуры (МВД, Минобороны, ФСБ, Росгвардии, МЧС, прокуратура).
С целью борьбы с «черными», неофициальными выплатами заработной платы в конвертах несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора – пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл).
Принципы начисления выплат пенсии:
- Необходимое число баллов.
- Достижение установленного возрастного предела.
- Выработанный стаж.
При несоответствии одного из представленных параметров, выплата не начисляется до достижения всех пунктов.
Полагается только социальная денежная помощь государства. (таблица 3.)
Таблица 3
Социальная выплата
Категория лиц |
Поправки с 01.04.2019 |
|
Инвалиды |
I группы с детства, дети–инвалиды |
12681,09 |
I–II гр. с детства |
10567,73 |
|
II гр. |
5283,85 |
|
III гр. |
4491,30 |
|
Дети до 18 лет (или 23 лет, если являются студентами очной формы обучения) |
потерявшие одного родителя |
5283,85 |
потерявшие двух родителей, если родители неизвестны |
10567,73 |
|
Народы Севера (женщины от 50 лет и мужчины от 55 лет) |
5283,85 |
|
Нетрудоспособные ж. от 60 лет. и муж. от 65 лет |
Из–под действия реформы выведены лица, находящиеся на особых условиях труда (вредные, опасные), участники–ликвидаторы аварии ЧАЭС, граждане по состоянию здоровья не способные зарабатывать. Также отдельную категорию занимают летно-испытательный состав авиации, жители Севера страны, медицинский персонал, педагоги. Длительность стажа для льготных групп останется прежней, но будет перенесен срок обращения.
Пенсионерам, отработавших в холодных условиях климата выплачивается повышенная фиксированная выплата (ФВ).
Условия доплаты:
Стаж 15 лет в северных широтах, не менее 25/20 лет общего стажа. Прибавка составляет половину ФВ. К пенсии по старости добавляют 2667,09 р.
Работа не менее 20 лет на Севере, не менее 25/20 л общего стажа. Надбавка – 30 % ФВ. Доплачивают 1778,06 р.
Подсчитывая стаж, ежегодно трудовая деятельность в малочисленных районах Крайнего севера или аналогичных регионах приравнивается к девяти месяцам работы на Севере. По достижении возраста 80 лет или имеющих на попечении нетрудоспособных иждивенцев доплата определяется в повышенной ФВ. (таблица 4.) [23].
Таблица 4
Пенсии для работников Крайнего Севера
Число иждивенцев |
Вид страховой пенсии |
||||
По старости |
Инвалидность (по группам) |
||||
До 80 л |
Старше 80 л |
I |
II |
III |
|
Для работников района Севера |
|||||
– |
8001,28 |
16002,57 |
16002,57 |
8001,28 |
4000,63 |
1 |
10668,37 |
18669,66 |
18669,66 |
10668,37 |
6667,72 |
2 |
13335,46 |
21336,75 |
21336,75 |
13335,46 |
9334,83 |
3 |
16002,57 |
24003,85 |
24003,85 |
16002,57 |
12001,92 |
Приравненные регионы к условиям Севера |
|||||
– |
6934,45 |
13868,89 |
13868,89 |
6934,45 |
3467,22 |
1 |
9245,92 |
16180,37 |
16180,37 |
9245,92 |
5778,69 |
2 |
11557,4 |
18491,85 |
18491,85 |
11557,4 |
8090,18 |
3 |
13868,89 |
20803,33 |
20803,33 |
13868,89 |
10401,66 |
Реформа несет положительный и отрицательный результат и последствия.
Среди плюсов выделяют снижение нагрузки на бюджет в части ПФР, восполнение дефицита, предположительный рост ПВ выше инфляционного порога, введение поддержки со стороны государства лицам предпенсионного возраста.
Отрицательные стороны:
- Уменьшение реальных доходов населения.
- Сокращение потребительского спроса.
- Рост количества граждан, не вышедших на пенсию по старости по причине их смерти.
- Увеличение расходов со стороны государства на программу переобучения.
Предпенсионерам гарантируют налоговые льготы – освобождение от имущественного, а также снижение суммы земельного налога. При потере работы пособие выплачивается длительный срок, возможно переобучение за счет государства, введение дополнительных дней для прохождения медосмотра. Введена не только административная, но и уголовная ответственность работодателя за дискриминацию лиц предпенсионного или пенсионного возраста.
Особая категория работающих граждан наделена правом досрочного выхода на пенсию, а также получения ПВ за выслугу лет. Это государственные служащие. Необходимыми условиями являются: нарабатывание стажа госслужбы и достижение возраста. После принятых изменений законодательства, требования к стажу будут ужесточаться. К 2026 г планируется увеличение срока службы с 15 до 20 лет. Требования к возрастному признаку – для женщин 63 и мужчин 65 лет.
Уровень ПВ зависит от отработанного стажа и варьируется в пределах 45–75 % от среднего за месяц дохода служащего.
Минимальный уровень составляет 45 %, но планируется его увеличение ежегодно на три процента. Общий размер выплат не может быть более 75% от среднемесячного дохода. Военнослужащие, сотрудники силовых структуру, ведомств получают ПВ по выслуге лет (20 или более), при наработанном стаже военной службы 12,5 лет и общего трудового стажа – 25 л. Планируется военный стаж повысить до 25 лет.
Чтобы лучше понять, что такое пенсионные баллы и что означают изменения, связанные с перерасчетом от баллов, достаточно сравнить начисления до изменения условий назначения пенсий и после. В дореформенный период надо было иметь только стаж и зарплату. Расчет производился от количества страховых взносов, которые перечисляли работодатели. Последняя реформа проходит под девизом: «Чем больше баллов, тем выше пенсия».
Ежегодно рассчитываются баллы, официальный доход человека умножается на процент отчислений в ПФР.
Серьезные проблемы возникают у потенциальных пенсионеров, работавших в 90–х г. Информации об организации не сохранилось, отчисления не осуществлялись. Этот период работы входит в стаж, если имеется запись в трудовой книжке, иначе, государство не учтет этот заработок. Таким гражданам положен минимальный размер денежных выплат от государства.
Подсчет пенсионных баллов (ПБ) зависит от официальных отчислений работодателем в ПФР, исходя из дохода работника на протяжении всей трудовой деятельности и средней зарплаты по стране. Не весь доход облагается одинаковыми процентами (Приложение 4).
Пенсионный балл на 2019 г после индексирования стоит 87,24 р. Пересматриваться сумма будет ежегодно. С начала года повысился размер фиксированной выплаты.
Законодательством установлены категории пенсионеров, получающие повышенную фиксированную выплату. Это надбавки за «северный» стаж или проживание в северных регионах страны, за иждивенцев (несовершеннолетних детей), при достижении 80 лет.
С начала года к получателям повышенной фиксированной выплаты относятся пенсионеры со стажем работы в сельской местности 30 лет. (таблица 5). [23]
Таблица 5
Выплаты для пенсионеров сельской местности
Страховая ПВ |
ФВ 2019 |
По старости |
5334,19 |
Инвалидность по группам |
|
I |
10668,38 |
II |
5334,19 |
III, по потере кормильца |
2667,09 |