Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ содержания современных мультфильмов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Анализ содержания современных мультфильмов
1.2.Характеристика ребенка дошкольного возраста
1.3.Влияние мультфильмов на психическое развитие дошкольников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. Описание организации и методов исследования
2.2. Анализ результатов исследования о роли современных мульфильмов в развитии ребенка дошкольника
2.3.Психолого-педагогические рекомендации родителям, направленные на повышение медиа-грамотности
Данные по разделению детей представлены в таблице.
Таблица 1.2
Разделение детей на группы
1 группа |
2 группа |
||||
№ |
Имя |
возраст |
№ |
имя |
возраст |
1 |
Данил Б. |
6 л 5 м |
1 |
Артем Б. |
5л,9м |
2 |
Александр Д. |
6 л, |
2 |
Денис В. |
5л,6м |
3 |
Диана Д. |
6 л, 6м |
3 |
Виктория Д. |
5 л,6 м |
4 |
Алексей И. |
5 л, 10 м |
4 |
Савелий Е. |
6 л, 4м |
5 |
Виктор К. |
6 л,3м |
5 |
Егор И. |
5л,6м |
6 |
Глеб М. |
5 л, 4 м |
6 |
Арина М. |
6л ,5 м |
7 |
Ульяна О. |
5 л,8 м |
7 |
Виктория М. |
6 л,1 м |
8 |
Денис С. |
5л,7м |
8 |
Борис П. |
5л,5 м |
9 |
Дарина С. |
5л,7м |
9 |
Ольга С. |
5 л,5 м |
10 |
Вероника Х. |
6 л,3 м |
10 |
Илья Х. |
5л,6 м |
В коллективе участников исследования 12 мальчиков и 8 девочек. Обе группы комбинированного вида.
Дети осознают статусы «воспитанника» и «воспитателя». Взаимоотношения с воспитателем строятся на взаимном доверии и уважении. С другими воспитателями отношения доброжелательно-деловые.
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива.
Практически все дети живут в полных семьях. В целом большинство детей воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить процесс влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи и этапы экспериментальной работы:
1) изучение особенностей влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста;
2) определение психолого-педагогических способов создания положительного влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.
В работе была проведена диагностика уровня влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.
Результаты данной диагностики представлены в следующем параграфе настоящей главы.
2.2. Анализ результатов исследования о роли современных мульфильмов в развитии ребенка дошкольника
Диагностический этап исследования был направлен на выявление уровня сформированности этических представлений у детей по показателю «Адекватное эмоциональное отношение к поступкам других», мы воспользовались методикой «Сюжетные картинки».
При обработке результатов мы исходили из следующих показателей:
- низкий уровень (1 балл) – ребенок верно раскладывает картинки, но не объясняет свой выбор; при оценке поступков не выражает эмоции;
- средний уровень (2 балла) – картинки ребенок раскладывает правильно, обосновывает свои действия, но эмоции выражает слабо;
- высокий уровень (3 балла) – ребенок картинки раскладывает правильно, обосновывает свой выбор и моральную норму, выражает яркие эмоции на поступки героев.
Анализ первого этапа эксперимента позволил выявить следующую статистическую картину: 0% респондентов с низким уровнем адекватного эмоционального отношения не выявлено (все дети правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо»); средний уровень выявлен у 94,2% участников эксперимента: они объяснили свою оценку; высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам показали 5,8% детей (они не только называли нравственные качества, которые проявляли герои картинок, но и проявили яркую, адекватную эмоциональную реакцию).
Рисунок 1. Изучение адекватного эмоционального отношения респондентов (1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень)
Таким образом, было установлено, что у большинства детей недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации. Полученные результаты говорят о том, что с дошкольниками необходимо предварительно вести беседу о правильном выборе поступков героев.
В рамках проведенного исследования мы проанализировали сформированность наличия представлений у дошкольников о добре и зле как одном из условий их успешной социальной адаптации.
Дошкольник, обладающий представлениями об определенной системе ценностей (добро − зло, отзывчивость − равнодушие, дружелюбие – враждебность и др.), осознает, что «хорошо» из увиденного им на экране и/или на картинке и что заслуживает порицания.
Ребенок способен ориентироваться на это знание, оценивая свои поступки и действия своих ровесников, при этом старается регулировать свое поведение. Роль дошкольного детства в осознании личностью социальных установок «добро» и «зло» очень значима, именно в этом возрасте дошкольник начинает оперировать этими понятиями не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у него нравственных представлений [3].
Мы задавали дошкольникам следующие вопросы:
- Что такое добро и зло?
- Кого мы называем добрым, кого злым?
- Кого ты считаешь добрым/злым?
- Какой ты сам и почему?
Интересны ответы детей: добро соотносится у них со следующими действиями: никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки (24%); добро – это помощь родителям, хорошие поступки, хорошее поведение (41%); добро – дружба, игра с другими, веселье (35%). Зло в представлении детей – все, что противоположно добру, так ответили 100% опрошенных.
Для большинства респондентов добрый человек: – коммуникативный («дружит со мной», «с ним весело играть»); – щедрый («делится своими игрушками», «угощает», «дает кататься на своем велосипеде»); – совершающий героические поступки («заступился за меня», «спасает от беды»);
По мнению дошкольников, злой человек: – насмешливый («который смеется надо мной»); – грубый («невежливый», «сердитый», «хмурый»); – не уважающий окружающих людей («который не слушает старших», «грубит людям», «перебивает других»).
Особо следует отметить, что дети акцентируют внимание на важности «добра» в общении с родителями. Сформированность представлений о добрых или злых людях является важным условием социальной адаптации детей и условием формирования социальных установок дошкольника, которому надо научиться находить общий язык с разными людьми.
При ответе на вопрос, касающийся самооценки ребенка, 100% детей, принимающих участие в анкетировании, назвали себя добрыми: 48% всех опрошенных дали ответ, что они «добрые, потому что готовы помогать маме и папе», отмечая этим важность семейных ценностей.
Обобщение с ровесниками и индивидуальные черты ребенка (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) оказались для опрошенных вторичными. Стоит отметить, что дошкольники достаточно легко обосновали свое представление о добре и зле, без труда соотнесли себя с одной из предложенных категорий.
2.3.Психолого-педагогические рекомендации родителям, направленные на повышение медиа-грамотности
В эмпирическом исследовании было проанализировано два родительских собрания. Все они были посвящены влиянию современных мультфильмов на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Кратко рассмотрим два эти собрания по следующей схеме.
1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания.
2. Тематика родительского собрания и его назначение (психолого-педагогическое просвещение родителей).
3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания: актуальность, соответствие целям и задачам воспитательной работы с классным коллективом и др.
4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах.
5. Итог собрания: принятие решения и планирование работы по его выполнению.
Первое родительское собрание называлось «Влияние мультфильмов на психическое развитие детей». Данное собрание было проведено в сентябре 2019 года.
Проанализируем данное родительское собрание по предложенной выше схеме анализа.
Таблица 2.2
Анализ родительского собрания № 1
Дефиниция |
Ее характеристика |
Наличие подготовительной работы и ее результативность |
Для подготовки к собранию классным руководителем (воспитателем) была изучена методическая литература по теме собрания, был составлен план собрания, подготовлена презентация, была проведена консультация с психологом. |
Тематика родительского собрания и его назначение |
психолого-педагогическое просвещение родителей |
Соблюдение требований к проведению родительского собрания |
Знания, получаемые родителями на собрании, имели актуальный характер, собрание соответствовало целям и задачам воспитательной работы с классным коллективом |
Активность родителей |
На собрании родители проявляли активность, слушали классного руководителя, задавали ему вопросы |
Итог собрания |
Принятие решения родителями создавать условия для того, чтобы мультфильмы, которые смотрят дети оказывали бы на них положительное впечатление |
Таким образом, данное собрание можно считать эффективным, его цели и задачи, поставленные педагогов в начале, были решены.
Проведем краткий анализ по той же схеме второго родительского собрание, которое называлось «Влияние мультфильмов на социально-коммуникативное развитие детей» и было проведено в октябре 2019 года.
Таблица 3.2
Анализ родительского собрания № 2
Дефиниция |
Ее характеристика |
Наличие подготовительной работы и ее результативность |
Для подготовки к собранию классным руководителем была изучена методическая литература по теме собрания, был составлен план собрания, подготовлена презентация, была проведена консультация с психологом. |
Тематика родительского собрания и его назначение |
Анализ результатов деятельности группы в целом, и учебно-воспитательной работы в частности |
Соблюдение требований к проведению родительского собрания |
Знания и общая информация об поведении и активности детей, получаемая родителями на собрании, имели актуальный характер, собрание соответствовало целям и задачам воспитательной работы с детским коллективом |
Активность родителей |
На собрании родители проявляли активность, слушали воспитателя, задавали ему вопросы |
Итог собрания |
Родители согласились, что детям нужно показывать мультфильмы с положительным примером социально-коммуникативного поведения героев |
Таким образом, данное собрание достигло своей целей, а его задачи были решены, поэтому его также можно рассматривать как эффективное.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время совершенно не возможно не показывать ребенку мультфильмы, даже до 3-х лет, поэтому при просмотре мультфильмов рекомендуется соблюдать несколько правил:
1. Тщательно выбирайте мультфильмы. Лучше смотреть советские мультики, так как большинство из них очень добрые и правильные по содержанию. В таких мультфильмах за нравственную составляющую и мораль родители могут быть спокойны. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха. Также немаловажным является тот факт, что в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ. А в отечественных мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией. Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.