Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ содержания современных мультфильмов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д. Гербнер и Л. Гросс приписывали мультипликационным фильмам, как и в общем телевидению, уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим свойством благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными. Альберт Бандура высказал идею, что телевидение способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин[7].

О. А. Воронина и Н. И. Медведева выделяют ряд положительных и негативных моментов при просмотре мультфильмов:

- мультфильмы любимы детьми с раннего детства, так как они яркие и образные. Персонажи мультфильмов показывают ребенку различные способы взаимоотношений с миром. Эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле формирует у малышей видео;

- через сравнение с любимыми героями ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, вырабатывать в себе уважение к окружающим;

- дети намного эффективнее усваивают информацию, чем взрослые. Смотря видео, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей;

- ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира[8].

Одними из самых важных являются женский и мужской образы. Глядя на стереотипы «мультгероинь», девочки впитывают особенности женского поведения. У мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, который они будут потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Образ женщины, ранее романтичный и загадочный, наделяется чертами физиологичности и жестокости. Попутно высмеиваются традиционные для российских женщин качества, которые прославлялись в советских старых мультфильмах: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также можно отметить у некоторых героев неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье - родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах такими чертами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать.


В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, поскольку одной из целевых установок ФГОС ДО является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».

Просмотр мультфильмов – один из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на мировосприятие дошкольников и формирование системы их ценностных ориентиров, которые формируют стереотипы поведения и способы разрешения ситуаций, дают ребенку представления о дружбе, взаимовыручке, взаимопонимании. При восприятии мультфильмов у ребенка формируются способности к отзывчивости на изображаемые жизненные ситуации анимационных героев, что способствует не только идентификации наблюдаемых дошкольником у героев чувств, но и самоидентификации: дети начинают осмысливать переживания, обобщать их, в соответствии с этим меняется поведение самих детей.

Это необходимо учитывать при формировании социальных установок старших дошкольников, которые, как считает А.В. Мудрик, «предрасположены воспринимать и оценивать социальные объекты (дружба, семья, Отечество, труд и др.) исходя из собственной системы ценностей, на формирование которой оказывают влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. В основе регуляции поведения дошкольника лежат сложившиеся социальные установки[9].

Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам развития личности ребенка под влиянием СМИ, а также современных мультипликационных фильмов, можно сделать вывод о том, что роль современной мультипликации в воспитании ребенка является неоднозначной.

С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка.


С другой стороны, современные мультфильмы лишены той нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка. Нравственные эталоны и ценности, образы женственности и мужественности подменяются грубостью, жестокостью, стиранием границ между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Эта двойственная позиция требует дальнейшего, более тщательного изучения.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы по вопросам роли современных мультипликационных фильмов в воспитании детей был разработан ряд рекомендаций по подбору мультфильмов для родителей и педагогов, работающих с данной категорией.

В общем виде ряд предлагаемых рекомендаций выглядит следующим образом:

- определение основных целей и задач по формированию тех или иных представлений и образов у детей;

- организация досугового времяпрепровождения;

- контроль и наблюдение за просмотром детьми тех или иных мультфильмов;

- подбор мультипликационных фильмов, соответствующих целям и задачам формирования образов;

- совместный просмотр мультфильмов с разъяснительными беседами и замечаниями;

- закрепление демонстрируемых образов в семейно-бытовой культуре.

Данные рекомендации будут полезны родителям, педагогам, работающим с данной категорией детей, и лицам, занимающимся данной проблематикой.

1.3.Влияние мультфильмов на психическое развитие дошкольников

Формирование личности человека начинается в раннем детстве. Одним из самых распространенных занятий детей дошкольного возраста можно назвать просмотр мультфильмов, которые являются довольно существенным средством влияния на психическое состояние, а также на речевое развитие детей. В настоящее время влияние мультипликационных фильмов на психику и речь дошкольника изучено не достаточно глубоко. Данной проблемой занимались такие ученые, как: Р.В.Овчарова, М.С.Егорова, Н.М.Зырьянова, Ю.Д.Чертков, И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других. Если рассматривать влияние мультфильмов именно на психику ребенка, то немаловажным является тот факт, что практически всю информацию ребенок воспринимает в виде зрительных образов, именно из них, впоследствии, строится модель мира адекватная для самого ребенка. Учитывая изобилие мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного производства, стоит задуматься о безопасности тех образов, которые предлагаются ребенку для восприятия[10].


Проведя теоретический анализ литературы по данной проблеме, мы можем выделить некоторые существенные последствия просмотра мультфильмов на психическое и речевое развитие ребенка. Если главные герои мультфильма агрессивны и стремятся нанести вред окружающим, калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются и детально раскрываются, то это может стать причиной жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенка в реальной жизни.

Когда в мультфильме демонстрируется девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев, нарушаются общепринятые правила, а за это никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя, плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо, то в таком случае у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми. Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно и опасно, зачастую приводят к подражанию и снижению у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме и несчастным случаям [11].

Сцены, где герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей, могут стать причиной неадекватного формирования у ребенка представлений о полоролевых различиях и искажения гендерной идентичности. Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям пропагандируют неуважение к природе, старости, беспомощности и слабости человека. Также следствием просмотра таких сцен является негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается эгоизм, бездушие и жестокость. Часто при просмотре мультфильмов с принцами и принцессами, имеющими красивую внешность, дети формируют стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на своего любимого героя-красавца.

Последствия могут быть самыми плачевными – девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц. С точки зрения развития речи, чем позже ребенок познакомится с мультфильмами, тем лучше (в идеале после 3-х лет) так как темп и ритм речи, которые ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы ребенок имел возможность развивать собственную связную речь, необходимо говорить с ним не спеша и четко, тщательно проговаривая каждое слово – чтобы в потоке речи он мог выделять отдельные звуки и слова. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи.


Для того, чтобы активный словарь ребенка хорошо формировался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто «хватают» отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.

Таким образом, к выбору мультфильмов просто необходимо подходить крайне осторожно: выбирать те мультфильмы и передачи, которые были бы ребенку не только интересны, но и полезны; заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных передачах, мультфильмах; при выборе мультфильмов учитывать возраст ребенка; каждый раз находить время, чтобы обсудить с ребенком то, что он посмотрел; необходимо помнить, что общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю; следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор более часа подряд.

Важно не забывать, что мультфильмы могут быть нашими союзниками и активными помощниками, а могут оказывать и деструктивное влияние на психику и речевое развитие ребенка. Не смотря на все плюсы тщательно подобранных мультфильмов не стоит забывать, что никакой мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослыми, в котором он так нуждается.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Описание организации и методов исследования

Эмпирическая работа по изучения влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста проходила на базе МБДОУ № 49 и МБДОУ № 53.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (возраст 5-6 лет), которые были поровну разделены на две группы – группу 1 (10 детей группы «Гномики» - МБДОУ № 49) и группу 2 (10 детей группы «Солнышко»- МБДОУ № 53).