Файл: Влияние молодёжной субкультуры на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 667

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другое дело - какие цели и идеалы субкультуры, к которой присоединяется школьник. Они могут быть очень разными. И если, например, увлечение историческим прошлым в движении реконструкторов или в рыцарском клубе не несет большой угрозы и может даже с течением времени стать профессией, то наркотики, суициды, потребление алкоголя, которые являются частями некоторых субкультур, могут быть очень опасными как для самого подростка, так и для окружающих его людей [17, с. 311].

Показательно, что к субкультурам часто присоединяются подростки и молодежь, на которых не обращают внимания дома, которые не чувствуют себя любимыми, принятыми, важными; те, кто пережил или переживает насилие в собственной семье. При этом, чем больше ранен школьник, тем более агрессивную течение он выберет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном мире существует множество различных молодежных субкультур, причем они находятся в постоянном движении: какие-то уходят в прошлое, а какие-то, наоборот, приобретают огромную популярность. При этом необходимо отметить, что каждая субкультура заслуживает особенного внимания, ведь она отражает особенности культурной жизни подрастающего поколения в определенный период истории.

Что же касается влияния молодежной субкультуры на школьников, то необходимо отметить, что человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение было основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.


2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ

2.1 Особенности профилактической работы зарубежных педагогов с приверженцами молодежных субкультур

Наиболее широко известные направления, формы и методы педагогической работы с представителями молодежных субкультур в зарубежных странах сложились в Великобритании, Германии, США и Канаде. В этих странах участники отрицательных субкультур (преимущественно скинхеды, панки, эмо, готы) рассматриваются, в первую очередь, как молодежь группы риска. Выделяют три направления реализуемой педагогической работы с данной группой молодежи:

- использование альтернативных образовательно-дисциплинарных программ;

- мобильная работа с молодежью;

- работа по профилактико-превентивным программам, ориентированным на оказание помощи в условиях социального становления школьников: в условиях семьи, учебных учреждений, молодежных клубов или организаций (в большинстве случаев при объединении усилий со стороны семьи и образовательного учреждения) [7, с. 34].

Альтернативные образовательно-дисциплинарные программы широко применяются в США и Канаде. Перевод и анализ зарубежных исследований, посвященных данному направлению педагогической работы с участниками молодежных субкультур (C. Kochlar-Bryant, R. Lacey, J. Kraemer, M. Raywid, B. Ruzzi и др.), дает выявить особенность программ, состоящую в том, что они нацелены не только на обеспечение школьников академическими знаниями, но и на изменение антиобщественного поведения школьников, демонстрирующих жестокость, агрессию, совершающих акты вандализма [4, с. 142].

Основными методами работы с представителями молодежных субкультур в рамках данных программ являются такие, как: консультирование, необходимое для установления эмоционального контакта между педагогами, социальными педагогами, психологами и участниками программы, и индивидуальные беседы, позволяющие идентифицировать и глубже понять проблему. Среди других особенностей программы следует отметить следующие:


- небольшое количество участников программы (10–12 человек), что снижает трудности усвоения учебного материала, позволяет установить доброжелательные и доверительные отношения с преподавателями;

- гибкое расписание занятий (предусмотрены занятия в вечернее время), что предотвращает их пропуски;

- приобретение школьниками профессионально-технических навыков в процессе участия в программе, что расширяет перспективы трудоустройства в будущем [16, с. 86].

В рамках альтернативной программы предусмотрено включение школьников в волонтерскую работу (в центры для бездомных, учреждения дневного ухода за детьми и др.) с целью их приобщения к просоциальным видам деятельности.

Одним из эффективных методов педагогической деятельности является организация дискуссий на актуальные для школьников проблемные темы с целью их обучения критически мыслить: принимать взвешенные решения и суждения при разрешении социальных конфликтов, «фильтруя» получаемую информацию или мнения из разных источников. Большое значение при этом приобретает атмосфера доверительности, внимательности, понимания и принятия (а не осуждения) субкультурной позиции школьника. Педагоги, задействованные в альтернативной программе, выполняют функции консультантов, кураторов и наставников. Они строго отслеживают школьную посещаемость, тесно сотрудничают с родителями, проводят еженедельные собрания с участниками программы. С целью повышения профессионализма преподавательского состава организуются обучающие курсы для педагогов по молодежным субкультурам; осуществляется сотрудничество между преподавателями, работающими с участниками молодежных субкультур в рамках альтернативных программ, для обмена положительным опытом.

Мобильная работа с молодежью представляет собой социально-педагогическую программу, принципами которой являются принятие и уважение культуры школьников, заинтересованность в их увлечениях, дружелюбное отношение, оказание помощи в привычной для школьника социальной среде, регулярность и долгосрочность педагогического воздействия. Обращение к материалам 9-го Международного симпозиума (The 9th ISMO Symposium «Reaching the Unreachable» in Stuttgart, 2008) в г. Штутгарде (Германия), а также зарубежным публикациям (A. Dixon, K. Schiffer, N. Svensson и др.), характеризующим мобильную работу с молодежью, дает возможность определить, что в рамках данного направления применяются методы индивидуального и группового консультирования, проводятся информационно-просветительские беседы, задействуется метод положительного примера (к работе привлекаются бывшие участники отрицательных субкультур). Формами работы являются оздоровительные мероприятия и акции в неблагополучных микрорайонах. В них создается организационная база (офис или молодежный клуб) для сотрудничества специалистов [7, с. 36].


Большое внимание в зарубежных странах уделяется профилактико-превентивному направлению в работе с молодежью группы риска. Оно реализуется в социально-педагогических программах и проектах и нацелено на сокращение возможного риска развития чувства социального отчуждения (отстраненности от семьи, образовательных учреждений). Значительная часть профилактических программ («Aggression Replacement Training»; «School-based mentoring programs»; «Olweus Bullying Prevention Program», «Anti-Bullying-Programmes», «Skillstreaming», «Programmes of Peer Mediation» и др.) реализуется в средних образовательных учебных заведениях. Педагоги, социальные педагоги и психологи (психолого-педагогическая служба) действуют скоординировано. Они организуют профилактическую и, в случае необходимости, коррекционную деятельность по предупреждению или сокращению различного рода проблем, с которыми сталкиваются школьники в образовательном процессе. Особое внимание уделяется таким проблемам, как:

- плохая школьная посещаемость или успеваемость;

- конфликты в общении со сверстниками, преподавателями или родителями;

- несформированность социальных навыков разрешения трудных ситуаций;

- проявление агрессивности в поведении; участие в драках или актах вандализма;

- запугивание сверстников и др. [7, с. 37].

Таким образом, анализ зарубежных работ, характеризующих профилактико-превентивные программы (B. Glick, A. Goldstein, D. Gottfredson, M. Griffin, S. Hamilton и др.), свидетельствует о том, что основная форма работы – групповая. Методами педагогической деятельности являются:

- групповое и индивидуальное консультирование, позволяющее добиваться изменений в психологическом переживании школьниками сложившейся ситуации или собственных действий;

- ролевое проигрывание проблемной ситуации с осуществлением обратной связи, что позволяет понять суть социального конфликта и попробовать альтернативные способы его разрешения;

- информационные встречи;

- проблемные дискуссии;

- тренинги.

Кроме того, необходимо отметить, что в рамках каждой из проанализированных программ, как правило, функционирует горячая телефонная линия, обеспечивающая доступность специалистов психолого-педагогической службы для родителей в удобное для них время.


2.2 Российский педагогический опыт профилактической работы с приверженцами молодежных субкультур

Как уже было сказано выше, субкультура – это часть общей культуры, присущей молодому поколению, которая отличается особыми ценностями, обычаями, установками и своей внутренней организацией. Под актуальными субкультурами необходимо понимать такие течения и движения, которые знает и упоминает в опросах молодежь, а также те, которые имеют большое количество последователей и существуют уже несколько лет.

Изучение субкультур в России началось в 90-е годы, когда сами субкультуры стали активно развиваться и проявляться. Поскольку молодёжь неоднородна, молодежные субкультуры проявляются в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

Сегодня границы субкультур размываются, многие из них существуют только в интернете. Исследователи говорят также о молодежных течениях и движениях, которые могут иметь признаки субкультур. Существует множество различных классификаций молодежных субкультур, ранжирующих их по цели и характеру деятельности, направленности интересов, степени агрессивности, способу времяпрепровождения и т.д.

В процессе психолого-педагогической работы с представителями молодежных субкультур необходимо делать акцент на негативных проявлениях субкультур, которые в первую очередь должны обращать на себя внимание при практической деятельности. Зачастую можно говорить о наличии деструктивных элементов, которые необходимо знать, замечать и уметь нейтрализовать.

Неравнодушие по отношению к молодежи дает возможность определить, есть ли у общества достойное будущее или нет. Совершенно очевидно, что мало знать проблемы школьников и классифицировать их, необходимо также и деятельное участие в судьбах подрастающих поколений.

Понятие «деструктивные элементы субкультур» было введено в результате исследования наиболее актуальных субкультур, проведенного Российским государственным социальным университетом [8, с. 460]. Это понятие относится к элементам субкультур, причиняющим или потенциально способным причинить вред как своим приверженцам, так и обществу в целом.

О наличии элементов деструктивного характера говорят и другие исследования, посвященные молодежным субкультурам. В частности, отдельные исследователи выделяют асоциальные и антисоциальные субкультуры.

Для обнаружения деструктивных элементов в той или иной молодежной субкультуре (течении) необходим комплексный анализ всех ее проявлений и активностей. При выявлении в ходе анализа описанных ниже характеристик можно говорить о наличии деструктивных элементов в данной субкультуре.