Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 703
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность, особенности и основные виды молодежных субкультур
1.2 Особенности влияния молодежных субкультур на школьников
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ
2.1 Особенности профилактической работы зарубежных педагогов с приверженцами молодежных субкультур
2.2 Российский педагогический опыт профилактической работы с приверженцами молодежных субкультур
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени, в силу тех негативных социально-экономических и политических преобразований, с которыми сталкивается Российская Федерация, все большее количество школьников находит утешение в различных субкультурах. И если многочисленные субкультуры являются относительно «безобидными» и даже в чем-то полезными для молодого поколения, то другая их часть имеет деструктивный характер, не только негативно сказываясь на психологическом состоянии ее последователей, но также и может толкнуть их к асоциальному поведению и даже преступлениям.
Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был против, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название «субкультур».
Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались «неформальные объединения молодёжи», постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и «тоннели», когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума и даже вопросов.
Проблема исследования заявленной темы состоит в том, что вплоть до настоящего периода времени в психолого-педагогической науке Российской Федерации не было сформировано сколько-нибудь действенных механизмов, средств, форм и методов работы с молодежью, которая является последователем той или иной субкультуры. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать опыт зарубежных стран в данном направлении, так как в странах Европы и США работа с такой молодежью ведется уже много лет и к настоящему моменту наработано множество практических рекомендаций в данном направлении.
Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает профилактическая работа с приверженцами молодежных субкультур.
Предмет исследования – влияние молодежной субкультуры на школьников.
Целью исследования в рамках заявленной темы выступает анализ особенностей влияния молодежных субкультур на школьников, а также зарубежного педагогического опыта профилактической работы с последователями молодежных субкультур с точки зрения возможности его применения в реалиях Российской Федерации. Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие, охарактеризовать сущность, выявить особенности и охарактеризовать основные виды современных молодежных субкультур;
- проанализировать особенности влияния молодежных субкультур на школьников;
- выявить особенности профилактической работы зарубежных педагогов с приверженцами молодежных субкультур;
- проанализировать российский педагогический опыт профилактической работы с приверженцами молодежных субкультур.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность, особенности и основные виды молодежных субкультур
Культурой принято называть убеждения, ценности и выразительные средства, являющиеся общими для определенной группы людей, которые используются для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы [22, с. 105].
Под субкультурой следует понимать систему норм и ценностей, которые противопоставляют группу большинству обществ [19, с. 86]. Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры имеют лишь некоторые отклонения от национальной культуры, принятой большинством, но не являются отказом от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Молодежные субкультуры подразумевают под собой совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, модели поведения, жизненный стиль, внешнюю атрибутику и символику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры [9, с. 7]. Иными словами, можно сказать, что молодежная субкультура – это культура людей молодого возраста, которые объединены общностью стиля жизни, поведения в обществе, норм, стереотипов и ценностей. Молодежные субкультуры представляют собой систему смыслов, средств выражения, стилей жизни, которая помогает молодежи адаптироваться к взрослой жизни, выполняет определенные функции социализации индивидов, с которыми не может справиться школа, семья, государство.
Школьники воспринимают окружающий мир совсем не так, как умудренные опытом взрослые люди. Для молодежи характерно стремление стать не такими, как все, выделиться из толпы, выглядеть более значимыми в глазах других. При этом особенности психологии школьника таковы, что большинство школьников не может в одиночку выражать свои взгляды на окружающий мир. Это объясняет тот факт, что они часто объединяются, «сбиваются в стаи», где единственно возможный для них способ выживания в обществе – это ощущение поддержки себе подобных, «чувство локтя» понимающих тебя людей.
Переходный период от детства к зрелости – очень непростое время для человека. Оно наполнено множеством сложных проблем, решить которые школьник не способен, так как его жизненный опыт пока не велик, а принять помощь взрослого он не хочет из духа противоречия. Поэтому школьники стремятся объединиться со сверстниками, которые сталкиваются с похожими проблемами и имеют схожие ценности и идеалы [1, с. 20]. Такие объединения и порождают молодежные субкультуры, которые:
- создают свою собственную культуру, помогающую школьникам преодолеть трудности в адаптации к взрослой жизни:
- позволяют школьнику удовлетворить потребность в общении, в которой он остро нуждается в этот период;
- помогают выработать навыки общения, что приводит к повышению авторитета школьника в глазах сверстников;
- оказывают психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;
- способствуют адаптации школьников к трудностям взрослой жизни [3, с. 44].
Школьники не всегда доверяют общественным молодежным организациям, которые, казалось бы, тоже должны оказывать помощь школьникам в переходный период из детства во взрослую жизнь. Это объясняется тем, что молодежные общественные организации формируют группы школьников одного возраста, а самое главное, но в поле их внимания находится только общественная, а не личная жизнь школьников. Поэтому молодежь отдает предпочтение именно молодежной субкультуре, ведь принимая участие в субкультуре, молодежь играет во взрослую жизнь, где создается некий образец жизненных ситуаций и происходит обучение поведению в них.
Исследователи называют основные признаки молодежной субкультуры. Основой любой молодежной субкультуры является уличный стиль. Большая часть молодежных субкультур возникает и развивается вокруг определенного стиля музыки [10, с. 108]. Одной из основных отличительных черт молодежной субкультуры является сленг – молодежный жаргон, доступный только избранным. Пропуском в группу считается как раз владение таким специфическим языком, непонятным для взрослых и выделяющим школьника из толпы. Сленг современной молодежи включает слова и выражения, которые используются школьниками, но не воспринимаются непосвященными в качестве «хороших», общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми именно потому, что, во-первых, они знакомы более или менее ограниченному кругу людей, а во-вторых, эти слова и выражения вносят в язык особый смысловой оттенок. Кроме того, такие лексические единицы отличаются зачастую нетрадиционное, не принятое литературной нормой написание или словообразование.
Многие школьники отмечают, что их включение в субкультуры проявляется не только на уровне внешних атрибутов, но и на душевном состоянии.
Далее представляется целесообразным дать краткую характеристику основным современным молодежным субкультурам, которые распространены как за рубежом, так и в России.
Хиппи – одна из самых известных молодежных субкультур, история которой началась в США в далеких 1960-х годах. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х годов. Изначально хиппи старались протестовать против пуританской морали протестантизма, стараясь привлекать людей к природе, любовь, пацифизм. В XXI веке настоящих хиппи практически невозможно найти [23, с. 60].
Субкультура гранж появилась благодаря уникальному стилистическому направлению в рок-музыке. При этом пик расцвета пришелся на конец 1980-х – середину 1990-х годов. Родиной гранжа стал американский город Сиэтл (штат Вашингтон). Представители этой субкультуры являются настоящими почитателями следующих музыкальных групп: Pearl Jam; Alice in Chains; Nirvana; Soundgarden и др. [4, с. 138]. Эти музыкальные коллективы представляют собой «Сиэттлскую четверку», причем они исполняют качественную тяжелую музыку.
Субкультура эмо – это последний новый стиль, который напоминает готов и Glam Rock. Девушки и парни стараются визуально соотносить себя с субкультурой. При этом традиционными атрибутами стиля становятся следующие элементы: волосы, которые зачесываются набок; платки на шею; подводка для глаз черного цвета; очень узкие джинсы. Эмо с первых минут можно выделить из толпы, но при этом крайне важно понимать, что же все-таки движет ими. В большинстве случаев представители субкультуры эмо стараются проявлять свое настоящее отношение к миру, используя для этого различные визуальные атрибуты и оригинальный стиль в одежде, необычный темный макияж [2, с. 77].
Панк. Эта молодежная субкультура появилась в середине 1970-х годов. При этом она начала свое развитие сразу в нескольких странах: Великобритания; Австралия; Соединенные Штаты Америки; Канада. Панки отличаются наличием особенного мнения к обществу и политикам. При этом они получили поддержку от американского художника и продюсера Энди Уорхола, который успешно взаимодействовал с группой Velvet Underground. Солист группы, Лу Рид, - это основатель альтернативного рока, который тесно связан с панк роком.
Chik – это один из самых необычных стилей, набирающий пик своего развития каждые несколько лет. Одними из самых достойных представителей считаются Джонни Депп, а также Джастин Тимберлейк. У обоих знаменитостей отмечается особенный стиль одежды, который доказывает прямое отношение к субкультуре chik: клетчатые брюки, заправленная в брбки футболка, классические кроссовки.
Субкультура рокеров начала активно развиваться в середине 60-х годов. Пик пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В то время рокеры были выходцами из рабочих семей, поэтому они представляли собой необразованное и проблемное общество. В последнее время образ рокеров воспринимается совсем по-другому, привлекая к себе все больше положительного внимания. Основные отличия рокерской одежды: кожаная куртка, причем в большинстве случаев куртки украшаются значками и надписями; большие ботинки; поношенные джинсы; длинные волосы. При этом допускается зачес назад. Главный атрибут рокеров – это мотоцикл, который также может быть украшен различными надписями и символами. В большинстве случаев мотоцикл воспринимается в виде атрибута свободы, власти, стремления к эмоциональному накалу [6, с. 561].
Gansta Rap – это субкультура, которая начала свое развитие в конце 1980-х годов. Субкультура напрямую связана с hardcore rap, который является жестким и шумным направлением рэпа. Во многих ситуациях тексты песни с 100% точностью отображали реальность, но иногда они оказывались преувеличенными версиями комиксов. Hardcore rap, несмотря на свое оригинальное исполнение, остался одним из самых успешных направлений hip-hop.
Glam Rock – это романтическое направление субкультуры рок. Музыкальное движение возникло в Великобритании в начале 1980-х годов, которое сумело оказать серьезное влияние на поп и рок сцену Англии. Glam Rock представляет собой своеобразную альтернативу панк-культурам, так как она воспевала гламурные стороны жизни и оставляла вне внимания социальный протест.
Масленок – это отросток культуры британского Teddy Boy. Эта субкультура, прежде всего, имеет прямое отношение к парням. В большинстве случаев парни одеваются следующим образом: узкие джинсы; Т-майки из плотных материалов; волосы, которые должны быть причесаны назад. В каждом случае британский Teddy Boy старается наполнить свою жизнь музыкальными автоматами, автомобильными путешествиями, коктейль-барами.
Dandy Flapper – это субкультура, которая преобладала у девочек. Представительницы прекрасного пола старались выглядеть соответствующим образом: красная помада; разноцветные платья; прилизанные волосы; прически, украшенные блестками. Dandy Flapper привлекал и мужчин, которые ограничивались твидовым костюмом и котелком.
Воркаутеры (уличные гимнасты, турникмены). Название произошло от английского «workout», что в переводе означает тренировка. Эти позитивные ребята – приверженцы здорового образа жизни. Их основная цель - красивое накачанное тело, обретение силы и выносливости.