Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 700
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие, сущность, особенности и основные виды молодежных субкультур
1.2 Особенности влияния молодежных субкультур на школьников
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ
2.1 Особенности профилактической работы зарубежных педагогов с приверженцами молодежных субкультур
2.2 Российский педагогический опыт профилактической работы с приверженцами молодежных субкультур
Отрицательные характеристики субкультур можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- самоуничтожение – субкультура несет в себе угрозу жизни и здоровью своих членов;
- асоциальность – субкультура ориентирует своих членов на асоциальные системы ценностей;
- агрессия – принадлежность к субкультурам несет угрозу другим членам общества;
- изоляция – субкультура меняет идеологию человека, модель реальности, приводя к изоляции от общества [21, с. 299].
Наиболее серьезным деструктивным элементом стоит признать изоляцию школьника от родителей и друзей. Изоляция приводит к одиночеству, которое наиболее разрушительно воздействует именно в школьном возрасте. При этом убеждение в необходимой изоляции от родителей, друзей и близких может очень логично и конструктивно обосновываться внутри самой субкультуры.
Избегая одиночества, школьник примыкает к социальной группе (субкультуре), начинает разделять ее принципы. Особенно эффективен механизм изоляции от родных и близких, если в семье ребенок испытывает дискомфорт, моральное и физическое насилие. В таком случае ребенку нечего противопоставить влиянию субкультуры, он подпадает под него и, зачастую, уходит из дома.
Изоляция в идеологическом плане приводит к тому, что школьник начинает читать только «свою» литературу, «правильную», «полезную». Постепенно это приводит к неприятию других точек зрения, вплоть до агрессивного отношения к инакомыслящим. Постепенно в объединении появляются свои «библии», гуру и т.п.
Негативное воздействие также часто связано и с требованием иррациональной веры в те или иные постулаты, правила объединения, движения, течения. Такая вера часто опирается на псевдонаучные открытия, мнения лжепророков и т.п.
Деструктивные элементы могут существовать в разном соотношении в отдельных течениях и движениях. Дисбаланс в смысловой структуре субкультуры может приводить к деструктивности. Например, патриотические течения участвуют в социально полезной деятельности, активно взаимодействуют друг с другом и с представителями других социальных структур. Однако, например, лозунг «Я люблю Россию!» при нарушении баланса может быть усилен до националистического, что, в конце концов, может привести к позиции «Россия – для русских!».
Важно отметить, что в обоих вариантах патриотическое движение может привлекать православную молодежь. При этом для представителей второго варианта трактовки патриотизма вера проявляется в агрессивном навязывании своих принципов всем окружающим. И здесь на поверку ложное понимание православия – как веры исключительно русских – может стать идеологической базой радикальной молодежи.
В подобной ситуации важно обратить внимание школьника на наднациональный и надклассовый характер христианской миссии с момента возникновения Церкви.
Среди общих рекомендаций по работе с представителями молодежных субкультур можно выделить три наиболее значимых принципа, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:
1. При работе с представителями молодежных субкультур и течений следует учитывать, что школьник, с которым ведется работа, зачастую уже привык к определенному микроклимату в своей социальной группе. Школьник ощущает себя в комфортной среде, привыкает к определенному стилю общения, кругу друзей, что в совокупности формирует чувство привязанности к субкультуре.
2. Для работы с приверженцами молодежных субкультур, специалисту необходимо знать особенности каждой субкультуры (течения) и жизни в них. Поэтому специалистам, которые работают с последователями молодежных субкультур, следует выявлять и учитывать, как минимум такие сведения:
- сила влияния субкультуры и степень вовлеченности школьника в среду субкультурного общения;
- систему санкций, свойственную той или иной субкультуре. Такая система проявляется в наличии различных форм и методов поощрения и наказания, с помощью которых лидеры добиваются нужного поведения от своих сверстников. Отдельные формы санкций могут быть социально опасными;
- роли, которые школьник «обязан» или вынужден исполнять при неформальном общении. Некоторые роли могут мешать полноценной жизни, здоровью, гармоничному развитию. Важно также учитывать, что человек может испытывать трудности самовыражения в обществе, но являться лидером при неформальном общении среди «своих», во внешкольном социуме, в субкультурном объединении.
3. Характеристика окружения и семьи школьника. Трудно воспитать что-либо положительное в ребенке, если это не находит поддержки в кругу семьи [23, с. 110].
Системный подход к изучению той или иной субкультуры невозможен без анализа следующих данных:
- внешнее описание (характерные черты сообщества);
- профильные аккаунты в соцсетях (вконтакте, facebook,instagram);
- сайты представителей этой субкультуры (информация о представителе, его образе жизни, например, странички в «Живом Журнале» livejournal.com);
- музыкальные предпочтения, кино, книги и т.п.;
- герои – образы (кто является «иконой» для этой субкультуры, кто ярче всего выражает ее идеал);
- смыслы – какие основные положения этой субкультуры, чем занимаются ее члены, за что и против чего выступают, как проводят досуг, где встречаются, и т.п. [15, с. 90].
Необходимо помнить, что не стоит сразу стремиться к однозначному решению проблемы, с которой обратился школьник. Первый шаг заключается именно в том, чтобы принять и выслушать его. Только после этого можно искать способы работы, индивидуальные для каждого.
Помощь представителям молодежных субкультур может стать успешной при наличии следующих условий:
- безусловное принятие школьника, какие бы идеи он ни разделял; информирование его о возможных социальных последствиях;
- выстраивание диалога между культурой и субкультурой на базе общекультурных образцов;
- помощь в овладении школьниками необходимыми социально приемлемыми способами самовыражения, помощь в творческой самореализации [13, с. 377].
Практические шаги по работе с представителями молодежных субкультур включают в себя несколько направлений, среди которых:
- адаптация и использование позитивных субкультурных смыслов и форм для миссии среди молодежи;
- профилактика негативного влияния субкультур;
- реабилитация пострадавших от деструктивных элементов субкультур [1, с. 22].
Деятельность по включению представителей молодежных субкультур в жизнь общества и по профилактике деструктивного воздействия субкультур может включать в себя несколько компонентов, описанных ниже.
Создание структур (например, центров), в которые школьник может обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации. Важно понимать, что подобный центр должен способствовать не только профилактике различного негативного воздействия субкультур, но и работе с другими актуальными проблемами, волнующими школьников (например, насилие в семье или травля в школе).
Важно организовать разностороннюю работу на базе досугового в городе, районе или области. Это может быть формат духовно-просветительских центров для молодежи, где школьник может заниматься астрономией или танцами, где могут проходить научные конференции и киноклубы, где может работать молодежный медиацентр и центр поддержки подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разные направления деятельности позволяют охватить разную молодежь, показать широкие спектры направлений работы.
Также хороший эффект может оказать создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик. Участие школьников в деятельности такого сообщества способно содействовать их самопринятию, овладению различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах, освоению правильных навыков общения (в том числе конструктивного диалога со взрослыми и с представителями других субкультур).
Сюда же можно отнести вовлекающие активности различного характера (походы, форумы, конференции, благотворительные мероприятия и т.п.). При работе со школьниками наиболее успешным видится способ вовлечения в различные виды активности. Совместная деятельность сплачивает людей и раскрывает отдельного человека как личность.
Через совместную работу и общение школьник будет впитывать принципы поведения в социуме.
К работе с молодежью также могут привлекаться священники, взрослые добровольцы, для которых это становится своеобразным послушанием, а также профильные специалисты на договорной основе.
Невозможно охватить все направления работы одному, но привлечение хорошего специалиста своего дела, например, художника или историка, которые могли бы оказать помощь в проведении различных молодежных активностей, является посильной задачей.
Также необходимо несколько слов сказать о том, как религия может положительно сказаться на интеграцию представителей молодежных субкультур в современное общество.
Необходимо продолжать работу Церкви в школах с учетом выявленных проблем выхода в светские организации. Такая работа не должна сводиться к простому присутствию на праздниках и к протокольным речам. Необходимы совместные действия по организации реальных живых проектов.
Священнику, работающему с молодежью, важно знать актуальный православный медиаконтент, который можно посоветовать школьникам. Необходимо понимать, что апелляция к бумажным источникам может быть не услышана. Желательно иметь перечень актуальных и понятных ресурсов, которые можно рекомендовать подросткам. Необходимо знать, какие видео смотрит подрастающее поколение, рекомендовать им к просмотру видео с положительным смыслом.
Хороший эффект может оказать привлечение к работе с последователями молодежных субкультур представителей православной молодежи. Зачастую школьник может не слышать священника, но сможет услышать равного себе. Поэтому есть смысл приглашать для работы активных представителей православного молодежного движения. Отдельным направлением в этой сфере может стать организация молодежных медиацентров для православных волонтеров на базе духовно-просветительских центров или воскресных школ. Такие медиацентры могли бы помочь православной молодежи сформировать или повысить медиакомпетенции и медиаграмотность с целью развития способности убедительно говорить о жизни в Церкви школьников [3, с. 59].
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что эффективное взаимодействие с представителями молодежных субкультур невозможно без наличия специальных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть возможность разработки совместной c ВУЗами серии курсов повышения квалификации по психолого-педагогическим основаниям работы со школьниками, по техникам психологической реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей влияния молодежной субкультуры на школьников, а также особенностей применения зарубежного и отечественного педагогического опыта профилактической работы с представителями различных молодежных субкультур.
Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет). Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В России они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.
Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а «флэт», где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.
Также можно сделать вывод о том, что обращение к зарубежному опыту педагогической работы с молодежными субкультурами обусловлено возможностями его использования в отечественной практике, что позволило выявить ряд его основных характеристик:
- реализация большого количества социально-педагогических профилактико-превентивных программ с целью предупреждения развития чувства социального отчуждения, ведущего впоследствии к участию в субкультуре;
- оказание психолого-педагогической помощи участникам молодежной субкультуры в условиях их привычного окружения (семья, учебные учреждения, молодежные клубы или организации) с установлением уважительных и доверительных отношений;
- использование таких методов педагогической деятельности, как групповое и индивидуальное консультирование школьников и их родителей;
- ролевое проигрывание проблемных ситуаций; организация дискуссий; беседы информационно-просветительского характера.