Файл: Влияние молодёжной субкультуры на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 665

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Времяпровождение воркаутеров подразумевает активные спортивные тренировки. Они занимаются не в фитнес-клубах, а на открытом воздухе. Их можно встретить на дворовых площадках, оборудованных тренажерами, турниками и брусьями. Комплексы упражнений они обычно находят в интернете, предпочитая не тратиться на услуги фитнесс-тренера. У воркаутеров в приоритете здоровое питание, отказ от курения и употребления алкоголя.

Современные воркаутеры предпочитают спортивный стиль, выбирая одежду известных брендов. Спорт-стайл помогает им подчеркнуть красоту своего тела и выразить социальные взгляды.

Хипстеры. Словом «хипстер» (от английского «to be hip» - «быть в теме») изначально называли движение любителей джаза. Современные хипстеры – интеллектуальная, обеспеченная молодежь, следующая прогрессивным тенденциям современного общества. Хипстеры не представляют жизнь без продвинутых гаджетов и девайсов, преимущественно компании Apple. Они заводят профили во всех популярных соцсетях (Инстаграм, Твиттер), ведут личные блоги. Список интересов этих продвинутых ребят весьма обширен. В него входит альтернативная музыка, авангардное искусство, артхаусное кино.

Распознать хипстера непросто: в нем есть что-то от эмо, хиппи и панков. Приветствуются длинные волосы, борода у парней, цветные очки с толстой оправой, шляпы. В фаворе винтажная одежда: джинсы-скинни, клетчатые рубашки, ковбойские сапоги, яркие кеды, майки с прикольными девизами, объемные шарфы.

Ванильки (ванильные). Эта специфическая субкультура появилась в начале 2010-х и распространена в основном среди девушек-подростков. Название произошло то ли от любви к одежде ванильных оттенков, то ли от любви к сладостям, то ли восходит к названию фильма «Ванильное небо». Их мировоззрение строится на трёх идеях:

- во-первых, это подчёркивание женственности, нежности, слабости (любовь к кружевам, пастельным тонам, каблукам и лёгкому макияжу). Может быть, это стало реакцией на навязывание девушкам образа сильной женщины. А может быть, девочки, выросшие в семьях советского образца (где мать сначала работала наравне с отцом на заводе, а потом ещё столько же готовила борщ дома), почувствовали, что новое время даёт им возможность прожить не такую, как у матери, жизнь;

- вторая особенность – любовь к депрессивности, скрытому трагизму. Любая субкультура так или иначе бунтует против общества, но у ванильных это «тихий бунт» – уход в себя, отстранение от общества;

- и, наконец, ванильные выбирают особый тип одежды. Часто это принт с британским флагом или надпись «I love NY», больше очки, неаккуратный пучок волос. Считается, что ванильные – предшественники всем известных хипстеров [9, с. 8].


Слово «ванильный» стало нарицательным и обозначает всё приторно-нежное. А сами ванильки – неизменный предмет шуток в Интернете.

Тамблер-гёрл (веб-панк). «Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями и т.д. В отличие от субкультур прошлого, им не надо «заморачиваться» с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов, например, в социальной сети «ВКонтакте». А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.

Если ванильки подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Тамблер-гёрл обожают принцесс и единорогов, видимо, из-за желания привнести в жизнь постмодерниста-потребителя хоть немного сказки

Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумные шутки, интересные образы и глубокие мысли там сложно найти. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей. Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете.

Одна из самых современных субкультур зародилась в Южной Корее и нашла в России благодатную почву. Она состоит из фанатов корейских музыкальных групп (K-POP). Название «корейская волна» (халлю) родом из Китая, на который она нахлынула гораздо раньше нас. Сегодня халлю вовсю теснит субкультуру анимешников (отаку) - поклонников японской мультипликации анимэ и комиксов манга [8, с. 461].

Соответственно, возникает вопрос: в чем же секрет такой неимоверной популярности корейских групп во всем мире? Во-первых, их довольно массовый состав: от 5 до 10 человек. Между участниками коллективов существуют сложные отношения, следить за которыми можно как за сериалом. В среде поклонников K-POP ценятся постеры с изображением кумиров. «Корейская волна» также включает в себя увлечение кухней, видеоиграми, фильмами и языком Южной Кореи.

Идеальная внешность для поклонников субкультуры выражается понятием «ольджан», что переводится как «красивая мордашка». Так называют людей с огромными глазами, маленьким носом и губами. Кукольные пропорции лица достигаются, как правило, благодаря пластической хирургии и фотошопу.


Готы. Название «гот» произошло от английского «gothic», что значит «варварский, грубый». Неизвестно, кого имел в виду Глеб Самойлов, когда пел: «Я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет», но его слова метко описывают портрет современного гота. В отличие от предыдущих миролюбивых направлений, субкультура готов не столь безопасна. Она проповедует разрушительные тенденции для человеческой психики: в почете черная магия, мрачный пессимизм, романтическое восприятие смерти. Культивирование и эстетизация смерти не означает, что готы к ней стремятся. Большинство поклонников этой мрачноватой субкультуры любят жизнь, как и все нормальные люди, а темные образы - всего лишь эпатаж.

Образ гота хорошо узнаваем: эта субкультура разработала довольно сложную готическую моду, главное в которой - черный цвет в сочетании с серебряными украшениями. Серебро для готов - символ Луны, покровительствующей потусторонним силам. Каноничный образ таков: молодой человек в черной одежде, с темными волосами и губами, контрастирующими с болезненно белым лицом. Могут присутствовать ирокезы, зачастую кислотных оттенков или частичная выбритость волос.

Геймеры. Поклонники этой молодежной субкультуры видят смысл жизни в компьютерной игре. Но современный геймер – это не просто школьник, увлеченно гоняющий на машинках или стреляющий из танка. Это целый мир с собственным сленгом, в котором устраиваются чемпионаты с миллионными призовыми фондами. Жаргон геймеров, пожалуй, богатейший среди всех современных субкультур. Многие словечки стали знакомыми для интернет-пользователей, например, «косплей», «баг» или «аккаунт».

По степени увлеченности геймеры делятся на «легковесных», «продвинутых», «увлеченных», «хардкорщиков», «киберспортсменов», которые зарабатывают деньги на участии в турнирах. Остальные же предпочитают выпрашивать деньги у родителей, чтобы купить очередную приставку, прокачать новую игрушку. Если геймер становится «увлеченным», то он все больше начинает погружаться в виртуальную реальность. Мама, учеба в школе отходят на второй план. Опасность субкультуры связана с тем, что она вызывает игровую зависимость, избавиться от которой самостоятельно довольно трудно. Геймеров мало заботит внешний вид, поэтому они могут одеваться неопрятно. К моде относятся спокойно. Предпочитают футболки с героями популярных игр.

Фрики. Субкультура сформировалась в 60-е годы в Америке и имеет множество интерпретаций. Фрики самовыражаются через искусство, объект которого - собственное тело. С английского freak переводится как «урод, чудак». В прошлом фриками называли и людей с психическими отклонениями или физическими недостатками. Современный фрик – это экстравагантный человек с эпатирующим поведением или внешностью. Он напрочь отказывается от моральных устоев общества и общепринятых стереотипов поведения.


Внешний вид фриков шокирует. Характерные приметы: жуткие татуировки, пирсинг на лице и по всему телу, огромные проколы в ушах. Особые фанаты прибегают к модификации тела: режут язык, делают шрамы, вживляют под кожу различные предметы, меняют цвет радужки глаза. Свою экстремальную красоту они подчеркивают провокационными прическами (ирокезы, дреды), эпатирующими одеяниями. Наряду с футбольными фанатами, фриков относят к наиболее опасным молодежным субкультурам.

Молодёжные субкультуры в том виде, в каком их знают современные исследователи, появились после Второй Мировой войны, когда подростки наконец-то обзавелись деньгами и временем для поиска самоидентификации. В 50-е и 60-е годы случился настоящий бум субкультур, многие из который в том или ином виде существуют и сегодня (например, байкеры или хиппи).

Но с появлением Интернета многое изменилось. Если раньше настоящий рокер оставался рокером всегда и везде, то сейчас субкультура – это маска, которую можно надеть и снять. Сегодня вечером молодой человек может обсуждать с хипстерами свежий роман Паланика – а завтра надеть кожаную куртку и берцы, чтобы пойти на рок-концерт в подвальный бар в компании панков – и никто его осуждает, потому что фрагментарное вхождение в субкультуру – сейчас норма.

Информация о субкультурах стала доступна всем, и часто их имидж становится предметом пародий. А ещё Интернет размывает возрастные границы. Раньше «переболеть» субкультурой можно было в десятилетний промежуток между концом детства и окончательным началом взрослой жизни. Теперь даже ребёнок имеет практически неограниченный доступ к информации и может выбирать себе ту модель поведения, которая ему близка, да и взрослые не желают отказываться от привычных образов [20, с. 74]. В результате в субкультуру входят не только подростки, но и дети, и совсем зрелые люди.

Новые субкультуры не соответствуют перечню признаков, определяющих субкультуры раньше. Это даже даёт некоторым исследователям повод говорить о том, что субкультур больше не существует и на смену им пришли «культурные миксы» [13, с. 222].

1.2 Особенности влияния молодежных субкультур на школьников

В молодежных субкультурах школьников привлекает, прежде всего, возможность самовыражения. «Быть не таким, как все,» – один из самых популярных лозунгов поколения XXI века. Конечно, рассказать о всех субкультурах в рамках одной статьи невозможно. Объединяет все субкультуры одно: создание своей реальности, то есть, пусть даже агрессивного и жестокого, но иного мира. Они слушают определенную музыку, имеют свой собственный псевдостиль и взгляды на жизнь. Как уже было отмечено, в Россию большинство молодежных неформальных движений пришло с запада, в частности из Америки (эмо, неформалы и др.). Зародившись еще во времена перестройки, эти течения особенно распространились сейчас.


Нередко ребята, подверженные влиянию различных субкультур, становятся уязвимыми и для сект. Субкультура, как и секта, явно подменяет истинные ценности, зачастую имея деструктивный характер. Однако, необходимо отметить, что секта и субкультура – это не одно и тоже, тем не менее, но их объединяет то, что они формируются как альтернатива или протест общепринятой культуре. Находясь в неформальном движении, молодежь переживает этап взросления – поиска смысла и истины, - сектанты же уверены, что эту истину нашли, а это есть зацикливание на собственной ложной идеологии [1, с. 24].

Надо отметить, что на эту проблему педагоги имеют совершенно разные взгляды. Кто-то даже одобряет, поддерживает эти течения и не видит ничего плохого в том, что молодежь таким образом самореализуется. Душа школьника находится в поиске – именно этим и пользуются хитрые сектанты и основатели неформальных течений. Другие специалисты в качестве профилактики предлагают чаще упоминать об опасности подобных субкультур для личности человека – его физического и духовного здоровья [8, с. 462]. Конечно, осуждать ребят, находящихся под влиянием агрессивных субкультур, нельзя. Им просто нужно помочь, показать другой путь.

По мнению психотерапевтов и социологов, пребывание молодежи внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но все же они признают, что вред человеческой личности этот период может нанести неизмеримый. Сначала дети меняют свой внешний вид, возникают странности в поведении, а потом, если подросток не остановится, последствия могут быть самые тяжелые.

Также есть мнение о том, что молодежные субкультуры - это одна из попыток найти духовность. В основе каждой из течений, о которых было сказано выше, лежит одно и то же - протест. Он может быть направлен на отдельные аспекты реальности - войны, терроризм, безразличие человека к другим, одиночество. Он также может выражаться в странных, а иногда даже деструктивных формах - внешнему виду, употреблении наркотиков, спиртного, совершении самоубийств, пропаганде насилия, но суть всегда та самая - невозможность существовать на уровне животного.

Таким образом, можно сказать, что субкультура - это «ребенок» современной культуры. И здесь следует подчеркнуть один нюанс. На самом деле, наличие субкультур и принадлежность к одной из них школьника еще не является злом. Дело в том, что в подростковом возрасте человек очень нуждается в социализации, которая возможна только в среде сверстников. Поэтому в это время друзья становятся для него более остро необходимыми, чем семья, которая выходит из поля непосредственного интереса подростка. Разумеется, это не означает, что ему больше не нужен отец и мать - нужны и даже очень. Но подросток не чувствует остро этой потребности, и его внимание концентрируется вокруг внешнего мира, друзей, увлечений, хобби, которые могут совпадать с одним из течений молодежной субкультуры.