Файл: Полномочия Государственной Думы Российской Федерации и полномочия Совета Федерации Российской Федерации в создании законов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Государственная дума

В ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации отражены вопросы ведения Государственной Думы, к которым относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству России;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности[3].

Государственная Дума рассматривает законопроекты, принимает федеральные законы, участвует в принятии федеральных конституционных законов и законов РФ о поправках к Конституции РФ (статьи 104, 105, ч. 3 ст. 107, статьи 108, 136 Конституции).

Согласно ст. 125 Конституции России Государственная Дума наделена полномочиями обращаться с запросами в Конституционный Суд о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Правительства России; конституций и уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. Государственная Дума также может передать на рассмотрение Конституционного Суда спор о компетенции или просить Конституционный Суд о толковании Конституции.

Государственная Дума наделена широким спектром контрольных полномочий в отношении Банка России, реализующихся на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Государственной Думой назначаются пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Государственная Дума решает вопрос о лишении неприкосновенности назначенных ею аудиторов Счетной палаты.


В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума из своего состава избирает Председателя Государственной Думы и его заместителей, образует в своей структуре комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает свой регламент.

Итак, Совет Федерации как конституционно-правовой институт играет ключевую роль в процессе государственного управления, однако имеет ряд особенностей и проблемных моментов при реализации своих полномочий.

Во-первых, это вопросы формирования и состава «верхней» палаты парламента. Поправки, уставленные в Конституции Российской Федерации 21.07.2014 г., вызвали ряд недовольства среди исследователей в области парламентского права. Решить их возможно только путем народного голосования.

Во-вторых, нами был рассмотрен вопрос определения правового статуса и требований, предъявляемых к кандидатам в члены Совета Федерации. Установлено, что некоторые члены Совета Федерации осуществляют свою деятельность на незаконной основе, и предложили законодательно закрепить дополнительные требования к наделению их полномочиями члена Совета Федерации.

В-третьих, определяя полномочия Совета Федерации в законодательном процессе, мы пришли к выводу, что необходимо установить конкретные рамки для высказывания Советом Федерации замечаний и предложений по законопроектам, которые рассматриваются в Государственной Думе во втором чтении. По сути дела, это не запрещено и сейчас, однако Совет Федерации детально этим вопросом не занимался. Такой порядок необходим для того, чтобы другие участники законодательного процесса, в частности Совет Федерации, успевали выражать свою позицию по обсуждаемым законопроектам и вносить свои поправки. Формально закрепить данный процесс позволит внесение поправок в Регламент Совета Федерации.

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации

В каждом регионе РФ есть законодательный орган, сформированный на представительной основе. Эти институты являются постоянно действующими. Рассмотрим подробнее особенности законодательных органов субъектов РФ.

Наименование и структуру законодательного органа субъект РФ определяет самостоятельно. При этом учитываются национальные и исторические традиции и условия.

Названия законодательных органов субъектов РФ различны. К примеру, в Санкт-Петербурге – это Законодательное собрание, в Ямало-Ненецком АО – Госдума, в Самарской обл. – Губернская дума, в Карачаево-Черкесской республике – Народное собрание, в Хакасии – Верховный совет.


В ряде субъектов РФ законодательный орган имеет сложное наименование. Например, в Адыгее – Хасе, в Башкортостане – Курултай, в Якутии – Ил Тумэн[4].

Как правило, законодательные органы субъектов РФ однопалатные. Однако в ряде регионов эти институты состоят из 2 палат (например, в Тыве, Свердловской обл.). Ту палату, которая непосредственно принимает законы, именуют нижней. Верхняя, в свою очередь, рассматривает принятые законопроекты, одобряет или отклоняет их.

Избрание депутатов в региональные представительные органы осуществляется населением соответствующего субъекта тайным голосованием. Не менее половины законодательного органа субъекта РФ (если двухпалатный – не меньше 50 % от одной из палат) должно баллотироваться по единому округу пропорционально общему числу голосов, которые были отданы за списки кандидатов от избирательных блоков, объединений.

Рассматриваемые институты власти обладают правами юридические лица. У каждого законодательного органа есть своя гербовая печать.

Вопросы, касающиеся материально-технического, финансового, информационного, организационного, правового обеспечения своей работы, представительные органы решают самостоятельно. Затраты на деятельность законодательного органа субъекта РФ предусматриваются отдельной строкой (статьей) регионального бюджета.

Полномочия Все они подразделяются на три крупных блока:

1. Сфера государственно-правового устройства.

2. Социально-экономическое и финансовое направления.

3. Внешние и международные отношения.

Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ в сфере государственно-правового устройства включают в себя:

- Принятие конституции (устава) региона, внесение в нее поправок.

- Законодательное регулирование по вопросам, находящимся в ведении субъекта и совместном ведении с РФ.

- Толкование законов.

- Контроль соблюдения и исполнения положений конституции (устава), других нормативных актов, бюджета, порядка распоряжения региональной собственностью.

- Административное и муниципально-территориальное разделение субъекта.

- Законодательную инициативу в ФС РФ.

- Установление правил созыва и проведения референдума в регионе, выборов, в том числе и в муниципальные органы.

- Утверждение планов управления субъектом, структуры высшего регионального исполнительного института власти.

- Одобрение кандидатуры в высшую исполнительную структуру.


- Снятие с поста высшего должностного лица региона (президента, главы администрации, губернатора).

- Учреждение госнаград субъекта, установление почетных и специальных званий[5].

В финансовой сфере и сфере социально-экономического развития реализуются следующие полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ:

- Утверждение бюджета и отчета о его исполнении.

- Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению субъекта, определение порядка их взимания.

- Утверждение программ по социально-экономическому развитию региона.

- Определение порядка формирования и деятельности валютных и внебюджетных фондов региона, утверждение отчетов о расходовании их средств.

- Утверждение правил управления и распоряжения региональной собственностью, в том числе паями/акциями/долями в капиталах товариществ, обществ, прочих хозяйствующих субъектов.

В сфере внешних и международных отношений законодательный орган субъекта РФ вправе одобрять проекты соглашений органов госвласти и федеральных структур о разграничении предметов ведения, утверждать международные и внешнеэкономические договора с участием региона.

Конституция РФ, федеральное законодательство, уставы и прочие нормативные документы наделяют рассматриваемые институты и многими другими полномочиями.

Работой законодательного органа руководят председатель и заместители. Их выбирают из числа депутатов. Председатель и заместители выполняют свои обязанности до формирования законодательного органа нового созыва.

Представительные институты некоторых субъектов включают в состав коллегиальные органы: президиумы или советы. Они координируют работу комиссий и комитетов, подготавливают пленарные заседания.

Законодательные институты регионов принимают акты по предметам, отнесенным к их ведению, а также совместному ведению с РФ. В число нормативных документов входят законы, уставы, конституции, заявления, обращения, постановления.

Акты, принимаемые законодательным органом по предметам совместного ведения с РФ, не должны противоречить федеральному законодательству, актам Правительства и Президента. При несоответствии применяются положения нормативных документов федеральных институтов власти.

После принятия законы направляются главе региона. Он их подписывает, а затем обнародует. При наличии оснований глава региона может воспользоваться правом отлагательного вето: вернуть законопроект с мотивированным обоснованием своего решения или с предложением о внесении корректировок.


Глава 2. Место законодательной ветви власти в системе разделения властей

2.1. Основы принципа разделения властей

Одним из наиболее важных элементов функционирования демократического государства выступает принцип разделения властей, который исключает возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного политического института.

В соответствии с теорией разделения властей реализация властных полномочий должно происходить при соблюдении следующих условий:

- законодательная, исполнительная и судебная власть должны осуществляться различными субъектами, что устанавливается и Конституцией Российской Федерацией;

- все ветви власти выступают как равные между собой и перед действующим законодательством;

- ни одна из ветвей власти не может осуществлять права, которые в соответствии с Конституцией предоставлены другим ветвям власти;

- независимая судебная власть, в соответствии с принципом разделения властей, судьи должны наделяться такими качествами как несменяемость, независимость, неприкосновенность, они должны подчиняться только действующему законодательству[6].

Основная сущность принципа разделения властей может быть сформулирована следующим образом: «различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма, которые уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточение всех властных функций в руках одной из ветвей власти». В рамках этой формулы каждая из ветвей власти занимает свои нишу и выполняет свои функции, на законодательную власть возлагается обязанность формулировать нормы права, на исполнительную власть обеспечивать их применение и исполнение, а на судебную власть разрешение споров о праве.

Без реализации принципа разделения властей не возможно создание правового государства, так как данный принцип выступает гарантией функционирования правового государства. Осуществление принципа разделения властей должно обеспечиваться наличием механизма «сдержек и противовесов». При этом, построение современного демократического государства должно обязательно строится на разделении властей. Это обусловлено тем, что в настоящее время следует четко определить функции всех государственных органов, необходимо законодательно обусловить не только компетенцию, но и ответственность всех органов государства. Конституционные нормы должны обеспечивать обязанности государственных органов осуществлять контроль друг друга. Все это и целый ряд других нововведений в законодательстве должно привести к эффективным результатам в борьбе со злоупотреблением властью. Помимо реформирования государственных органов и совершенствования их полномочий следует обеспечивать реальный контроль за деятельностью государства со стороны общества в целом и отдельных общественных образований. Все это требует реализацию свободы средств массовой информации.