Файл: Полномочия Государственной Думы Российской Федерации и полномочия Совета Федерации Российской Федерации в создании законов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что ни один орган государства не должен претендовать на полное осуществление государственной власти в государстве. В то же время необходимо помнить, что такой подход не должен противоречить утверждению о единстве государственной власти, она не должна делится между государственными органами. Говоря о делении полномочий, следует признавать практическую необходимость разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную выступает обязательным элементом поиска идеального государственного устройства. Идея разделения властей зарождалась в работах древнегреческих и древнеримских философов. Данные идеи продолжили свое развитие и формирование в политико-правовой проблематике средневековья и нового времени. Все это выступило основой создания существующих в настоящее идей конституционализма в сфере разделения властей.

В России принцип разделения властей практически не имеет собственных исторических корней, несмотря на то, что российская политико-правовая мысль сравнительно быстро освоила идеи западного просвещения о разделении ветвей государственной власти и их органическом единстве в интересах целостности государства.

Основными принципами разделения власти являются:

- закон – высшая юридическая сила, принимаемая только законодательными органами;

- исполнительная власть занимается в основном исполнением законов;

- между исполнительной и законодательной властью должен быть найден баланс;

- судебные органы независимы и действуют в пределах своей компетенции;

- ни одна из трех властей не должна действовать только в рамках своих полномочий;

- нельзя объединять полномочия разных властей;

- все споры о компетенции решаются в Конституционном суде;

- должны существовать взаимные противовесы[7].

Рассмотрим законодательную ветвь власти.

Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, является представителем законодательной власти. Данная ветвь власти образуется и ответственна перед народом, она призвана осуществлять государственную власть в его интересах. Органы законодательной власти призваны принимать законы, определять нормативно-правовую базу деятельности государственных органов, в той или иной степени влиять на формирование Правительства и судебных органов[8].


Основной целью разделения власти является создание общества, в котором человек, его права и свободы будут высшей ценностью, а также не допущение узурпации власти в руках одного органа власти, что приведет к подавлению всех прав и свобод человека и развитию деспотии. Принцип разделения власти не допускает слияния или замещение ветвей власти.

В заключении, следует отметить, что немаловажным фактом является преодоление отрицательного отношения общественности к праву, зарождения демократических традиций и социально-правовых институтов. По мнению автора, исключительно данный подход предоставляет реальную возможность реанимировать все положительные начала, включенные в модель государственного правления.

2.2. Органы законодательной власти в США

Органом законодательной власти США является Конгресс,  состоящий из Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются 2 кандидата: от демократической и республиканской партий), в состав палаты входят также 3 представителя от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по 2 от каждого штата, но действует принцип ротации: 1/3 сенаторов обновляется каждые 2 года.

Члены Палаты представителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в Сенате председательствует Вице-президент.

В обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.

Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат.

Исполнительную власть в федерации осуществляет Президент.  Совета или кабинета министров в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и не образуют правительства, это кабинет Президента, его совещательный орган.

Вице-президент  (его кандидатура предлагается кандидатом в президенты и за нее голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента.


Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению (а не натурализованное гражданство), проживать в США постоянно не менее 14 лет.

Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации, обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев в каждой), и др.

Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции  (по уголовным и гражданским делам).

Апелляционные суды  (один на 3–8 штатов) рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд.

Верховный суд  служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации судебной системе США не известен).

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам.

2.3 Органы законодательной власти ив Великобритании

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту (старейший в мире, создан в 1265 году). Парламент состоит из монарха, Палаты лордов (750 человек) и Палаты общин (в настоящий момент 646 депутатов). В действительности под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето Палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике Палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых Палатой общин, выдвигает крайне редко.

Основная функция парламента — законотворчество. Законопроекты (билли) проходят три чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. Хотя проект закона может быть внесён в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается Палатой общин, затем передаётся в Палату лордов.


Палата общин избирается всеобщим голосованием граждан сроком на 5 лет, но может быть распущена досрочно премьер-министром с согласия монарха. За роспуском палаты следуют всеобщие выборы. Избирательное право имеют лица обоего пола, достигшие 18-летнего возраста, являющиеся подданными Соединённого Королевства, стран Содружества или Ирландской Республики, зарегистрированные в избирательном округе и внесённые в списки избирателей. Могут также голосовать британские подданные, которые постоянно проживают за границей менее 20 лет, и бездомные. Избиратели в Северной Ирландии должны прожить в своём избирательном округе не менее трёх месяцев, чтобы принимать участие в голосовании. Имеющие возможность голосовать члены королевской семьи не пользуются этим правом, поскольку на практике это могли бы счесть неконституционным.

В целом право голоса имеют более 44 миллионов человек. Голосование проводится по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства. С 1998–1999 годы при избрании новой законодательной власти в регионах, а также на выборах мэра Лондона применяются варианты системы голосования с пропорциональным элементом: на выборах парламента Шотландии, ассамблей Уэльса и Большого Лондона — «дополнительного голоса», на выборах мэра Лондона — «замещающего» голоса, на выборах ассамблеи Северной Ирландии — «единого переходного голоса». Пропорциональная система голосования (региональных партийных списков) по методу д’Ондта применялась с 1999 года на выборах в Европейский парламент.

Глава 3. Актуальные проблемы современного российского законодательства

3.1. Проблемы действия закона во времени и систематизации законодательства

В результате кодификации получается новый нормативный акт. Например, отдельно существовавшие законы: о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль, о подоходном налоге, о государственной пошлине и прочие в 1998 году объединили в Налоговый кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ – это результат кодификации. Результатом кодификации может быть и обычный закон. Например, так появился в 1992 году Закон РФ «О защите прав потребителей», объединивший некоторые инструкции и правила в сфере купли-продажи и оказания услуг.


Виды кодификации по полученным результатам:

1) основы законодательства – кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня;

2) кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определѐнном порядке переработанные нормы права, регулирующую однородную сферу общественных отношений;

3) уставы – кодифицированные нормативно-правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб;

4) положения – кодифицированные нормативно-правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции;

5) правила – кодифицированные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (правила дорожного движения)[9].

Инкорпорация – это объединение нормативно-правовых актов 1) без изменения их содержания в 2) сборники нормативных актов, осуществляется 3) органами от имени или по поручению правотворческих органов (официальная инкорпорация) или неправотворческими органами (любыми физическими и юридическими лицами – неофициальная инкорпорация).

Например, гражданин заказывает в типографии (или печатает сам) Сборник нормативных правовых актов в сфере образования, куда помещает Конституцию РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Правила оказания платных образовательных услуг, Устав университета, в котором преподает, и прочие акты. Заметьте, никакого нового нормативного акта в результате не создается и сами объединяемые акты не изменяются в результате такого объединения.

Примером официальной инкорпорации может быть Собрание законодательства Российской Федерации – официальное периодическое издание, публикующее тексты нормативных актов государственных органов власти. В нем публикуются федеральные конституционные и федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции и о соответствии Конституции нормативных актов[10].

Тексты нормативных актов в инкорпоративных сборниках могут излагаться в хронологическом, систематическом или смешанном порядке.

3. Консолидация – вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении 1) правотворческим органом множественности 2) принятых им нормативных актов путем создания крупных однородных блоков в структуре 3) нового нормативного правового акта, с утратой юридической силы объединенных актов, 4) без изменения содержания правовых норм. Консолидация содержит в себе черты кодификации и инкорпорации: от кодификации – 1) создается новый нормативный правовой акт, 2) такой акт создает правотворческий орган(в отличие от кодификации правовые нормы остаются без изменения); от инкорпорации – 1) объединяются нормативные правовые акты, 2) правовые нормы при этом не меняются (в отличие от инкорпорации консолидация осуществляется исключительно правотворческим органом). Часто в специальной учебной литературе в пример консолидации приводят Указ Президиума Верховного Совета СССР«О праздничных и памятных днях» от 01.10.1980, который заменил собой 48 нормативных документов. Каждым из этих документов ранее вводился праздничный или памятный день. Содержание правового регулирования при этом не изменилось.