Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В практике отдельных предприятий применяются разные методы сбора социальной информации, в зависимости от ситуации, но в целом дающие возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К самым распространенным относятся анкетирование, анализ документов, интервьюирование создание структурных карт, наблюдение и социальные эксперименты.

Психологические методы — это совокупность механизмов воздействия на межличностные отношения, направленных на создание оптимального психологического микроклимата. Грамотный руководитель применяет в своей деятельности систему мотивации сотрудников. Это и моральные поощрения в виде похвалы, награждения грамотой и т. д., и профессиональные, такие как повышение в должности, направление на престижные курсы и т. д., и материальные (премии, повышение оклада и т. д.). Но самой эффективной мотивацией к труду является личная заинтересованность работника в выполнении определенной работы.

Руководитель любой организации должен разбираться в факторах, влияющих на отношение работника к труду: перспективы роста, привлекательность труда, традиции, профессиональная гордость, и т. п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их.

1.3 Стили управления

Руководитель на всех уровнях системы управления организации выступает в качестве ведущего человека, поскольку именно он определяет направленность работы команды, кадровый состав, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Руководитель является лидером и организатором в системе управления.

Лидерство - способность влиять на отдельных лиц и группы, побуждая их работать для достижения целей организации.

Стиль руководства, как система методов воздействия руководителя на подчиненных, является одним из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

- директивный стиль (авторитарный);

- демократический стиль (коллегиальный);

- либеральный стиль (попустительский или анархический).

Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы влиять на них и побуждать их к достижению целей организации.

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория К. Левина (1938).


Он также, как и многие исследователи, выделяет три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный [12, 15]. Авторитарный стиль характеризуется жесткостью, требовательностью, единством командования, преобладанием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, акцентом на результат, игнорированием социально-психологических факторов. Демократический стиль основан на коллегиальности, доверии, информированности подчиненных, инициативе, творческом подходе, самодисциплине, сознательности, ответственности, поощрении, прозрачности, сосредоточении внимания не только на результатах, но и на том, как их достичь. И, наконец, либеральный стиль характеризуется низкими требованиями, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью лидера и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

Исследование К. Левина послужило основой для поиска стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.

Значительное внимание к изучению стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г. предложил континуум стилей руководства. Его крайними позициями являются лидерство, ориентированное на работу, и лидерство, ориентированное на человека, между ними находятся все другие типы лидерского поведения [17, 19].

Согласно теории Лайкерта, существует четыре стиля лидерства:

1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель обладает четкими автократическими характеристиками, не доверяет подчиненным, редко вовлекает их в принятие решений и сам формирует задачи. Основным стимулом является страх и угроза наказания, награды случайны, взаимодействие основано на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противостоянии.

2. Патерналистско-авторитарный: руководитель выгодно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение является реальным, и наказание является потенциальным, и оба используются для мотивации сотрудников. Неформальная организация частично противостоит формальной структуре.

3. Консультативный стиль: руководитель принимает стратегические решения и, демонстрируя доверие, передает тактические решения подчиненным. Ограниченное вовлечение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.

4. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основанным на широком участии персонала в управлении организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только по вертикали, но и по горизонтали. Формальные и неформальные организации взаимодействуют конструктивно.


Р. Лайкерт назвал первую модель ориентированной на задачи с жестко структурированной системой управления, а четвертую - ориентированной на отношения, которая основана на организации командной работы, коллегиальном управлении, делегировании полномочий и общем контроле. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является наиболее эффективным.

На выбор стиля управления влияют конкретные условия и обстоятельства. В связи с этим выделяют «одномерные», т.е. обусловленные каким-то одним фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или более обстоятельства при построении отношений «руководитель-подчиненный», стили руководства.

1.3.1 "Одномерные" и «Многомерные» стили управления

В 1960 году Дуглас МакГрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.

Теория Х гласит, что изначально любой человек не любит работать и будет всячески избегать работы поэтому его следует принуждать, контролировать и угрожать наказанием для достижения целей организации. Также утверждается что средний человек избегает ответственности и предпочитает, чтобы им руководили.

Теория Y, напротив, основана на мнении, что средний человек стремится к ответственности, а следовательно способен к самоконтролю. Что работа так же естественна, как игра для ребенка, в которой наградой служит результат, связанный с достижением цели.


Таким образом, были сформированы два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.

К одномерным стилям управления относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

В таблице 1.1 приведена характеристика «одномерных» стилей управления.

Таблица 1.1 – Краткая характеристика одномерных стилей управления

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Стили управления

Авторитарный стиль управления

Демократический стиль управления

Либеральный стиль управления

Приемы принятия решений

Единолично решает все вопросы

Принимая решения, советуется с коллективом

Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решений до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Принципы подбора кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавится

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию

Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение

Окончание таблицы 1.4

Характер отношений с подчиненными

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Мягкое, формальное

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Постоянно использует разные стимулы

Использует поощрение чаще, чем наказание


По мнению Дугласа МакГрегора, чтобы заставить людей работать, необходимо использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказания. Однако, по словам МакГрегора, люди таковы не по своей природе, а из-за сложных условий жизни и работы, которые начали меняться в лучшую сторону только во второй половине 20-го века. В благоприятных условиях человек становится тем, кем он является на самом деле, а его поведение отражается в другой теории - «Y». В соответствии с ней, в таких условиях люди готовы нести ответственность за дело, более того, они даже стремятся к нему. Если вы приобщаете их к целям компании, они охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а также в творчество. И такое приобщение - не функция принуждения, а награда, связанная с достижением целей. Таких работников поддерживает руководитель, который исповедует демократический стиль. Характеристика «одномерных» стилей управления была предложена отечественным исследователем Е. Старобинским.

На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных.

1.3.2 Теория «управленческой решетки»

В западном менеджменте в свое время приобрела популярность теория "управленческой решетки", разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Она основана на мнении, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия (горизонтальная) определяет внимание руководителя к производству, а вторая (вертикальная) - определяет внимание руководителя к работнику (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).

На рисунке 1.2 приведены различные стили руководства, согласно теории «управленческой решетки»

Рисунок 1.2 - Стили руководства

  • Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы только не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.
  • Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.
  • Тип 1.9 — либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.
  • Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
  • Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.