Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Организационная культура предприятий
1.2 Основные методы управления
1.3.1 "Одномерные" и «Многомерные» стили управления
1.3.2 Теория «управленческой решетки»
2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация проведенной работы
2.2 Общая характеристика базы исследования
3.1 Исследование особенностей организационной культуры в инженерной организации
3.2 Исследование методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед».
3.3 Исследование стиля руководства в компании ООО «ТехноСирвис-Лимитед»
3.4 Разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности организации
В практике отдельных предприятий применяются разные методы сбора социальной информации, в зависимости от ситуации, но в целом дающие возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К самым распространенным относятся анкетирование, анализ документов, интервьюирование создание структурных карт, наблюдение и социальные эксперименты.
Психологические методы — это совокупность механизмов воздействия на межличностные отношения, направленных на создание оптимального психологического микроклимата. Грамотный руководитель применяет в своей деятельности систему мотивации сотрудников. Это и моральные поощрения в виде похвалы, награждения грамотой и т. д., и профессиональные, такие как повышение в должности, направление на престижные курсы и т. д., и материальные (премии, повышение оклада и т. д.). Но самой эффективной мотивацией к труду является личная заинтересованность работника в выполнении определенной работы.
Руководитель любой организации должен разбираться в факторах, влияющих на отношение работника к труду: перспективы роста, привлекательность труда, традиции, профессиональная гордость, и т. п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их.
1.3 Стили управления
Руководитель на всех уровнях системы управления организации выступает в качестве ведущего человека, поскольку именно он определяет направленность работы команды, кадровый состав, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.
Руководитель является лидером и организатором в системе управления.
Лидерство - способность влиять на отдельных лиц и группы, побуждая их работать для достижения целей организации.
Стиль руководства, как система методов воздействия руководителя на подчиненных, является одним из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
- директивный стиль (авторитарный);
- демократический стиль (коллегиальный);
- либеральный стиль (попустительский или анархический).
Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы влиять на них и побуждать их к достижению целей организации.
Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория К. Левина (1938).
Он также, как и многие исследователи, выделяет три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный [12, 15]. Авторитарный стиль характеризуется жесткостью, требовательностью, единством командования, преобладанием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, акцентом на результат, игнорированием социально-психологических факторов. Демократический стиль основан на коллегиальности, доверии, информированности подчиненных, инициативе, творческом подходе, самодисциплине, сознательности, ответственности, поощрении, прозрачности, сосредоточении внимания не только на результатах, но и на том, как их достичь. И, наконец, либеральный стиль характеризуется низкими требованиями, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью лидера и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Исследование К. Левина послужило основой для поиска стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.
Значительное внимание к изучению стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г. предложил континуум стилей руководства. Его крайними позициями являются лидерство, ориентированное на работу, и лидерство, ориентированное на человека, между ними находятся все другие типы лидерского поведения [17, 19].
Согласно теории Лайкерта, существует четыре стиля лидерства:
1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель обладает четкими автократическими характеристиками, не доверяет подчиненным, редко вовлекает их в принятие решений и сам формирует задачи. Основным стимулом является страх и угроза наказания, награды случайны, взаимодействие основано на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противостоянии.
2. Патерналистско-авторитарный: руководитель выгодно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение является реальным, и наказание является потенциальным, и оба используются для мотивации сотрудников. Неформальная организация частично противостоит формальной структуре.
3. Консультативный стиль: руководитель принимает стратегические решения и, демонстрируя доверие, передает тактические решения подчиненным. Ограниченное вовлечение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.
4. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основанным на широком участии персонала в управлении организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только по вертикали, но и по горизонтали. Формальные и неформальные организации взаимодействуют конструктивно.
Р. Лайкерт назвал первую модель ориентированной на задачи с жестко структурированной системой управления, а четвертую - ориентированной на отношения, которая основана на организации командной работы, коллегиальном управлении, делегировании полномочий и общем контроле. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является наиболее эффективным.
На выбор стиля управления влияют конкретные условия и обстоятельства. В связи с этим выделяют «одномерные», т.е. обусловленные каким-то одним фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или более обстоятельства при построении отношений «руководитель-подчиненный», стили руководства.
1.3.1 "Одномерные" и «Многомерные» стили управления
В 1960 году Дуглас МакГрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.
Теория Х гласит, что изначально любой человек не любит работать и будет всячески избегать работы поэтому его следует принуждать, контролировать и угрожать наказанием для достижения целей организации. Также утверждается что средний человек избегает ответственности и предпочитает, чтобы им руководили.
Теория Y, напротив, основана на мнении, что средний человек стремится к ответственности, а следовательно способен к самоконтролю. Что работа так же естественна, как игра для ребенка, в которой наградой служит результат, связанный с достижением цели.
Таким образом, были сформированы два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
К одномерным стилям управления относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).
В таблице 1.1 приведена характеристика «одномерных» стилей управления.
Таблица 1.1 – Краткая характеристика одномерных стилей управления
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными |
Стили управления |
||
Авторитарный стиль управления |
Демократический стиль управления |
Либеральный стиль управления |
|
Приемы принятия решений |
Единолично решает все вопросы |
Принимая решения, советуется с коллективом |
Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных |
Способ доведения решений до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Принципы подбора кадров |
Боится квалифицированных работников, старается от них избавится |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию |
Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты |
Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение |
Окончание таблицы 1.4 |
|||
Характер отношений с подчиненными |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
Мягкое, формальное |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам |
Постоянно использует разные стимулы |
Использует поощрение чаще, чем наказание |
По мнению Дугласа МакГрегора, чтобы заставить людей работать, необходимо использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказания. Однако, по словам МакГрегора, люди таковы не по своей природе, а из-за сложных условий жизни и работы, которые начали меняться в лучшую сторону только во второй половине 20-го века. В благоприятных условиях человек становится тем, кем он является на самом деле, а его поведение отражается в другой теории - «Y». В соответствии с ней, в таких условиях люди готовы нести ответственность за дело, более того, они даже стремятся к нему. Если вы приобщаете их к целям компании, они охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а также в творчество. И такое приобщение - не функция принуждения, а награда, связанная с достижением целей. Таких работников поддерживает руководитель, который исповедует демократический стиль. Характеристика «одномерных» стилей управления была предложена отечественным исследователем Е. Старобинским.
На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных.
1.3.2 Теория «управленческой решетки»
В западном менеджменте в свое время приобрела популярность теория "управленческой решетки", разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Она основана на мнении, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия (горизонтальная) определяет внимание руководителя к производству, а вторая (вертикальная) - определяет внимание руководителя к работнику (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).
На рисунке 1.2 приведены различные стили руководства, согласно теории «управленческой решетки»
Рисунок 1.2 - Стили руководства
- Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы только не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.
- Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.
- Тип 1.9 — либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.
- Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
- Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.