Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Организационная культура предприятий
1.2 Основные методы управления
1.3.1 "Одномерные" и «Многомерные» стили управления
1.3.2 Теория «управленческой решетки»
2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация проведенной работы
2.2 Общая характеристика базы исследования
3.1 Исследование особенностей организационной культуры в инженерной организации
3.2 Исследование методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед».
3.3 Исследование стиля руководства в компании ООО «ТехноСирвис-Лимитед»
3.4 Разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности организации
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация представляет собой сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Для различных типов организаций характерны индивидуальные социально-психологические особенности управления.
В менеджменте и в психологии накоплен большой эмпирический материал об основах управления персоналом организации. Однако этот материал носит общий характер, что свидетельствует о необходимости выявления специфики управления персоналом в различных видах организаций, в зависимости от характера основной деятельности и отраслевой принадлежности. В связи с этим, объектом исследования в курсовой работе было выбрано управление персоналом в инженерных организациях.
Предмет исследования - выбор стиля управления в инженерных организациях.
Цель исследования: изучение факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала в инженерных организациях.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по теме исследования;
- провести исследование особенностей организационной культуры и методов управления, применяемых в инженерной организации;
- установить связь социально-психологического климата в коллективе инженерно-технических работников, а также выбранного стиля руководства с успешностью деятельности инженерной организации.
Гипотеза исследования: успешность работы инженерной организации в значительной мере определяется такими социально-психологическими факторами как организационная культура, стиль руководства и социально-психологический климат в коллективе.
Методология и методы исследования: для решения поставленных задач в курсовой работе применялся комплексный методический инструментарий, включающий теоретический анализ и обобщение, анализ результатов деятельности, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, экспертную оценку. Используемые методики: «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом», разработанная В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева [15], анкета по исследованию социально-психологического климата организации.
В качестве испытуемых принимали участие сотрудники инженерной организации ООО «ТехноСервис-Лимитед». Новизна работы обусловлена обращением к конкретному типу организаций. Установлена значимость организационной культуры, стиля руководства и благоприятного социально-психологического климата в коллективе по сравнению с иными аспектами управления персоналом инженерных организаций г. Кемерово.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Организационная культура предприятий
Эффективность управления производительностью труда на любом предприятии в значительной мере зависит от выбранного стиля и методов руководства и их умелого сочетания.
Управление организацией является непрерывным процессом влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль [1, 3].
Процесс управления предусматривает согласованные действия, обеспечивающие в конечном счете достижение общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. В любой организации должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления, а также выделены управляющая и управляемая части. На рис.1.1 показана схема взаимодействия между ними
Рис.1.1 - Взаимодействие управляющей и управляемой части деловой
организации. А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.
К управляющей части относится дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эта часть организации, как правило, называется административно-управленческим аппаратом.
Информация является входным воздействием и конечным продуктом управляющей части.
Управленческие решения на этом уровне принимаются на основании анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели.
К управляемой части относятся различные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Если речь идет о финансовой организации (например, о банке), то на его вход поступают денежные средства или ценные бумаги, векселя, акции и т.п. А выходом является информация об управлении финансовыми потоками и денежными средствами.
Организационная культура - это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к способам достижения результатов деятельности, отличающая данную организацию от всех других.
На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других [3].
С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:
- направленность действий;
- согласованность действий;
- обеспечение со стороны управленческих служб свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным;
- перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и
наблюдения за поведением сотрудников;
- личная инициатива;
- готовность сотрудника идти на риск ради достижения общих целей;
- готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;
- степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
- система поощрений;
- степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности [1].
Можно составить полную картину организационной культуры любой организации, оценивая ее по этим десяти характеристикам.
Организационная культура бывает явной и неявной. Явная, как правило, зафиксирована в официальных документах: правилах, нормах и инструкциях. Неявная культура отражается в сознании каждого члена коллектива, поддерживается традициями и верой.
Выделяют экстравертную и интравертную организационную культуру. Для экстравертной культуры характерен выбор миссии, находящейся вне области самой организации, для интравертной - обращенная внутрь организации [1].
Организационная культура на предприятии призвана помочь людям более продуктивно работать и получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой ему организационной культуре, из-за ощущения психологического дискомфорта, падает его продуктивность. И, наоборот, при соответствии организационной культуры организации и ценностных установок работника, деятельность последнего активизируется, соответственно возрастает эффективность труда. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта [1, 3, 4].
1.2 Основные методы управления
Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию работы предприятия.
Понятие метод происходит от греческого слова μέθοδος и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического, или практического познания и освоения действительности [1]. Понятие механизма управления включает средства и методы управления, призванные приводить в движение систему управления.
Выбор того или иного метода управления зависит от имеющихся или доступных в данный момент времени средств управления. Также, немаловажное значение имеют различные внешние факторы: подбор персонала, направления деятельности компании, масштаб управления и т. п.
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы управления на экономические, организационно-распорядительные или административные, а также социально-психологические [1, 7, 10].
Сущность экономических методов состоит в воздействии на сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.).
В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия.
Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратные связи, что положительным образом сказывается на функции контроля. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства [2, 6, 8].
Административные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главной особенностью административных методов является прямое воздействие на поведение работников в определенных обстоятельствах. Распоряжения и приказы вышестоящего органа, носящие обязательный характер для нижестоящих работников являются главной формой выражения административных методов [11, 16]. Данная группа методов основана на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.
Организационно-распорядительные методы — с одной стороны используются для оперативного воздействия на производственный процесс, а с другой стороны нацелены на принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства. Организационно-распорядительные методы условно подразделяют на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.
При организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления.
Нормирование — установление нормативов, то есть рамки по нижним и
верхним пределам, нормы, правила взаимодействия служб и подразделений.
Инструктирование — создание условий для осуществления процессов,
независящих от индивидуальных качеств людей, а следующих из требований системы управления.
Процесс управления на крупных предприятиях невозможен без применения распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи — обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры.
Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний.
Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением. Контроль и
проверка исполнения — необходимые части любого распорядительного документа. Функция контроля является важной составляющей процесса управления. Как текущий, так и итоговый контроль выполнения производственного задания, позволяют добиться наиболее эффективного
результата в управленческой деятельности [23, 25].
Социально-психологические методы инициируют творческую и профессиональную активность и основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении.
Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективные механизмы работы.
Эти методы управления задействуют мотивы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного психологического климата в трудовом коллективе. Используя социально-психологические методы управления, руководитель воздействует на подчиненного через удовлетворение и убеждение, внушение, «заражение идеей» и т.п. Эффективный менеджмент не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют административные и экономические методы управления.