Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главные ценности ООО «ТехноСервис-Лимитед»» - это повышение квалификации сотрудников, внимательное отношение к клиентам, взаимопомощь во имя достижения целей компании.

Миссия компании – это разработка высокотехнологичных проектов объектов связи, воплощенных в дальнейшем в реальность компетентностью и профессионализмом инженеров ООО «ТехноСервис-Лимитед».

При желании сотрудники могут переходить на работу в другие отделы, но для этого необходимо получить дополнительное образование (курсы) и сдать квалификационный экзамен на соответствие должности.

В компании приняты определенные нормы поведения: запрет на вредные привычки во время рабочего дня; уважительное отношение к коллегам и клиентам; активная жизненная позиция; настрой на результат.

Для получения более полной картины, нами было проведено анкетирование сотрудников по вопросам анкеты (Приложение А). Респондентами выступали инженерно-технические работники ООО «ТехноСервис-Лимитед». Количество опрошенных - 25 человек.

Все опрошенные заявили, что считают организационную культуру чрезвычайно важной для деятельности любой организации. Но под организационной культурой они понимают лишь её поверхностный уровень: традиции и обряды, символику компании.

Среди положительных черт организационной культуры компании ООО «ТехноСервис-Лимитед» можно выделить:

1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы.

3. Соблюдение сотрудниками дресс-кода (делового стиля одежды) четыре дня в неделю, кроме, пятницы.

5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);

6. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение тренажерного зала, бассейна.

7. Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.

Однако, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности работы организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие закреплённых письменно правил поведения, а также конкурсов профессионального мастерства.


Также примечательным является и то, что большинство работников не знают миссию, цель, стратегию и структуру своей организации, несмотря на наличие данных атрибутов в компании.

3.2 Исследование методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед».

При проведении исследований методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед», нами использовался определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о коллективе - объекте управления.

Такими приемами являлись: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем, приказов и распоряжений), наблюдения; эксперименты и некоторые другие.

Анализ методов управления, применяемых на исследуемом предприятии, показал, что руководство использует, главным образом, организационно-распорядительные, административные и экономические методы управления персоналом.

Распорядительное воздействие осуществляется через приказы, распоряжения и указания. Приказы представляют собой письменное или устное требование руководителя организации решить определенную задачу, а распоряжения и указания выражаются в форме письменных или устных требований руководителей подразделений к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

Экономические методы воздействия выражаются в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата, которая напрямую зависит от объема выполненной работы (сдельная).

К социологическим методам управления на исследуемом предприятии можно отнести:

- создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность);

- формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.);

- создание благоприятного психологического климата в коллективе;

- сложившиеся традиции взаимопомощи.

Руководством созданы необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; руководящий состав предприятия и отдельных подразделений относится с уважением к чести и достоинству подчиненных; руководство не допускает протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности.


Наряду с положительным опытом применения социально-психологических методов управления на предприятии ООО «ТехноСервис-Лимитед», в ходе сбора и анализа социальной информации о сотрудниках и коллективе в целом были выявлены также и некоторые слабые стороны.

Несмотря на то, что в ходе осуществления своей профессиональной деятельности руководители и специалисты предприятия подтверждают свою компетентность, своевременно разрешают возникающие проблемы, на предприятии наблюдаются определенные пробелы в области требовательности и дисциплины. Очевидно, что требовательность к подчиненным - это служебная обязанность руководителей и специалистов. Правильно понимая подчиненных, он создает благоприятный фон для межличностных отношений. Проявляя требовательность, руководитель должен уметь отличать хорошую работу от плохой и посредственной.

3.3 Исследование стиля руководства в компании ООО «ТехноСирвис-Лимитед»

С целью определения стиля руководства в компании среди сотрудников было проведено анкетирование по методике, разработанной В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева [15]. Опросник состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива и характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Сотрудник выбирает одно в составе каждой группы, которое в наибольшей степени соответствует мнению о руководителе.

В таблице 3.1 приведены результаты анкетирования сотрудников с расшифровкой соответствия каждого утверждения директивному, попустительскому или коллегиальному компоненту в стиле руководителя.

Директивный компонент (Д) соответствует ориентации на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных. 

Попустительский компонент пассивного вмешательства (П) - это снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений. 


Коллегиальный компонент - К 

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения. 

Таблица 3.1 - Результаты анкетирования сотрудников ООО «ТехноСервис-Лимитед» по определению стиля руководства в коллективе [15]

Группы утверждений, касающиеся руководства фирмы

Кол-во выборов

Интерпретация

1

а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему. 
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы. 
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие. 

2

21

2

Д

К

П

2

а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда ни просит. 
б. Приказывает так, что хочется выполнить, 
в. Приказывать не умеет. 

0

22

3

Д

К

П

3

а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. 
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. 
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников. 

18

0

7

К

П

Д

4

а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу 
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально. 
в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе. 

2

0

23

Д

П

К

5

а. Наверно, он консервативен, так как боится нового. 
6. Инициатива подчиненных руководителем не принимается. 
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно. 

1

5

19

П

Д

К

6

а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней. 
б. Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это. 
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает. 

19

5

1

К

Д

П

7

а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность. 
б. Ответственность распределяет между собой и своими подчиненными. 
в. Руководитель единолично принимает или отменяет решения. 

0

7

18

П

К

Д

8

а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. 
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю. 
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, a тем более возражали. 

23

1

1

К

П

Д

9

а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. 
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных. 

4

21

0

Д

К

П

10

а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. 
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие. 
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым. 

23

0

2

К

П

Д

11

а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства. 
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства. 

0

2

23

П

Д

К

12

а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. 
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны. 

0

25

0

Д

К

П

13

а. Пожалуй, он не очень требовательный человек. 
б. Он требователен, но одновременно и справедлив. 
в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым. 

0

23

2

П

К

Д

14

а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных. 
б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом. 
в. Контролирует работу от случая к случаю. 

23

2

0

К

Д

П

15

а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок. 
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры. 
в. Не может влиять на дисциплину. 

20

5

0

К

Д

П

16

а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении. 
б. С руководителем работать интересно. 
в. Подчиненные предоставлены самим себе. 

0

25

0

Д

К

П


Результаты исследования показали, что в стиле управления, выбранном руководителем компании ООО «ТехноСервис-Лимитед» преобладает коллегиальный компонент, что соответствует демократическому стилю управления.

3.4 Разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности организации

  1. Руководителю необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности; развивать систему мотивации в соответствии с изменениями потребностей; создавать ситуации, в ходе которых работники удовлетворяют свои потребности во благо целей организации. Основная задача – определить психологический портрет работника, имеющего одну активированную потребность, и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с пользой для организации [7].
  2. После изучения психологического портрета каждого работника людей с потребностью во власти следует готовить на руководящие должности и не назначать их на должности ниже среднего ранга. Людям с потребностью в успехе, ставить сложные задачи и делегировать достаточно полномочий для их решения, гарантировать им конкретное вознаграждение по результатам труда; создать и сохранять неформальные коммуникации с помощью людей с сильной потребностью в причастности, так как они проявляют наибольшую преданность фирме.
  3. Руководитель должен дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низших уровней удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как основные. И напротив, не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.
  4. Руководителю необходимо четко формулировать цели и задачи, поставленные перед исполнителем и предварительно оценивать соответствие работника поставленной перед ним задаче с целью наилучшего ее выполнения и обеспечения сотруднику удовлетворения от процесса решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенной работы выявлены основные особенности организационной культуры и стиля управления в компании ООО «ТехноСервис-Лимитед» и их связь с успешностью деятельности инженерной организации.