Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Организационная культура предприятий
1.2 Основные методы управления
1.3.1 "Одномерные" и «Многомерные» стили управления
1.3.2 Теория «управленческой решетки»
2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация проведенной работы
2.2 Общая характеристика базы исследования
3.1 Исследование особенностей организационной культуры в инженерной организации
3.2 Исследование методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед».
3.3 Исследование стиля руководства в компании ООО «ТехноСирвис-Лимитед»
3.4 Разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности организации
Главные ценности ООО «ТехноСервис-Лимитед»» - это повышение квалификации сотрудников, внимательное отношение к клиентам, взаимопомощь во имя достижения целей компании.
Миссия компании – это разработка высокотехнологичных проектов объектов связи, воплощенных в дальнейшем в реальность компетентностью и профессионализмом инженеров ООО «ТехноСервис-Лимитед».
При желании сотрудники могут переходить на работу в другие отделы, но для этого необходимо получить дополнительное образование (курсы) и сдать квалификационный экзамен на соответствие должности.
В компании приняты определенные нормы поведения: запрет на вредные привычки во время рабочего дня; уважительное отношение к коллегам и клиентам; активная жизненная позиция; настрой на результат.
Для получения более полной картины, нами было проведено анкетирование сотрудников по вопросам анкеты (Приложение А). Респондентами выступали инженерно-технические работники ООО «ТехноСервис-Лимитед». Количество опрошенных - 25 человек.
Все опрошенные заявили, что считают организационную культуру чрезвычайно важной для деятельности любой организации. Но под организационной культурой они понимают лишь её поверхностный уровень: традиции и обряды, символику компании.
Среди положительных черт организационной культуры компании ООО «ТехноСервис-Лимитед» можно выделить:
1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы.
3. Соблюдение сотрудниками дресс-кода (делового стиля одежды) четыре дня в неделю, кроме, пятницы.
5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);
6. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение тренажерного зала, бассейна.
7. Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.
Однако, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности работы организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие закреплённых письменно правил поведения, а также конкурсов профессионального мастерства.
Также примечательным является и то, что большинство работников не знают миссию, цель, стратегию и структуру своей организации, несмотря на наличие данных атрибутов в компании.
3.2 Исследование методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед».
При проведении исследований методов управления персоналом, применяемых на ООО «ТехноСервис-Лимитед», нами использовался определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о коллективе - объекте управления.
Такими приемами являлись: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем, приказов и распоряжений), наблюдения; эксперименты и некоторые другие.
Анализ методов управления, применяемых на исследуемом предприятии, показал, что руководство использует, главным образом, организационно-распорядительные, административные и экономические методы управления персоналом.
Распорядительное воздействие осуществляется через приказы, распоряжения и указания. Приказы представляют собой письменное или устное требование руководителя организации решить определенную задачу, а распоряжения и указания выражаются в форме письменных или устных требований руководителей подразделений к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
Экономические методы воздействия выражаются в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата, которая напрямую зависит от объема выполненной работы (сдельная).
К социологическим методам управления на исследуемом предприятии можно отнести:
- создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность);
- формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.);
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- сложившиеся традиции взаимопомощи.
Руководством созданы необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; руководящий состав предприятия и отдельных подразделений относится с уважением к чести и достоинству подчиненных; руководство не допускает протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности.
Наряду с положительным опытом применения социально-психологических методов управления на предприятии ООО «ТехноСервис-Лимитед», в ходе сбора и анализа социальной информации о сотрудниках и коллективе в целом были выявлены также и некоторые слабые стороны.
Несмотря на то, что в ходе осуществления своей профессиональной деятельности руководители и специалисты предприятия подтверждают свою компетентность, своевременно разрешают возникающие проблемы, на предприятии наблюдаются определенные пробелы в области требовательности и дисциплины. Очевидно, что требовательность к подчиненным - это служебная обязанность руководителей и специалистов. Правильно понимая подчиненных, он создает благоприятный фон для межличностных отношений. Проявляя требовательность, руководитель должен уметь отличать хорошую работу от плохой и посредственной.
3.3 Исследование стиля руководства в компании ООО «ТехноСирвис-Лимитед»
С целью определения стиля руководства в компании среди сотрудников было проведено анкетирование по методике, разработанной В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева [15]. Опросник состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива и характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Сотрудник выбирает одно в составе каждой группы, которое в наибольшей степени соответствует мнению о руководителе.
В таблице 3.1 приведены результаты анкетирования сотрудников с расшифровкой соответствия каждого утверждения директивному, попустительскому или коллегиальному компоненту в стиле руководителя.
Директивный компонент (Д) соответствует ориентации на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент пассивного вмешательства (П) - это снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент - К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Таблица 3.1 - Результаты анкетирования сотрудников ООО «ТехноСервис-Лимитед» по определению стиля руководства в коллективе [15]
№ |
Группы утверждений, касающиеся руководства фирмы |
Кол-во выборов |
Интерпретация |
1 |
а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему. |
2 21 2 |
Д К П |
2 |
а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда ни просит. |
0 22 3 |
Д К П |
3 |
а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. |
18 0 7 |
К П Д |
4 |
а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу |
2 0 23 |
Д П К |
5 |
а. Наверно, он консервативен, так как боится нового. |
1 5 19 |
П Д К |
6 |
а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней. |
19 5 1 |
К Д П |
7 |
а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность. |
0 7 18 |
П К Д |
8 |
а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. |
23 1 1 |
К П Д |
9 |
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными. |
4 21 0 |
Д К П |
10 |
а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. |
23 0 2 |
К П Д |
11 |
а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. |
0 2 23 |
П Д К |
12 |
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. |
0 25 0 |
Д К П |
13 |
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек. |
0 23 2 |
П К Д |
14 |
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных. |
23 2 0 |
К Д П |
15 |
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок. |
20 5 0 |
К Д П |
16 |
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении. |
0 25 0 |
Д К П |
Результаты исследования показали, что в стиле управления, выбранном руководителем компании ООО «ТехноСервис-Лимитед» преобладает коллегиальный компонент, что соответствует демократическому стилю управления.
3.4 Разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности организации
- Руководителю необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности; развивать систему мотивации в соответствии с изменениями потребностей; создавать ситуации, в ходе которых работники удовлетворяют свои потребности во благо целей организации. Основная задача – определить психологический портрет работника, имеющего одну активированную потребность, и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с пользой для организации [7].
- После изучения психологического портрета каждого работника людей с потребностью во власти следует готовить на руководящие должности и не назначать их на должности ниже среднего ранга. Людям с потребностью в успехе, ставить сложные задачи и делегировать достаточно полномочий для их решения, гарантировать им конкретное вознаграждение по результатам труда; создать и сохранять неформальные коммуникации с помощью людей с сильной потребностью в причастности, так как они проявляют наибольшую преданность фирме.
- Руководитель должен дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низших уровней удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как основные. И напротив, не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.
- Руководителю необходимо четко формулировать цели и задачи, поставленные перед исполнителем и предварительно оценивать соответствие работника поставленной перед ним задаче с целью наилучшего ее выполнения и обеспечения сотруднику удовлетворения от процесса решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной работы выявлены основные особенности организационной культуры и стиля управления в компании ООО «ТехноСервис-Лимитед» и их связь с успешностью деятельности инженерной организации.