Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе (Проблемы использования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
2. Подходы к проблем обучения с активных методов в школе
2.1 Формирование учебных действий в начальной школе
2.2. педагогом возрастных младших школьников использовании активных обучения
Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 2015. - С.36.
Калашникова Н.Г. Современный образовательный менеджмент: региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. – № 2. – С. 217–226.
Ковалева Г.С. Новая модель оценки образовательных достижений в действии / Г.С. Ковалева // Вестник образования. – 2015. – № 16. – с. 27–39.
Козлова С.П. Коллективная учебная познавательная деятельность дошкольников школьников - М.: Педагогика, 2015. - С.115.
Корягин Д.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Д.А. Корягин. – М., 2015. – 139 с.
Кочетов А.И. Творчество и познавательная деятельность педагога как фактор образования эффективной педагогической среды. – М.: Знание, 2016. – С.54.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 2015. - С.136.
Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. - Москва: Вентана–Граф, 2015. – С.32.
Кузнецова М.И. Контроль и оценка учебных достижений младших школьников (на примере предметов «Русский язык» и «Литературное чтение») // Начальное образование. - 2016. - № 3. - С. 18–23.
Лешли К.С. Мозг и интеллект. - М.-Л., 2015. – С.24.
Люблинская А.А. Как учить школьника. - М.: Школа-Пресс, 2015. –С.126.
Макаренко Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции младшего школьника в образовательном пространстве школы на основе системы проектных задач: дисс. канд. пед. наук – Н. Новгород, 2015. – 190 с.
Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – № 4. –С. 53-57.
Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2015. – С.233.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. обучения / Под ред. М.И. Рожкова М.: Просвещение, 2015. – С.54.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2015. - 144 с.
Подласый И.П. Педагогика: Учебн. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. –С.54.
Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. С. 19–30.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов; 3–е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 204 с.
Развитие общеучебных умений путь к функционально-грамотной личности // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. Вып. 8-М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2015. – С. 62-73.
Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Э.Г. Сабирова. – Казань, 2015. – С.153.
Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. – 2015. – № 4 (26). – С.121.
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 2015. -№ 5. - С. 16-21.
Симановский А.Э. Интеллектуальное творчество школьников, поэтапное развитие. – М., Просвещение. – 2015. – 211 с.
Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. - 2015. - № 2. С. 12-16.
Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования учащихся научных понятий. - Челябинск, 2015. - С.34
Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Материалы IX конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». – Красноярск, 2015. – С. 33–57.
Хазыкова Т.С., Читанова С.С. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности // Научная дискуссия. - № 4(49). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2016. – С. 166-169.
Хомякова Д.А. Формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике: дисс. канд. пед. наук. – М., 2015. – 206 с.
Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? / Г.А. Цукерман // Вопросы образования. – 2015. – № 1. – С. 42–89.
Шагаева Н.А., Павлова А.В. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста// Молодежь и наука: реальность и будущее. – Невинномысск 2015 С. 429 – 432.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы ис-пытания умственной одаренности в их применении к детям школьного воз-раста / Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 2015. - 128 с.
21-st Century Learning Environments / Organization for Economic cooperation and Development. – Paris, France : OECD, 2016. – 108 с.
Приложение 1
Классификация интеллектуальных способностей
Виды мышления |
Интеллектуальные способности |
Диалектическое |
Способность существующие противоречия, прогнозировать пути развитии, видеть возникновение ранее неизвестных или наиболее нераспространенных |
Логическое |
Способность использовать логику рассуждений, проводить взаимообусловленные взаимоотношения между приходящими знаниями и ранее полученными знаниями на уроке, организовывать их в определенные тематические группы и типологии, примерно давать характеристику новым терминам. |
Абстрактное |
Способность отвлекаться от второстепенных признаков, определять общие и частные признаки, что позволяет формулировать выводы. |
Обобщенное |
Способность определять правила или общий алгоритм действий |
Категориальное |
Способность связывать элементарные научные термины в определенные группы |
Теоретическое |
Способность находить отношения между отдельными явлениями окружающей действительности |
Индуктивное |
Способность идти от отдельных измышлений к общим выводам |
Дедуктивное |
Способность из общего явления вычленить частное, из большого - малое |
Алгоритмическое |
Способность идти за планом алгоритмических действий, поэтапное проведение намеченных актов деятельности |
Техническое |
Способность осознавать всеобщие правила процессов и явлений, отвечающие за интеллектуальную готовность к поиску новых знаний |
Репродуктивное |
Способность определять новизну и научную необходимость получаемых знаний в реализации поставленных целей и научных задач |
Продуктивное |
Способность решать новые задачи с опорой на уже известные знания |
Системное |
Способность видеть связи между родственными науками, уметь обобщать итоги, ссылаясь на полученные раннее умения, навыки, знания. |
Приложение 2
Нетрадиционное начало традиционного урока
Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Они обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами. Загадки используют на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Презентация учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Игры, игровые моменты
Игра имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. Она способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игры подразделяются на творческие (театральные, сюжетно –ролевые и др.), игры с правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы и др).
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Так как игра должна служить средством развития интереса к предмету, то при ее организации следует придерживаться следующих требований:
- Правила игры должны быть простыми. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
- Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
- Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
- Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
В форме игры может быть проведен или отдельный этап урока, или весь урок.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы
Одна из задач учителя начальных классов помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников.