Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе (Проблемы использования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе
1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников
1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
2. Подходы к проблем обучения с активных методов в школе
2.1 Формирование учебных действий в начальной школе
2.2. педагогом возрастных младших школьников использовании активных обучения
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями[21].
В современной школе активные методы обучения, разными способами отражая в себе основные формы организации обучения, непосредственно обеспечивают процессы повышения эффективности урока. Активные методы обучения, создающие условия интенсификации учебного процесса с целью стимулирования деятельности учащихся на уроке, повышения их интереса и направления их внимания, требуют от учителя применения ряда интересных стратегий[22].
Активное обучение основывается на диалоге, творческой деятельности в процессе взаимного сотрудничества. Ответим на вопрос «Почему сегодня школа нуждается в активном обучении?». Сущность традиционного обучения заключалась в том, что деятельность учителя носила объяснительно-иллюстративный характер, на первом месте стояло освоение знаний, умений и навыков предметного характера, ограниченного только учебными задачами. В традиционном методе обучения отношения «учитель — ученик» во многом носили односторонний характер, когда ученики, подражая учителям, только исполняли их поручения[23].
Особенности активных методов обучения:
- использование деятельностного подхода к обучению;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность учебного процесса;
- групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- рефлексия процесса обучения его участниками;
- задействование в процессе обучения всех органов чувств[24].
На уроках учащиеся поддерживали деловое общение только с учителем. В процессе традиционного обучения учитель ставил перед учениками достаточно обоснованные цели, хотя они по-разному воспринимались ими. Такой процесс нельзя считать ориентированным на учеников обучением, потому что требование быстрого, легкого, точного освоения учебного материала всеми учениками тогда не особенно волновало учителей. Они порой забывали о том, что знание, полученное легкими способами, без приложения собственного напряженного труда, не развивает процесс мышления учеников[25].
Активными методами обучения являются: дискуссия; умственная атака; группа малоактивных обсуждений; рабочие листы, материалы для чтения и др.; ролевая игра; демонстрации; рассмотрение конкретных событий; дебаты; решение проблемы; создатели среды, «ледоколы» и «активизаторы»; снежки; персональное моделирование; формулы; диаграмма Венна; использование фигуры «куб»; инцерт и т. д[26].
Учитывая специфику данного возраста и необходимость педагогического сопровождения при формировании у младшего школьника способности к интеллектуальному творчеству, нельзя не сказать и о готовности самого педагога к творческой деятельности, к эффективной организации интеллектуального творчества среди учащихся младших классов в процессе познавательной деятельности, поскольку только «творческий наставник способен сформировать творческую личность ученика»[27].
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда младших школьников;
- повышение познавательной активности школьников;
- стимулирование самостоятельной деятельности учащихся[28];
- активное вовлечение младших школьников в образовательный процесс;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации учащихся;
- развитие познавательных процессов - памяти, речи, мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности младшего школьника;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления учащегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого школьника и определение условий для их проявления и развития;
- развитие универсальных навыков младших школьников[29].
Процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) по исследованиям В. Усовой протекает по следующим этапам:
- осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие – мотивационная основа действия;
- определение цели действия;
- уяснение научных основ действия;
- определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);
- определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т.е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков)[30];
- организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;
- обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия[31];
- организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);
- использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности[32].
Отправным пунктом для выделения универсальных учебных действий, обслуживающих задачи коммуникации и сотрудничества, служит психологическая характеристика понятий коммуникативной деятельности, а также коммуникативной и речевой компетентности. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают:
- возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
- уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя[33].
В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоторой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера[34].
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»[35].
Коммуникативные действия, как считает Е.В. Макаренко, подразделяются на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
- коммуникацию как взаимодействие, обеспечивающее сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей в сфере сотрудничества, прежде всего, партнера по общению (собеседника) или по деятельности,
- коммуникацию как сотрудничество (кооперации);
- коммуникацию как условие интериоризации, служащее средством передачи информации другим людям, а также становления у учащихся рефлексии[36].
Таким образом, учебно-познавательный мотив при активных методах обучения, обеспечивает у обучающихся стимул к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений; сознательному и активному присвоению нового социального опыта; полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; саморазвитию и самосовершенствованию.
1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах
Созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него высокоинтеллектуальных способностей, возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних[37]. Одним из важных параметров в этом смысле является использование активных форм обучения. Однако в этом случае педагог сталкивается с некоторыми сложностями. Исследование Д.А. Корягина[38] позволило сформулировать имеющиеся проблемы в использовании активных методов обучения, такие как:
- недостаточно развитые способности учащихся к самостоятельной регуляции,
- дефицит учебного времени в связи с большой программной нагрузкой,
- отсутствие у учащихся способностей к системному использованию в качестве ресурса информационно-познавательного процесса;
- отсутствие конкретных методик обучения, направленных на объединение эффективных ресурсов, методических приемов и элементов, дидактических подходов активных форм познавательной деятельности[39].
Автор исследования справедливо предполагал, что эффективность формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках возрастет, если разработать методическую модель и организовать учебно-воспитательный процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий с опорой на системно-деятельностный подход; применить современные средства информационно- коммуникационных технологий в условиях комплексного использования средств обучения[40].
В данном случае знания, умения и навыки понимаются Ш.А. Амонавшили производные от видов целенаправленных . Знания, умения и школьников формируются, и сохраняются в тесной с активными действиями обучающихся[41]. Итак, образования должна развитие личности формирование универсальных действий, представляющих основу образовательного и процесса.
Все трансформации, проистекающие в общественной жизни, необходимость научного обновленных тенденций к обучения и воспитания. того, был тот факт, современные дети по сравнению с периодом, когда ранее действующая образования. Бесспорно, некоторые проблемы в и воспитании современного . Перечислим некоторые проблемы, свойственные учебному процессу в школе:
- в пространстве школы осуществляется замена видов на занятия типа, а игра занимать ведущее , что усугубляет произвольности поведения, мышления, мотивационной и затрудняет формирование готовности к школьному [42];
- ориентация педагогов и исключительно на развитие ребенка в личностному развитию, к снижению интереса школьников к учению[43];
- возросла осведомленность : если в своё учитель был получения информации о , человеке, обществе, , то сегодня и Интернет значительно на формирование ребенка;
- резко время на детьми классической и литературы; телевидение литературное чтение, вызвало проблемы в в школе: сложности в анализе текстов, внутреннего плана , трудность логического и воображения[44].
Признавая названные проблемы, , что многим необходимо перестраивать мышление, отталкиваясь тех новых , которые устанавливает образование. При нового стандарта, должен решать развития личности , формировать у него учебные умения, обеспечат ему на всех образования[45].
Итак, обучение в начальной возможно при у младших школьников умений, которые определяют развитие познавательной деятельности: умения являются и не зависят конкретного содержания . Например, на обучения грамоте школьники осваивают вместе с учителем, а самостоятельно последовательность операций (действий), осуществляет для решения[46].
Все требует определенных не только в -оценочной деятельности , а разработки новых и форм текущего, контроля и оценивания, педагог может для постоянного успешности обучения учеников, овладения как предметными , умениями, навыками, и познавательными универсальными действиями как умения учиться[47].
результатами обучения и в отношении достижений , личностного, познавательного и развития могут обширные возможности для овладения , умениями, навыками, , способностью и готовностью к мира, обучению, , самообразованию и саморазвитию. отличием образовательных второго поколения усиление их на результаты как системообразующий конструкции стандартов. В с этим процесс понимается не как усвоение знаний, умений и , составляющих инструментальную компетенций учащегося, и как процесс личности, обретения -нравственного опыта и компетентности.
К числу , подлежащие дальнейшему , можно отнести: теоретическое осмысление оценки динамики прогресса учащегося. поиск способов и сопоставимости результатов учащегося, полученных в различных процедур и оценки; теоретическое структуры портфолио, оценку творческих младшего школьника[48]; наиболее целесообразных к оцениванию метапредметных ; дальнейшее изучение путей активизации -оценочной деятельности школьников.