Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценивания учебной деятельности младших школьников
1.1 Сущность понятий: контроль, отметка и оценка
1.2 История оценочной системы в школах России XVII- XX вв.
2.1. Опыт работы учителей по проблеме оценки учебных достижений младших школьников
2.2. Рекомендации по современным способам оценивания для учителей начальных классов
Все эти особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объёме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе. Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает:
Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).
Использование критериальной системы оценивания.
Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
самоанализ и самооценку обучающихся;
оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения [7, c. 155-161].
Современная система оценивания строится на следующих принципах:
оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
оценивать можно только то, чему учат.
критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
В современной школе переход из одного класса в другой основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классным руководителем. Во многих случаях данный вид контроля дополняется такими формами, как тесты, зачёты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.
Рассмотрим несколько современных методов оценивания учебных достижений младших школьников.
Среди них наиболее распространен такой метод как «портфолио».
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его образовательной деятельности. Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося.
Портфолио индивидуальных образовательных достижений младших школьников разработан в соответствии с нормативными и правовыми документами («Закон об Образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).
Основная цель использования портфолио – обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивации на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку своей деятельности [35, c. 99-115] .
«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи как:
поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Помимо этого, преимущества, этого метода оценивания достижений младших школьников в том, что портфолио:
содержит задания, которые выстроены на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
позволяет сфокусировать на процессуальном контроле новые приоритеты современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
позволяет учесть особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Портфолио имеет определённую структуру: оно представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки («Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения») называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае [26].
Таким образом, учебное портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
К современным способам оценивания можно отнести и рейтинговую систему.
Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно - исследовательской работы.
Рейтинг – это число, которое предполагает набор баллов. Ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ успешно используется рейтинговая система.
Цель рейтинговой системы оценивания – заключается в создание условий для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии реальными достижениям.
Рейтинг помогает устранить некоторые недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:
узкий диапазон школьных оценок;
субъективность оценки, данной учителем, расплывчатость ее критериев;
ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика.
итоговая оценка за четверть может ставиться по одному-двум ответам; Также, недостаточное стимулирование активной работы учащихся.
Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т.п.);
Внедрение рейтинговой системы начинается со стадии подготовки. Когда учитель и учащийся заключают «договор о критериях оценивания». Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Следовательно, данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.
Одним из наиболее известных современных способов оценивания учебных достижений является критериальная оценка.
Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые Федеральные государственные стандарты. Суть критериального оценивания заключается в том, что учащимися даются конкретные критерии оценивания его учебной деятельности; как устных; так и письменных работ.
Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:
определить уровень подготовки каждого ученика на определенном этапе учебного процесса;
определить и отследить индивидуальный прогресс и коррекцию
мотивировать учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра, для достижения ожидаемых результатов обучения;
дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса
Большинство исследователей отмечают следующие преимущества технологии критериального оценивания [30]:
методика очень проста и прозрачна и соответствует учебным целям предмета;
знания учеников оцениваются объективно в соответствии с составленным критериям оценок, заранее знакомым все ученикам;
методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету;
повышает качество пройденного материала.
Таким образом, критериальная система оценивания является реальной системой, которая согласована с педагогическим коллективом, направлена на индивидуальное развитие компетенции учеников, соответствующей целям и содержанию современного образования.
Один из основателей педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, предлагает использовать содержательную оценку. Содержательная оценка – это процесс соотнесения результата и хода деятельности, с намеченными в эталоне, для того, чтобы выяснить уровень и качество продвижения, наметить и принять задачи для дальнейшего роста ребенка. В основе содержательной оценки лежит действие контроля, т. е. процесс соотнесения хода и результата деятельности с эталонами, в котором обнаруживаются достижения и успехи ребенка, через призму которых рассматриваются пробелы, недостатки, ошибки.
Содержательная оценка формируется по трем направлениям:
Оценочная деятельность педагога как образец, эталон для ученика. Основой выступают эталоны результата, сначала исходящие от учителя и представленные в задаче, затем они становятся внутренними для ученика (он сам ставит задачу, планирует ее решение – сам выделяет эталоны). Обязательным условием содержательного оценивания является атмосфера взаимного доверия, уважения, так же педагог дает развернутую обстоятельную оценку в положительном ключе, множество отдельных положительных высказываний, расширяя направления для совершенствования, создавая общее оценочное мнение в классе.
Формирование содержательной оценки в коллективной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Здесь формируются общественные стандарты оценивания (нормы, взгляды, общественное мнение, связанное с результатом деятельности, и т. д.). Коллективная оценка осуществляется на основе оптимистичного, уважительного отношения к сверстнику.
Формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьника. Это происходит на основе двух предыдущих направлений. Ученик анализирует свои знания, умения, навыки. Он определяет свои цели, планы, задачи, намерения, направления в самосовершенствовании. Развивается содержательное и критическое отношение к самому себе, к реальному планированию своего движения, развития.
Ш.А. Амонашвили, не только разработал, но и внедрил в своей школе безотметочное обучение. Он подчеркивал, что для одних отметка является «доброй феей», а для других «Бабой Ягой». Вместо отметок, считал педагог, нужно воспользоваться содержательной оценкой в словесной форме, например: «Я приятно удивлен», «Ты меня огорчил»,