Файл: Публичная власть ( Публичная власть. Реализация публичных функций органами публичной власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности функционирования органов публичной власти, как участников гражданско-правовых отношений при реализации публично-правовых полномочий

Государственные органы и органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, осуществляют хозяйственную деятельность от имени населения соответствующей публично-территориальной единицы, от всей Российской Федерации, субъекта Федерации, или муниципального образования[10]. В соответствии с гражданским законодательством, органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами гражданско-правовых отношений и выступают в этом качестве при владении и пользовании закрепленным за ними имуществом, а также при распоряжении средствами, выделенными им по смете или полученными по иным основаниям, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством и обусловленных правовой природой самих органов. В качестве субъектов в гражданско-правовых отношениях выступают именно публичные образования, а органы публичной власти являются лишь их представителями. От имени публичного образования соответствующего территориального уровня (Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), такую деятельность осуществляют его органы, признаваемые субъектами гражданского права. Как участники гражданско-правовых отношений, органы публичной власти юридически равны с иными субъектами гражданско-правовых отношений. Определяя организационно-правовой статус публичных образований, законодательство не отождествляет публично-территориальные единицы - Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования, с юридическим лицом, а лишь устанавливает для них относительно равные с юридическими лицами права на участие в гражданско-правовых отношениях. Природа этих образований, их органов носит двойственный характер - и властных публичных институтов, и хозяйствующих субъектов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализуя публичные функции, вступают в гражданско-правовые отношения с целью удовлетворения общественных потребностей.


Среди всех публично-правовых образований в муниципальном образовании при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения в наибольшей мере переплетаются публично-правовые и частноправовые отношения, и происходит сочетание публично-правовых функций с хозяйственной деятельностью. С одной стороны, муниципальное образование является субъектом публичных интересов, имеющим социальный характер, с другой является субъектом, реализующим хозяйственную деятельность с особой целью и направленностью. Для муниципального образования, обладающего особым правовым статусом, характерно сосредоточение в одном лице публичных и частных начал. Публичное образование муниципальное образование призвано обеспечивать потребности местного населения. Однако и органы государственной власти также призваны обеспечивать потребности граждан. Для удовлетворения общественных потребностей (государственных, муниципальных) публичные образования в лице on их on органов on вступают on в on договорные on отношения, on например, on при on заключении on государственных on и on муниципальных on контрактов on на on поставку on товаров, on выполнение on работ, on оказание on услуг on для on государственных on или on муниципальных on нужд. on В on таких on контрактах on реализуется on публичный on интерес on (удовлетворение on потребностей on населения on в on товарах, on услугах on и on пр.). on Публичный on интерес on проявляется on и on в on том, on что on финансирование on поставленных on товаров, on оказанных on услуг on осуществляется on за on счет on средств on соответствующих on бюджетов on и on государственных on внебюджетных on фондов. On

Осуществляя on властные on полномочия, on государственные on и on муниципальные on органы on не on могут on не on выступать on в on качестве on самостоятельных on обособленных on единиц on в on отдельных on гражданско-правовых on отношениях, on реализуя on присущие on им on элементы on гражданской on правосубъектности. on Органы on публичной on власти on зачастую on выступают on в on гражданских on правоотношениях on самостоятельно on и on в on собственных on интересах on для on организации, on поддержания on и on развития on собственного on функционирования. on Выступление on государственных on и on муниципальных on органов on в on гражданском on обороте on от on своего on имени on предполагает on наличие on собственного on интереса, on отличного on от on интереса on самого on государства, on субъекта on РФ on или on муниципального on образования. on Интерес on государственных on и on муниципальных on органов on заключается on в on поддержании on и on развитии on уровня on их on существования.


Государственные on и on муниципальные on органы on наделены on правом on на on совершение on различных on сделок on гражданско-правового on характера on в on качестве on юридического on лица. on На on основании on ст. on 153 on Гражданского кодекса РФ[11] on сделками on признаются on действия on граждан on и on юридических on лиц, on направленные on на on установление, on изменение on или on прекращение on гражданских on прав on и on обязанностей.

Следует on отметить on что, on в on теории on господствует on мнение on о on том, on что on с on точки on зрения on законодательной on техники on правило on п. 2 ст. 124 ГК on следует on понимать on таким on образом, on что on в on случаях, on когда on закон on говорит on об on участии on в on конкретных on видах on гражданских on правоотношений on юридических on лиц, on он on по on общему on правилу on имеет on в on виду on также on и on публично-правовые on образования[12] o. То on есть on участие on публично-правовых on образований on в on различных on сделках on предполагает on их on участие on наравне on с on юридическими on лицами. on Более on того on исходя on из on норм п. 1 ст. 182 ГК РФ on, on сделка, on совершенная on одним on лицом on (представителем) on от on имени on другого on лица on (представляемого) on в on силу on полномочия, on основанного on на on доверенности, on указании on законаon либо on акте on уполномоченного on на on то on государственного on органа on или on органа on местного on самоуправления, on непосредственно on создает, on изменяет on и on прекращает on гражданские on права on и on обязанности on представляемого. on Действуя on от on лица on публично-правового on образования on (представляемого), on органы on государственной on власти on и on органы on местного on самоуправления on выступают on в on роли on представителя. on В on данном on случае on сделка on непосредственно on создает, on изменяет on и on прекращает on гражданские on права on и on обязанности on представляемого.

Таким on образом, on сами on публичные on образования on юридическими on лицами on не on являются, on но on в on целом on приравниваются on к on последним on с on позиций on владения on имуществом on и on участия on в on гражданском on обороте.

При on этом on необходимо on учесть, on что on в on силу on норм on ч. on 2 on ст. on 41 on Федерального on закона on «Об on общих on принципах on организации on местного on самоуправления on в on Российской on Федерации»[13], on органы on местного on самоуправления, on которые on наделяются on правами on юридического on лица, on являются on муниципальными on казенными on учреждениями, on они on образуются on исключительно on для on выполнения on управленческих on функций on и on подлежат on государственной on регистрации on в on качестве on юридических on лиц on в on соответствии on с on федеральным on законом.


Органы on местного on самоуправления on наделяются on статусом on юридического on лица on для on осуществления on собственной on финансово-хозяйственной on деятельности, on участия on в on гражданском on обороте on от on своего on имени on для on удовлетворения on исключительно on собственных on материально-технических, on организационных on и on иных on потребностей on в on целях on реализации on лишь on управленческих on функций. on Для on органов on местного on самоуправления on данный on статус on имеет on производное on и on вспомогательное on значение. on Поэтому on правоспособность on таких on юридических on лиц on в on сфере on гражданских on правоотношений on носит on ограниченный on и on специальный on целевой on характер.

При этом, on государственные on органы on и on органы on местного on самоуправления on помимо on участников on гражданско-правовых on отношений, on могут on быть on участниками on и on административных on правоотношений, on что on также on характеризуется on их on направленностью on на on достижение on конкретных on правовых on последствий. on Будучи on субъектами on публичного on права, on органы on власти on в on результате on своей on деятельности, on в on том on числе on посредством on принятия on индивидуальных on актов, on порождают, on прежде on всего, on публично-правовые, on административные on правоотношения, on основанные on на on власти on и on подчинении. on Для on сделок on же on характерно on то, on что on лица, on совершившие on сделку, on всегда on являются on участниками on возникшего on в on результате on гражданского on правоотношения. on На on практике on возможны on случаи, on когда on органы on публичной on власти on помимо on административных on правоотношений on могут on параллельно on вызвать on и on гражданско-правовые on отношения. on Например, on при on принятии on государственным on органом on решения on о on выкупе on земельного on участка. on Так, on ст. on 279 on ГК on РФ on регулирующая on изъятие on земельного on участка on для on государственных on или on муниципальных on нужд, on создает on ряд on обязанностей on административного on характера, on при on этом, on условия on выкупа on земельного on участка on определяются on соглашением on с on собственником on участка on и on отношения, on связанные on с on заключением on соглашения on и on прекращением on права on собственности on на on земельный on участок, on относятся on к on числу on гражданско-правовых[14].

Подводя итог главы 1 настоящей работы, необходимо отметить что в Конституции РФ само понятие публичной власти не содержится, тем не менее статья 3 содержит что указание на то что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. государственная власть утверждается народом и выступает от имени народа. Публичная власть предполагает особую группу людей, призванных осуществлять задачи и функции государства.


Теоретический и сравнительный анализ конституционного закрепления местного самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что оно представляет собой форму публичной власти, власти народа в виде децентрализации государственного управления. При этом, необходимо отметить трактовку ст. 12 Конституции РФ, закрепляющей полную автономию местного самоуправления, «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», как не совсем корректную. Необходимо отметить что, местное самоуправление подзаконно государству и «правозависит» от него. Для муниципальной власти определено свое поле деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве.

2. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений

2.1. Понятие и виды публичных образований

Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выступают также публично-правовые образования. Участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства предопределило, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями. По сути, Российская Федерация и субъекты РФ объединены единым термином «государство», местное самоуправление хотя и не входит в систему государственной власти, но оно также может вступать в гражданские правоотношения, что гарантируется ст. 12 Конституции РФ. Местное самоуправление представлено через муниципальные образования, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения[15].