Файл: Публичная власть ( Публичная власть. Реализация публичных функций органами публичной власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что публичная власть традиционно играет важную роль не только в публичной сфере, но и в различных сферах общественной жизни, в рыночной экономике. Поэтому исследование публично власти их органов в различных гражданско-правовых отношениях, имеет во многом определяющее значение для правильного формирования рыночно-экономических отношений, отвечающих курсу развития России, формирования ее новой государственности.

Органы публичной власти, реализуя присущие им публично-правовые функции, зачастую становятся субъектами частноправовых отношений. Действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию.

Объектом работы является понятие публичной власти, а также существующие в отечественном правопорядке виды гражданско-правовых отношений с участием публичной власти и их системообразующие признаки в гражданском обороте.

Предметом работы служат труды отечественных цивилистов в области публичной власти, нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, в том числе имущественные отношения с участием публично-правовых образований.

Целями настоящей работы является анализ понятия публичной власти, анализ теоретических и практических вопросов, связанных с деятельностью органов публичной власти, различных подходов к регулированию участия публично-правовых образований и их органов в гражданско-правовых отношениях.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

  1. Рассмотрение понятия и видов публичной власти;
  2. Анализ особенностей функционирования органов публичной власти, как участников гражданско-правовых отношений при реализации публично-правовых полномочий
  3. Рассмотрение понятия и видов публичных образований
  4. Анализ участия публично-правовых образований и их органов в гражданско-правовых отношениях.

В процессе написания курсовой работы мы опирались на мнения разных авторов пособий и книг, таких как А.П. Сергеев, Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, С.С. Алексеев, Кутафин О.Е., О.В. Казаченкова, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой и других.

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


1. Публичная власть. Реализация публичных функций органами публичной власти

1.1. Понятие публичной власти

Публичная власть - это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны или государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство (страну) от общественного строя.

Обычно противопоставляется общественной власти, то есть власти общества. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств[1].

Публичная власть, один из важнейших признаков государстваМарксистско-ленинская теория государства рассматривает публичную власть как специфическую разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические классы. Сменила присущую первобытному родоплеменному строю общественную власть, служившую интересам всего общества (рода, племени, союза племен).

Публичная власть - политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм ее организации и проявления. Основные функции публичной власти - подчинение (в т. ч. подавление сопротивления других классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса. В классово антагонистическом обществе публичная власть по сути своей - диктатура господствующего класса, орудие эксплуатации трудящихся. Аппарат публичной власти состоит из вооруженных сил, разведки, органов управления, дипломатической службы и т. д. Публичная власть эксплуататорских государств, политически и организационно отчужденная от общества, содержится за счет трудящихся: налоги и займы - материальная основа и признак публичной власти[2].

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами[3].

Рассматривая понятие публичной власти следует остановиться на самом термине - «власть» что означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.) являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний.


Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, так как в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ[4]), но при этом они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ).

Общепризнанно, что власть народа - это публичная власть, которая представляет собой «...систему органов и институтов, призванную обеспечить совместное экономическое, социальное и духовное бытие людей»[5]. И, хотя в Конституции Российской Федерации прямо не упоминается термин «публичная власть», указание на возможность осуществления народом власти через систему специальных органов (ч. 2 ст. 3) подтверждает, что публичная власть реализуется в рамках государственной власти и местного самоуправления[6].

То есть, говоря о публичной власти в местном самоуправлении следует сказать, что государственная власть возникает в обществе страны, а муниципальная - первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества, органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом — коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) — государственным и муниципальным.

Необходимо также отметить что, местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации имеют единый источник: власть народа. Так в соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Помимо этого, у государственной и муниципальной власти имеется ряд объединяющих черт. Например, государственная и местная власть организованны по территориальному признаку. Как государственная власть, так и муниципальная, вступают в гражданские правоотношения через специальные органы, наделенные властными полномочиями. Только государство, и муниципалитеты могут устанавливать налоги, и в рамках своей компетенции принимать нормативно-правовые акты.


Специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований состоит в том, что они являются носителями публичной власти, неотъемлемыми признаками которой признаются ее верховенство и независимость от какой бы то ни было иной внутренней социальной власти в конкретной общественной иерархии, а также любой внешней власти.

Публичная власть, будучи средством организации и регулирования взаимоотношений между людьми, характеризуется способностью упорядочивать отношения внутри общества как целого, объединенного единой территорией.

Как муниципальные, так и государственные образования, к числу которых относятся как Российская Федерация в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), охватываются общим понятием публично-правовых образований.

Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. «Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. В части 2 ст. 3 Конституции РФ записано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»[7].

Приведенные формулировки говорят о том, что власть народа в нашей стране - это политическая власть, представленная такими ее разновидностями, как государственная власть и власть местного самоуправления. Власть как категория руководства, организации управления непременно связывается с объектом воздействия, а им являются политико-государственные публичные дела, в т.ч. и в их территориальном разрезе. Так, в масштабах страны — это федеральные государственная собственность, финансовые ресурсы, транспортные артерии, правовая основа всех процессов и т.д. В масштабах конкретного субъекта Российской Федерации, а также муниципального образования это управление данной территорией, использование ее богатств, организация жизни граждан особенно строительством объектов инфраструктуры, включая жилые дома, школы, медицинские учреждения, торговые комплексы и т.д. Отсюда и ориентация Конституции на подобную реальность - и народ в целом, и формируемые им органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют свои властные задачи для нормальной организации жизни не только конкретных граждан, но и соответствующих территориальных комплексов[8].


Часть 1 статьи 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Судебная власть включает в себя суды Российской Федерации. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции (ст. 125).

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п.3 ст.11 Конституции РФ)[9].