Файл: Публичная власть ( Публичная власть. Реализация публичных функций органами публичной власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этого следует, что в Российской Федерации, субъекты Федерации и муниципальные образования в рамках своей компетенции, самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте, и являются субъектами гражданского права.

Особенностью участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях является то что, публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов, такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций, таких как социально культурные функции, экономические, обеспечение безопасности и защита населения.

Правоспособность государства, как и иных публично-правовых образований являющимися участниками гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять, прежде всего, свои основные, публичные функции. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие от правоспособности юридических лиц[16].

Стоит сказать, что по поводу юридической природы правоспособности государства, и иных публично-правовых образований, в литературе высказаны различные позиции. Например, В.А. Плетнев[17] правоспособность государства рассматривал как общую (универсальную). Е.А. Суханов[18], правоспособность государства трактует как специальную, так как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям деятельности таких образований, и их публичным интересам. Другие авторы утверждают, что правоспособность государства является целевой, так как она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство[19].

Вместе с тем в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать не только государственные органы, органы местного самоуправления, но также юридические лица и граждане[20].

Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер.


Исходя из положений, содержащихся в п. 2 ст. 124 ГК РФ, к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом в соответствии с положениями ст. 125 ГК РФ от имени публичных образований выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Следовательно, публично-правовые образования нельзя сравнивать с конструкцией юридического лица. Публично-правовое образование по своей природе, безусловно, отличается от юридического лица, своей организационной структурой, порядком создания, порядком осуществления деятельности и т.д.

Различия публично-правовых образований и юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Так же юридическим лицом является лишь тот субъект, который создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено.

2.2. Участие публично-правовых образований и их органов в гражданско-правовых отношениях

Особенности возникновения и осуществления гражданско-правовых отношений с участием органов публичной власти и органов публично-правовых образований, зависят от специфики конкретной разновидности таких правоотношений, юридических фактов, выступающих предпосылками возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений с участием публично-правовых образований. Правоотношение с участием публичного образования и третьего лица характеризуется тем, что его предпосылками выступают, с одной стороны, публичный интерес, с другой стороны, частный интерес.

Государственные органы и органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, осуществляют хозяйственную деятельность от имени населения соответствующей публично-территориальной единицы, от всей Российской Федерации, субъекта Федерации, или муниципального образования[21]. В соответствии с гражданским законодательством, органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами гражданско-правовых отношений и выступают в этом качестве при владении и пользовании закрепленным за ними имуществом, а также при распоряжении средствами, выделенными им по смете или полученными по иным основаниям, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством и обусловленных правовой природой самих органов. В качестве субъектов в гражданско-правовых отношениях выступают именно публичные образования, а органы публичной власти являются лишь их представителями. От имени публичного образования соответствующего территориального уровня (Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), такую деятельность осуществляют его органы, признаваемые субъектами гражданского права. Как участники гражданско-правовых отношений, органы публичной власти юридически равны с иными субъектами гражданско-правовых отношений. Определяя организационно-правовой статус публичных образований, законодательство не отождествляет публично-территориальные единицы - Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования, с юридическим лицом, а лишь устанавливает для них относительно равные с юридическими лицами права на участие в гражданско-правовых отношениях. Природа этих образований, их органов носит двойственный характер - и властных публичных институтов, и хозяйствующих субъектов.


Органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализуя публичные функции, вступают в гражданско-правовые отношения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Среди всех публично-правовых образований в муниципальном образовании при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения в наибольшей мере переплетаются публично-правовые и частноправовые отношения, и происходит сочетание публично-правовых функций с хозяйственной деятельностью. С одной стороны, муниципальное образование является субъектом публичных интересов, имеющим социальный характер, с другой является субъектом, реализующим хозяйственную деятельность с особой целью и направленностью. Для муниципального образования, обладающего особым правовым статусом, характерно сосредоточение в одном лице публичных и частных начал. Публичное образование муниципальное образование призвано обеспечивать потребности местного населения. Однако и органы государственной власти также призваны обеспечивать потребности граждан. Для удовлетворения общественных потребностей (государственных, муниципальных) публичные образования в лице on их on органов on вступают on в on договорные on отношения, on например, on при on заключении on государственных on и on муниципальных on контрактов on на on поставку on товаров, on выполнение on работ, on оказание on услуг on для on государственных on или on муниципальных on нужд. on В on таких on контрактах on реализуется on публичный on интерес on (удовлетворение on потребностей on населения on в on товарах, on услугах on и on пр.). on Публичный on интерес on проявляется on и on в on том, on что on финансирование on поставленных on товаров, on оказанных on услуг on осуществляется on за on счет on средств on соответствующих on бюджетов on и on государственных on внебюджетных on фондов. on Поэтому on остро on стоит on вопрос on об on эффективном on использовании on государственных on финансов, on особенно on в on связи on с on нередкими on случаями on закупок on различных on товаров, on строительства on дорог, on инфраструктуры on по on завышенным on ценам. on Федеральный on закон on «О on контрактной on системе on в on сфере on закупок on товаров, on работ, on услуг on для on обеспечения on государственных on и on муниципальных on нужд» on регулирует on отношения, on направленные on на on обеспечение on государственных on и on муниципальных on нужд on в on целях on повышения on эффективности, on результативности on осуществления on закупок on товаров, on работ, on услуг, on обеспечения on гласности on и on прозрачности on осуществления on таких on закупок, on предотвращения on коррупции on и on других on злоупотреблений on в on сфере on таких on закупок. on Практика on свидетельствует, on что on нередко on при on размещении on госзаказов, on равно on как on и on муниципальных on заказов, on на on первый on план on выходит on личная on заинтересованность on отдельных on должностных on лиц on заказчиков, on в on связи, on с on чем on возникают on различного on рода on злоупотребления. on В on результате on закупок on товаров on ненадлежащего on качества, on по on заведомо on завышенным on ценам on наносится on ущерб on интересам on населения on публичных on образований on соответствующего on территориального on уровня.


Осуществляя on властные on полномочия, on государственные on и on муниципальные on органы on не on могут on не on выступать on в on качестве on самостоятельных on обособленных on единиц on в on отдельных on гражданско-правовых on отношениях, on реализуя on присущие on им on элементы on гражданской on правосубъектности. on Органы on публичной on власти on зачастую on выступают on в on гражданских on правоотношениях on самостоятельно on и on в on собственных on интересах on для on организации, on поддержания on и on развития on собственного on функционирования. on Выступление on государственных on и on муниципальных on органов on в on гражданском on обороте on от on своего on имени on предполагает on наличие on собственного on интереса, on отличного on от on интереса on самого on государства, on субъекта on РФ on или on муниципального on образования. on Интерес on государственных on и on муниципальных on органов on заключается on в on поддержании on и on развитии on уровня on их on существования.

Государственные on и on муниципальные on органы on наделены on правом on на on совершение on различных on сделок on гражданско-правового on характера on в on качестве on юридического on лица. on На on основании on ст. on 153 on ГК on РФ on сделками on признаются on действия on граждан on и on юридических on лиц, on направленные on на on установление, on изменение on или on прекращение on гражданских on прав on и on обязанностей.

Следует on отметить on что, on в on теории on господствует on мнение on о on том, on что on с on точки on зрения on законодательной on техники on правило on п. 2 ст. 124 ГК on следует on понимать on таким on образом, on что on в on случаях, on когда on закон on говорит on об on участии on в on конкретных on видах on гражданских on правоотношений on юридических on лиц, on он on по on общему on правилу on имеет on в on виду on также on и on публично-правовые on образования[22] o. То on есть on участие on публично-правовых on образований on в on различных on сделках on предполагает on их on участие on наравне on с on юридическими on лицами. on Более on того on исходя on из on норм п. 1 ст. 182 ГК РФ on, on сделка, on совершенная on одним on лицом on (представителем) on от on имени on другого on лица on (представляемого) on в on силу on полномочия, on основанного on на on доверенности, on указании on законаon либо on акте on уполномоченного on на on то on государственного on органа on или on органа on местного on самоуправления, on непосредственно on создает, on изменяет on и on прекращает on гражданские on права on и on обязанности on представляемого. on Действуя on от on лица on публично-правового on образования on (представляемого), on органы on государственной on власти on и on органы on местного on самоуправления on выступают on в on роли on представителя. on В on данном on случае on сделка on непосредственно on создает, on изменяет on и on прекращает on гражданские on права on и on обязанности on представляемого.


Таким on образом, on сами on публичные on образования on юридическими on лицами on не on являются, on но on в on целом on приравниваются on к on последним on с on позиций on владения on имуществом on и on участия on в on гражданском on обороте.

При on этом on необходимо on учесть, on что on в on силу on норм on ч. on 2 on ст. on 41 on Федерального on закона on «Об on общих on принципах on организации on местного on самоуправления on в on Российской on Федерации», on органы on местного on самоуправления, on которые on наделяются on правами on юридического on лица, on являются on муниципальными on казенными on учреждениями, on они on образуются on исключительно on для on выполнения on управленческих on функций on и on подлежат on государственной on регистрации on в on качестве on юридических on лиц on в on соответствии on с on федеральным on законом.

Органы on местного on самоуправления on наделяются on статусом on юридического on лица on для on осуществления on собственной on финансово-хозяйственной on деятельности, on участия on в on гражданском on обороте on от on своего on имени on для on удовлетворения on исключительно on собственных on материально-технических, on организационных on и on иных on потребностей on в on целях on реализации on лишь on управленческих on функций. on Для on органов on местного on самоуправления on данный on статус on имеет on производное on и on вспомогательное on значение. on Поэтому on правоспособность on таких on юридических on лиц on в on сфере on гражданских on правоотношений on носит on ограниченный on и on специальный on целевой on характер.

Стоит on отметить on что, on государственные on органы on и on органы on местного on самоуправления on помимо on участников on гражданско-правовых on отношений, on могут on быть on участниками on и on административных on правоотношений, on что on также on характеризуется on их on направленностью on на on достижение on конкретных on правовых on последствий. on Будучи on субъектами on публичного on права, on органы on власти on в on результате on своей on деятельности, on в on том on числе on посредством on принятия on индивидуальных on актов, on порождают, on прежде on всего, on публично-правовые, on административные on правоотношения, on основанные on на on власти on и on подчинении. on Для on сделок on же on характерно on то, on что on лица, on совершившие on сделку, on всегда on являются on участниками on возникшего on в on результате on гражданского on правоотношения. on На on практике on возможны on случаи, on когда on органы on публичной on власти on помимо on административных on правоотношений on могут on параллельно on вызвать on и on гражданско-правовые on отношения. on Например, on при on принятии on государственным on органом on решения on о on выкупе on земельного on участка. on Так, on ст. on 279 on ГК on РФ on регулирующая on изъятие on земельного on участка on для on государственных on или on муниципальных on нужд, on создает on ряд on обязанностей on административного on характера, on при on этом, on условия on выкупа on земельного on участка on определяются on соглашением on с on собственником on участка on и on отношения, on связанные on с on заключением on соглашения on и on прекращением on права on собственности on на on земельный on участок, on относятся on к on числу on гражданско-правовых[23].