Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (История развития управленческих практик в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы особенностей управления организациями в России

1.1 История развития управленческих практик в России

1.2. Понятие «организация» и ее сущность в качестве объекта управления

1.3 Теоретические основы и особенности управления организациями в современной России

2 Анализ управления деятельностью организации на примере ЗАО «Енисейское»

2.1 Организационная структура управления и общая экономическая характеристика ЗАО «Енисейское»

2.2 Проектирование управления в ЗАО «Енисейское»

3 Пути совершенствования организационной системы управления ЗАО «Енисейское»

3.1 Мероприятия по основным направлениям совершенствования организационной структуры управления

3.2. Эффективность мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления на ЗАО «Енисейское»

Заключение

Список использованной литературы

Вообще, разгосударствление отношений собственности сводится к трем основным аспектам, взаимосвязанным между собой. Это: создание многообразных типов хозяйств; преобразование хозяйств, которые остаются в государственном ведении, освобождая их от административно-командного диктата; приватизация – передача в распоряжение коллективов физических и юридических лиц и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. При этом правовая основа для свободы предпринимательства заложена в положениях Конституции РФ, принятой в декабре 1993 года, закрепившей не только многообразие форм собственности, но и государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности[7].

Принципиально новый подход к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) – это введение местного самоуправления, органы которого организационно обособлены от органов государства.

Как установлено, свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования управления (менеджмента) организацией. При этом отметим, что эффективность управления организацией в России в значительной степени зависит от внешних факторов и, прежде всего, от государственного менеджмента.

1.2. Понятие «организация» и ее сущность в качестве объекта управления

В сложном мире бизнеса действует множество фирм, которые отличаются друг от друга:

- во-первых, своим размерами;

- во-вторых, многообразием видов продукции, выпускаемой ими;

- в-третьих, теми способами, которыми они владеют собственностью;

- в-четвертых, успешностью в мире бизнеса: одни преуспевают, другие разоряются.

Все эти фирмы – это организации (объект управленческой деятельности), составляющие основу сферу деятельности менеджера, и являющиеся причиной существования менеджмента (управления).

В менеджменте понятие «организация» носит двух смысловой характер. Первый смысл: организация является системой хозяйствующего субъекта. При этом она может называться: предприятие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица. Второй смысл вложен в сам процесс создания системы организации и деятельности ее отдельных элементов. Например, организация транспортного хозяйства, организация энергетического хозяйства, организация труда и другие организации[8]. Считаем, что второе определение понятия «организация» является более широким.


Следовательно, под организацией следует понимать целевое объединение ресурсов, как социального образования, которое имеет определенные границы и функционирует на сравнительно постоянной основе, а его деятельность управляется каким-нибудь образом. Резюмируя, приходим к выводу, что организация – это структурированная группа людей или отдельные лица (совокупность людей – персонал организации), взаимодействующие между собой, управляемые руководством организации и реализующие свои задачи для достижения обусловленной цели. Это взаимодействие должно быть сбалансировано, в том числе, и призмой организационных интересов.

Поведение человека в организации, как сложной, многофункциональной, динамической системе, подчинено своим особенным законам, принципам, правилам и нормам. Не понимания эти законы, принципы, правила и нормы невозможно эффективно управлять. В данном случае, ключевой момент – определение через исследование актуальных уровней потребностей и мотивационной структуры деятельности, во-первых, индивидуальных интересов членов организации, во-вторых, организационных интересов, которые формализуются и выражаются в миссии, целях и задачах деятельности организации. Тогда как их совпадением или разностью определяется, в конечном итоге, эффективность или неэффективность всей организации.

А так как любая организация представляет собой сложную систему, зависящую от размеров и характера деятельности и состоящую из отдельных элементов, то мы можем рассматривать эти элементы как подсистему организации, также состоящую из своих частей-элементов. Сложность взаимосвязей (технологических, организационных и экономических) между элементами, как систем, так и подсистем предуготовляет в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм необходимость учета специфических особенностей методологических принципов системных исследований. Организационную структуру фирмы обычно представляют в виде схемы, которая показывает связи и разделение ответственности в рамках организации. Для подготовки схемы весьма важно не только определение ближайших потребностей компании и то, что станет необходимым по мере развития фирмы; но и выяснение, кто из сотрудников способен выполнять отводимые им функции; и обязательное оценивание взаимоотношений между сотрудниками и то, каким образом будут формироваться задания для них[9].

Всем этим создается основа определения организационной структуры организации. При этом организация сформируется так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение поставленных задач. При этом, на самой ранней стадии развития организации разрешается вопрос о том, каким образом будет разделена не только ответственность, но и, что еще важнее, власть. Конечно, в организационной схеме находят отражение стратегия и методы бизнеса. Отметим, что обособление отдельных структурных подразделений в рамках организации имеет смысл, во-первых, при довольно большом количестве работающих и при котором эффективное управление их деятельностью из одного центра затруднительно; во-вторых, когда персонал фирмы выполняет работы разного технологического характера, что, в свою очередь, заставляет формировать управление технологическими процессами специалистами различного профиля.


Таким образом, управление организацией (менеджмент) в настоящее время понимается как:

- особый вид деятельности, осуществляемой профессиональной и направленной на достижение установленных целей, рационально используя материальные и трудовые ресурсов;

- совокупность лиц, которые идентифицируются с менеджерами и с аппаратом управления;

- совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей.

1.3 Теоретические основы и особенности управления организациями в современной России

Как мы установили ранее, одним из важнейших компонентов системы (организации) является ее организационная структура, придающая ей определенную направленность и являющаяся ее хребтом, т.е. имеющая скелетообразующее значение. Именно организационной структурой отражаются и уровень социально-экономического развития организации, и степень технико-технологической зрелости, и формы организации производства, а также и другие объективные признаки развития объекта-субъекта управления, ее философия и стратегия.

Главным условием успеха экономических реформ стал построенный на научных принципах переход к эффективным формам организации и управления. При этом конкуренцией организаций, в сущности, стали не только конкуренция продуктов и услуг, но и конкуренция используемых форм, методов и мастерства управления. Эффективность управления, как один из основных показателей совершенствования управления, можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Этот показатель определятся через сопоставление результатов управления и ресурсов, которые были затрачены на их достижение. Вообще эффективность двух компонентная. Это, так называемые:

- системная эффективность, зависящая от рационально организованного управления: от состава и количества частей, распределения функций между ними, а также их подчиненности. Следовательно, как мы уже отмечали, качество организационной структуры, и качество процессов управления определяют эффективность системы управления. При этом эффективность системы управления никак не зависит от качеств конкретных управленцев;


- и операционная эффективность, заключающаяся в соотношении между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями. А конкретно, обусловливается деловыми качествами управленцев и рационально используемым потенциалом управленцев.

Одна из основных задач российского управления на современном этапе – это предотвращение и успешное преодоление кризисных явлений в процессе деятельности организации. И как следствие, антикризисный характер является характерной чертой современного российского управления. Основными проблемами российского управления организациями в настоящее время считаются следующие:

- отсутствие единых определенных подходов к ценообразованию, провоцирующее неразбериху в ценообразовании;

- взаимозачеты, бартер, т.е. неплатежеспособность потребителей;

- огромные налогообложения[10];

- существование своих юридических, экономических и национальных особенностей в разных регионах и национально-автономных образованьях, характеризующих раздробленность рынка;

- давление, которое оказывают местные органы власти, в том числе: противоречия в постановлениях центральных и местных властей; их введение в практику задним числом; нечетко отработанная законодательная база;

- стремление компании работать на экспорт, невзирая на значительную степень риска, большие транспортные, страховые и прочие расходы;

- еще не сложившийся рынок рабочей силы.

Российский менеджмент в настоящее время все еще находится в стадии становления и не соответствует мировым стандартам. Длительность временного разрыва в уровнях управления организациями охарактеризовал, правда, в 2000 году, Питер Ф. Друкер, выдающийся американский ученый и практик в области менеджмента: «Предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни»[11]. С этим нельзя не согласиться: низкая эффективность российского менеджмента является фактом. Поэтому в нашей стране весьма актуально стоит проблема подготовки специалистов в сфере управления, особенно экономистов-менеджеров.

Особенности черт российского менеджмента (управления) представим в приложении А. Основных моделей, с точки зрения управления, на российских предприятиях выделяют три (см. рис. 1).

Следовательно, российское управление должно учитывать не только объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; но и основные, ключевые моменты. Их применение в процессе построения новой системы управления дает желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике.


Основные модели управления организациями в России

Модель «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, которые работают на рынке России, и воздействуют (влияют) на российские организации: коренная реконструкция технологической базы менеджмента (персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet; внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель).

Модель «здравого смысла» наблюдалась, прежде всего, в последнем десятилетии XX века (во многих организациях «новых русских»). Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно, но не профессионалами в управлении. А так как бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций данной модели перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.

Модель «традиционных (советских) методов управления» продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации. При этом современный российский менеджмент больше ориентируется на проведение рыночных реформ, которые обеспечивают свободу и благосостояние граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей.

Рисунок 1 – Основные модели управления организациями в России

Следовательно, российское управление должно учитывать не только объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; но и основные, ключевые моменты. Их применение в процессе построения новой системы управления дает желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике. При этом, децентрализация менеджмента не полагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, которые происходят на различных уровнях. Действительно, рынок не может решить многие проблемы, которые связаны с нуждами общества (экологическая безопасность, социально-экономическое единство России); а также с осуществлением фундаментальных научных исследований и долгосрочных военных программ.

2 Анализ управления деятельностью организации на примере ЗАО «Енисейское»