Файл: «Разработка регламента выполнения процесса «Расчет заработной платы»( Теоретические основы финансового планирования операционной деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечным результатом отчета о прибылях и убытках является определение чистой прибыли на планируемый год.

Целью плана поступления и расходования денежных средств является определение источников финансирования и направления их использования, обеспечение платежеспособности предприятия на протяжении всего планируемого периода.

В прогнозном балансе отражается укрупненная структура активов, обязательств и собственного капитала. Актив и пассив формируется по группам, например долгосрочные обязательства – краткосрочные, собственные – заемные.

Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде. [7., c. 130].

План сбыта более детальный, чем отчет о прибылях и убытках. В нем отражаются главные покупатели и заказчики, объемы поставок и планируемое поступление денежных средств от продаж по месяцам или неделям, в зависимости от детальности прогноза. В плане сбыта находит свое воплощение кредитная политика субъекта.

На основе плана сбыта составляется и производственная программа предприятия. Здесь рассчитываются нормативы расхода ресурсов и объемы выпускаемой продукции или услуг.

Предприятием по необходимости могут составляться инвестиционные, эмиссионные и прочие планы.

Следует отметить, что все планы вытекают один из другого и поэтому между ними должна прослеживаться четкая взаимосвязь.

Основой для оперативного финансового моделирования являются текущие финансовые планы. На этапе оперативного планирования разрабатывается комплекс краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению хозяйственной деятельности субъекта. Главной формой краткосрочных планов является бюджет.

«Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности». [8.,c. 78].

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер.
Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов (на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля и необходимой корректировки результатов этой деятельности. [9., c. 55].


Эффективным инструментом в составлении оперативного финансового планирования является платежный календарь. Приток и отток денежных средств в календаре должны быть сбалансированы. В календаре отслеживается еженедельный либо ежедекадный (в зависимости от требований субъекта) денежный поток. Анализируются эффективность привлечения заемных средств и их источники, или краткосрочные вложения временно свободных денежных средств в различные финансовые инструменты.

Бюджеты классифицируются по следующим видам.

Рисунок 1 Классификация бюджетов

Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политики предприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям. Стратегическими целями финансовой политики являются: максимизация прибыли; оптимизация структуры источников финансирования; обеспечение финансовой устойчивости; повышение инвестиционной привлекательности. [11., c. 170].

Таким образом, финансовое планирование помогает достигать поставленных целей и планомерно увеличивать рыночную стоимость предприятия.

1.2. Основные этапы финансового моделирования: планирование, построение, тестирование, применение и контроль

«Важнейшим понятием экономико-математического моделирования, как, впрочем, и всякого моделирования, является понятие адекватности модели, под которой понимается соответствие модели моделируемому объекту или процессу. При моделировании имеется ввиду не просто адекватность, но соответствие тем свойствам, которые считаются существенными для исследования».[26.,с.6]

Исходя и вышеизложенного начальным этапом финансового моделирования, является глубокий анализ деятельности предприятия за прошедший период.

Исследования экономико-производственных процессов на предприятии должны учитывать следующи свойства экономических явлений и процессов:

  • эмерджментность;
  • массовый характер;
  • динамичность;
  • случайность и неопределенность;
  • невозможность изоляции от окружающей среды;
  • активная реакция на новые факторы.

Эффект синергии проявляет в полной мере целостность системы, поэтому исследования экономических процессов и финансовое моделирование должно проводится в целом по предприятию.

Закономерности экономических процессов выявляются на массовых наблюдениях.

Под влиянием внешней и внутренней среды все процессы подвержены изменениям, поэтому рекомендуется проводить исследования в динамике.


В связи с вероятностным характером экономических явлений применяются модели основанные на теории вероятности и математической статистике.

Ни один экономический процесс невозможно наблюдать в чистом виде, без влияния внешних и внутренних факторов, поэтому необходимо учитывать уровень их влияния.

Примерами внешних факторов являются: конкуренция, политическая стабильность (нестабильность) страны, международные отношения, законодательство, зависимость от поставщиков, научно-технический прогресс и пр.

К внутренним факторам относят: уровень профессиональной подготовки сотрудников, текучесть кадров, техническая обеспеченность, финансовая независимость и пр.

Создание финансовой модели предполагает следующие этапы работ:

Рисунок 2 Этапы финансового моделирования

Построение финансовой математической модели преследует цель создание прикладной модели для принятия экономических решений, и носят, как правило, оптимизационный характер. «Они направлены на поиск наилучшего варианта решения из некоторого множества возможных решений». [27., с.19]

«В процессе разработки финансового плана определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации, денежные накопления, амортизация, объем и источники финансирования намечаемых на планируемый период инвестиций, потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия, распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками».[5.,c. 40].

Последовательность финансового планирования включает следующие стадии.

  1. Определение перспективы развития хозяйствующего субъекта. С учетом внешней и внутренней среды, предприятие делает один выбор из четырех альтернатив: рост, ограниченный рост, сокращение, либо сочетание первых трех альтернатив. При этом формируется структура владельцев капитала, проводится выбор между внутренним или внешним ростом капитала, устанавливаются уровни достижения ликвидности акций субъекта.
  2. Составление долгосрочных финансовых планов. На данной стадии первоначально определяются пути достижения поставленных целей.
  3. Детально анализируются инвестиционные проекты – их эффективность, период окупаемости и источники финансирования.
  4. Составление краткосрочных финансовых планов. Определяются объемы продаж и кредитная политика компании. Основным документом в краткосрочном планировании будет прогноз денежных потоков.
  5. Обоснование статей расходов. Пересматриваются нормативы прямых и косвенных затрат, формы и размеры оплаты труда, расходы на рекламу, административные расходы и пр.
  6. Разработка консолидированного бюджета. Все бюджеты объединяются в одно целое, для составления отчета о прибылях и убытках.

Одним из важнейших моментов в стратегическом планировании является анализ внешней среды – его угрозы и возможности. Проводятся исследования рынка, определяется доля фирмы на рынке, определяются потенциальные и действующие конкуренты и их политика. Даже если Предприятие не выходит на международный рынок руководству необходимо постоянно анализировать межправительственные договора, международные отношения, местное и международное законодательства, т.к. всегда существует вероятность агрессии со стороны международных производителей. Серьезные маркетинговые исследования помогут определить потребности существующих клиентов и методы привлечения новых. Анализ новых технологий и методы их внедрения покажет нераскрытые возможности предприятия.

Основными инструментами по исполнению и контролю стратегических планов на сегодняшний день остаются бюджет и управление по целям.

«Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые способствуют достижению целей. Но они не дают ответа на вопрос, какие ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Планирование не дает также ответа и на основной вопрос, – какие цели являются обоснованно достижимыми при данных имеющихся ресурсах»[12.,с.295]. Эффективное распределение ограниченных ресурсов обеспечивает бюджетирование.

Здесь предприятие анализирует показатели за предыдущий период на основании баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о денежных потоках. На всех этапах составления прогнозных баланса, отчетов о финансовых результатах и денежных потоков идет согласование поставленных целей между всеми подразделениями фирмы, и включаются в научно-обоснованный бизнес-план.

Этап составления краткосрочных планов характеризуется детализацией прогнозных финансовых документов. На данном этапе можно сказать идет полная инвентаризация всех предыдущих нормативов, статей доходов и расходов. Каждым подразделением обосновываются те или иные затраты и расходы.

Необходимо, аргументировано обосновывать предстоящие затраты, установить такие нормативы, к достижению которых нужно приложить немалые усилия. Пересматривается система контроля над выполнением планов и система стимулирования сотрудников. Составляется бюджет в разрезе статей затрат.

Последним этапом в планировании является внедрение и контроль над выполнением планов. Данный этап особенно значим, так как от него зависит, станет ли бюджет формальным, или задуманные планы будут воплощены в жизнь. Умеренный и корректный контроль над внедрением и продвижением бюджета стимулирует и в свою очередь заставляет сотрудников работать над достижением поставленных целей.


Прежде чем приступить к разработке планов и бюджетов проводится анализ финансового состояния предприятия за предыдущий период, и прогнозируются желаемые показатели на планируемый период. Данный анализ подкрепляется расчетами прогнозных финансовых показателей.

Существует несколько методов расчетов:

Самый простой и легко применимый – нормативный метод.

Данный метод заключается в том, что по заранее установленным нормам и технико-экономическим нормативам рассчитываются потребность в финансовых ресурсах и их источниках.

Предприятие устанавливает для себя желаемые нормы:

  • норму минимального запаса сырья и экономически обоснованного размера заказов;
  • нормы расхода материалов и энергоносителей на производство продукции, работ (услуг);
  • нормы заемного капитала (кредитов и кредиторской задолженности) постоянно находящегося в распоряжении предприятия;
  • нормативы потребности в свободных оборотных средствах;
  • нормативы приоритетов распределения финансовых ресурсов и прибыли;
  • нормы резервного капитала и резервирования средств в различные фонды (на капитальный ремонт, на технику безопасности, природоохранные мероприятия, обновление оборудования).

Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

  • прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления,
  • передового опыта экономии живого и овеществленного труда;
  • обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
  • комплексность - комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;
  • гибкость, динамичность систематическое обновление нормативной базы, по мере изменения организационно-технических условий производства;
  • сопоставимость - обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;
  • автоматичность – компьютеризация формирование, обновление и использование нормативной базы [13., с.184].

Расчетно-аналитический методзаключается в применении проиндексированных базовых финансовых показателей за предыдущий период в плановом периоде. Данный метод может применяться на фирмах, где не разработаны нормы и технико-экономические нормативы, взаимосвязь между показателями корреляционная.

Этот метод хорошо применим при расчетах планируемой прибыли, отчислений в резервный капитал и различные фонды, амортизационных отчислений, при установлении плановых оборотных активов.