Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность, функции, принципы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры
1.1 Сущность, функции, принципы корпоративной культуры организации
1.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
1.3 Этапы формирования корпоративной культуры
Глава 2. Корпоративная культура на примере ПАО «Красноярскэнергосбыт»
2.1 История создания и общая характеристика ПАО «Красноярскэнергосбыт»
2.2 Анализ корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт»
Таблица 1
Этапы развития корпоративной культуры
Этап |
Содержание этапа |
1 этап -создания |
Философия основателей компании; деятельность топ-менеджемента |
2 этап - роста |
Закрепление общеразделяемых ценностей при помощи героев и символов |
3 этап - замедления роста |
Формализация критериев отбора и методов социализации персонала |
4 этап - зрелости |
Интегративная роль общеразделяемых ценностей организационной культуры |
5 этап - нового роста |
Приверженность персонала ценностям профессионализма, иннова-ционости и лояльности фирме как основа преодоления кризиса |
На этапах роста и замедления роста культура поддерживается существующими в организации обычаями и процедурами, которые формируют у персонала соответствующий опыт. Многие процедуры управления персоналом укрепляют организационную культуру. К ним относятся: процесс отбора, система вознаграждений, обучение и управление карьерой, продвижение по службе, критерии оценки производительности. Эти процедуры направлены на поддержание тех, кто соответствует данной организационной культуре, и наказание, вплоть до увольнения, тех, кто ей не соответствует.
Формирование корпоративной культуры - длительный и сложный процесс. Основные (первые) шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. Уже исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика.
Формирование корпоративной культуры распадается на следующие этапы:
1. Определение миссии организации, базовых ценностей;
2. Формулирование стандартов поведения членов организации;
3. Формирование традиций организации;
4. Разработка символики.
Эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен при приеме на работу, адаптации новых сотрудников и дает возможность сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
На каждом из этапов формирования корпоративной культуры организатор сталкивается с определенными трудностями - я кратко остановлюсь на некоторых из них.
При разработке или внесении изменений в стратегию, структуру и другие элементы системы менеджмента руководители должны оценить степень своей осуществимости в рамках существующей культуры и, при необходимости, предпринять шаги для ее изменения. Следует иметь в виду, что культура по своей природе более инертна, чем другие элементы системы управления. Поэтому действия, направленные на его изменение, должны опережать все другие преобразования, учитывая тот факт, что результаты не будут сразу видны..
Глава 2. Корпоративная культура на примере ПАО «Красноярскэнергосбыт»
2.1 История создания и общая характеристика ПАО «Красноярскэнергосбыт»
Предприятие было создано в результате реорганизации ОАО «Красноярскэнерго» в форме выделения (Протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Красноярскэнерго» от 30 апреля 2005 года). Компания является правопреемником части прав и обязанностей Красноярскэнерго в соответствии с разделительным балансом Красноярскэнерго, утвержденным внеочередным общим собранием акционеров Красноярскэнерго (протокол от 30 апреля 2005 года).
Уставный капитал общества составляет 15 миллионов 300 тысяч 658,8 рублей. и разделить на 596 миллионов. 039 тыс. 612 руб. обыкновенные акции (номинальная стоимость -0,02 руб. каждый) и 168 миллионов 993 тысячи. 328 руб. Привилегированные акции типа А, номинальная стоимость 0,02 руб. каждый.
Главная задача компании – реализация электроэнергии и оказание сопутствующих услуг всем добросовестным потребителям.
В настоящее время практически вся сумма доходов приходится на доходы, полученные от реализации электрической энергии на территории Красноярского края, которая составляет 2339,7 тыс. км2. Численность персонала ОАО «Красноярскэнергосбыт» по состоянию на 31.12.18г. составила 1 629 человека.
Основной вид деятельности компании – торговля электрической энергией; прочие виды деятельности – оказание услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту приборов учета электроэнергии, услуг по высоковольтным испытаниям электрооборудования; оказание услуг по энергоаудиту объектов; оказание услуг по агентским договорам; оказание жилищно-коммунальных услуг.
ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает второе место на региональном оптовом рынке электроэнергии и мощности, компания обслуживает 46% от общего электропотребления по региону.
В состав ОАО «Красноярскэнергосбыт» входят 8 отделений: пригородное; Ачинское; Канское; Заозерновское; Кодинское; Лесосибирское; Минусинское; Шарыповское; а также более 50 участков в различных городах и селениях края.
В 2018 году Открытое Акционерное Общество «Красноярскэнергосбыт» было переименовано в Публичное Акционерное Общество «Красноярскэнергосбыт».
Потребитель электроэнергии на розничном рынке – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью). Потребитель становится клиентом ПАО «Красноярскэнергосбыт» при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии. ПАО «Красноярскэнергосбыт» обслуживает 29 655 клиентов – юридических лиц более 975 270 физических лиц – жителей городов и сел края. Клиентов ПАО «Красноярскэнергосбыт» можно разделить на три основные группы:
- граждане – потребители и приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей, приобретающие электрическую энергию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- организации – исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для предоставления коммунальных услуг;
- юридические лица и предприниматели, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд.
Основными принципами взаимодействия ПАО «Красноярскэнергосбыт» с клиентами являются надежность и бесперебойность электроснабжения и доступность обслуживания, под которой понимается:
- территориальная доступность. Клиентам гарантируется качественное обслуживание и оперативное рассмотрение обращений независимо от удаленности места проживания;
- организационная доступность. Правила пользования услугами ПАО «Красноярскэнергосбыт» должны быть прозрачны и исполнимы;
- информационная доступность. Полная и достоверная информация обо всех процедурах взаимодействия с ПАО «Красноярскэнергосбыт» носит публичный характер и предоставляется в доступной форме. Клиенты надлежащим образом информируются о стоимости услуг, порядке формирования и размере тарифов на оплату электроэнергии, возможностях получения льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в органах социальной защиты населения, а также, при необходимости, о порядке ценообразования на розничном рынке электроэнергии.
Для создания и поддержания системы централизованного обслуживания клиентов ПАО «Красноярскэнергосбыт» обеспечивает наличие:
- квалифицированных специалистов, ответственных за взаимодействие с клиентами и организацию клиентского обслуживания;
- помещений для приема клиентов;
- компьютерного оборудования и программного обеспечения для регистрации, обработки обращений клиентов и формирования отчетов;
- формализованных в соответствующей регламентирующей документации бизнес-процессов взаимодействия компаний с клиентами.
Эффективный процесс взаимодействия с клиентами характеризуется следующими параметрами:
- единообразие требований к качеству предоставления услуг, соблюдение установленных сроков по всем процедурам взаимодействия;
- индивидуальный подход к клиентам, в том числе к инвалидам, ветеранам и социально уязвимым категориям населения;
- минимизация времени клиента, затраченного на получение услуги, в том числе посредством минимизации очных контактов клиентов и компании;
- оперативность реагирования на жалобы и устранения выявленных недостатков в работе с клиентами;
- полнота, актуальность и достоверность информации; мультиканальность предоставления информации.
Основными конкурентами организации на территории Красноярского края, исключая изолированные территории, действуют следующие энергосбытовые компании и субъекты оптового рынка:
- ООО «Русэнергосбыт Сибирь» является независимой энергосбытовой компанией, осуществляющей свою деятельность на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности). Основными потребителями Компании являются крупные промышленные предприятия Красноярского края, такие как: ОАО «Красцветмет», ОАО «Российские Железные Дороги», ОАО «АНПЗ ВНК», ОАО «Лесосибирский ЛДК N1», ЗАО «Новоенисейский ЛХК»;
- ООО «Главэнергосбыт» – дочернее предприятие ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». Компания занимается покупкой и продажей электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с целью снабжения угольных разрезов ОАО «СУЭК», находящихся на территории Красноярского края;
- ЗАО «Марэм+» – энергосбытовая компания, профессиональный участник оптового рынка электрической энергии (мощности). Компания входит в структуру крупнейшей российской частной энергетической компании «ЕвроСибЭнерго» (принадлежит En + Group), на территории Красноярского края осуществляет поставки электроэнергии для
ОАО «КраМЗ - ТЕЛЕКОМ»; - ОАО «Сибурэнергоменеджмент» – энергосбытовая компания, осуществляющая поставки электрической энергии на территории края для ОАО «Красноярский завод синтетического каучука»;
- ОАО «Русал Красноярск», приобретающий электроэнергию на оптовом рынке для нужд металлургического производства;
- ЭСО ЗАО «Система», потребителем которой является
ООО «Красноярский цемент».
2.2 Анализ корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт»
Корпоративная культура ПАО «Красноярскэнергосбыт» основана на нормах и традициях, которые укрепляют позиции Компании в энергетическом бизнесе. Корпоративная культура Компании сохранила все лучшее, что было характерно для деятельности предприятия в социалистической экономике, и интегрировала в себя современные модели рыночной культуры, адаптируя их к особенностям Компании и различных категорий персонала.
Политика совершенствования корпоративной культуры направлена на развитие ценностей, заявленных Компанией, и их принятие всеми сотрудниками. Развитие приверженности персонала корпоративным ценностям, профессии, рабочей силе является одним из приоритетов менеджеров на всех уровнях управления Компании..
Основные нормы и правила деловой этики и делового поведения работников отражены в Кодексе корпоративной культуры ПАО «Красноярскэнергосбыт», следуя которому способствует укреплению репутации Компании.
Политика управления персоналом ПАО «Красноярскэнергосбыт» направлена на создание благоприятной бизнес-среды для всех поколений работников. Компания строит свои отношения
с сотрудниками, основанными на сохранении и развитии лучших традиций и преемственности поколений.
Корпоративный университет гидроэнергетики проводит диагностику корпоративной культуры подразделений ПАО «РусГидро».
Первым шагом в диагностике корпоративной культуры является создание концептуальной модели, выбор инструментов и разработка исследовательской программы..
Следующим этапом является проведение исследования, в рамках которого могут быть использованы опросники и тесты, анализ артефактов культуры, интервью и групповые проектные сессии.
Заключительным этапом является анализ диагностической информации, дающий возможность интерпретировать реальность Компании, подразделения в языке предложенной модели и собрать уникальные факты (примеры, иллюстрации), подчеркивающие своеобразие корпоративной культуры.
По итогам проведения диагностики корпоративной культуры департаментов ПАО «РусГидро» Корпоративный университет гидроэнергетики готовит отчет, который включает в себя описание метафорического представления подразделения, его слабые и сильные стороны, представление о целях, оценку инновационной готовности, характеристику внутренних коммуникаций, оценку уровня лояльности и приверженности Компании, представление работников о ценностно-нормативной структуре.