Файл: Налоги как цена услуг государства (Виды налоговых проверок и их особенности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ И СРОКИ ИХ УПЛАТЫ
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ И ПОЛНОЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ
2.1 Виды налоговых проверок и их особенности
2.2 Совершенствования в контроле и уплате страховых взносов
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ФНС РФ
Выездные мероприятия по филиалу или представительству проходят в соответствии с решением проверяющей инстанции по месту нахождения отделения.
Данный документ обязательно включает такие сведения:
- Полное и краткое название или полное имя налогоплательщика;
- Предмет проверки: налоги, верность расчета и выплаты которых подпадают под проверку;
- Рассматриваемые периоды;
- Должности, фамилии и инициалы ответственных за мероприятия инспекторов.
Этот вид налоговой проверки не длится больше 2 месяцев с момента назначения мероприятий и до времени формирования заключительной справки о выполненной работе. Однако сроки осуществления могут увеличиться до 4 месяцев, в некоторых ситуациях до 6.
Приостановление в процессе мероприятий может произойти по причине необходимости таких действий:
Запрос документов у контрагентов или у иных лиц, обладающих сведениями, касающимися работы проверяемой компании. Такая процедура возможна только раз по каждому человеку, на которого ожидаются бумаги.
Запрос данных в органах, находящихся за границей, согласно международным договорам России.
Осуществление экспертиз.
Перевод документов, предоставленных на иных языках, на русский язык.
Приостановление срока происходит исключительно по решению главы проверяющей инстанции.
Суммарная продолжительность данной процедуры во время проведения мероприятий не должна превышать 6 месяцев, кроме приостановки такого вида налоговой проверки с целью запроса данных у зарубежных инстанций по международным договорам России. Тогда, если налоговой инстанции не удалось достать важную информацию за 6 месяцев, даются дополнительные 3.
Повторная выездная налоговая проверка
Повторная выездная проверка – это вид налоговой проверки по НК, совершаемый независимо от сроков осуществления предыдущих мероприятий по тем же самым обязательствам и за повторяющийся период времени.
Данный вид налоговой проверки обладает одной из характеристик:
Вышестоящая инстанция выполняет проверку функционирования специалистов, осуществлявших первичные мероприятия.
Предоставлена дополненная налоговая декларация, где обозначена меньшая сумма, чем заявленная до этого. Мероприятия по решению главы (заместителя) проводит проверяющая организация, занимавшаяся данной компанией. Проверяться будет тот период, по которому предоставлена дополненная декларация.
При повторных мероприятиях рассматривается срок не свыше трех календарных лет до года, когда было принято решение об организации повторных мероприятий.
НК закрепляет следующее положение: когда при осуществлении повторных выездных мероприятий обнаружено налоговое правонарушение, не найденное в процессе первичных мероприятий, последующие санкции невозможны [14].
2.2 Совершенствования в контроле и уплате страховых взносов
В течение семи лет, всеми вопросами, касающимися нюансов исчисления страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты, занимались специальные внебюджетные фонды, именуемые также органами контроля за уплатой страховых взносов.
Однако, в соответствии с внесенными в профильное законодательство изменениями, с начала 2018 года это стало сферой контроля органов налоговой службы. Лишь страховые взносы от НС и ПЗ по-прежнему остались в ведении ФСС.
С 1 января 2018 года начала действовать 34-я глава Налогового кодекса о страховых взносах, которая вобрала в себя основную суть ФЗ под номером 212. Кроме того, с этого момента вступили в силу изменения в ряд других законов, затрагивающих данный вопрос.
Согласно ФЗ под номером 250 контроль за уплатой страховых взносов с 2018 года переходит в ведение органов налоговой, которые также будут проводить камеральные и выездные проверки.
Работа с лицами, уклоняющимися от уплаты, взыскание взносов, выполнение зачетов и возвратов переплаченных средств, а также ряд иных вопросов, имеющих отношение к администрированию страховых взносов, но при этом не регламентированных 34-й главой Налогового кодекса, будут регулироваться нормами первой части данного кодекса.
В соответствии с 1-м подпунктом 1-го пункта 419-й статьи Налогового кодекса в качестве плательщиков страховых взносов выступают лица, которые по федеральному законодательству являются страхователями и производят выплату различных вознаграждений в пользу физлиц. Это могут быть как организации и ИП, так и физические лица, индивидуальными предпринимателями не зарегистрированные [29].
Во 2-м подпункте детализируется список плательщиков, которые выплаты физлицам не осуществляют. Сюда относят ИП, адвокатов и нотариусов, оценщиков, арбитражных управляющих и иных лиц, у которых собственная частная практика.
В случае, если тот, кто должен платить взносы одновременно относится к нескольким категориям, ему надлежит исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому из оснований в отдельности.
Рис.4. Контроль за уплатой страховых взносов
Первый пункт 420-й статьи налогового кодекса в качестве объекта, с которого уплачиваются страховые взносы, рассматривает суммы выплат и других вознаграждений в пользу физлиц, которые должны иметь обязательное соцстрахование:
- согласно гражданско-правовым соглашениям, предметом которых является выполнение работ либо предоставление услуг;
- в соответствии с договорами авторского заказа авторам выполненных произведений;
- согласно договорам, по которым предусмотрено отчуждение исключительного права на научные, литературные произведения, творения искусства, а также лицензионным договорам, которыми предоставляется право пользования такими произведениями.
В статье 421-й Налогового кодекса указано, что база для исчисления страховых взносов определяется после того, как очередной календарный месяц подходит к завершению. Она представляет собой сумму выплат и иного рода вознаграждений, которые начисляются отдельно в пользу каждого физлица от начала расчетного периода.
Пункт 3-й 421-й статьи НК гласит, что для плательщиков, которые выплачивают определенные вознаграждения физлицам, устанавливается граничная величина базы, от которой исчисляются страховые на обязательное страхования. Это касается как пенсионного, так и соцстрахования на случай наступления временной нетрудоспособности или беременности.
В первом случае при установке предельного размера отталкиваются от суммы среднего по стране заработка, умноженного на число месяцев, то есть 12. Также по отношению к этому значению используется так называемый повышающий коэффициент, в 2019 году равный 1,9 (до 2021 года он будет регулярно повышаться на 0,1).
При подаче формы отчетности нужно внимательно подойти не только к вопросу, который касается того, куда сдавать РСВ-1 в 2019 году, но и к тому, в каком формате должен подаваться данный отчет в связи с отменой формы, действовавшей до конца 2019 года.
Во втором случае предельная величина базы определяется в соответствии с ежегодной индексацией, производимой в начале каждого года пропорционально росту средней зарплаты. Начиная с 2022 года по аналогичному принципу будет индексироваться максимальная база для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С различного рода вознаграждений, которые были выплачены физлицам свыше максимального лимита базы для расчета страховых взносов, установленного в конкретный период, взимание страховых взносов не производится.
База, от которой страховые взносы рассчитываются в том случае, когда имеют место выплате в натуральной форме, определяется в виде стоимости выданных товаров или прочего имущества в соответствии с его стоимостью. В этой цене учитывается суммы НДС с акцизами, но из нее при этом исключаются средства, частично покрывающие стоимость полученных физлицом товаров и уплаченные им.
С начала января вступили в силу две новых главы, дополняющих Налоговый кодекс и касающихся страховых взносов. В соответствии с ними контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования утрачивают.
Отныне все вопросы, касающиеся платежей по страховым взносам на соцстрахование по нетрудоспособности временного характера и материнству, так же, как и на пенсионное с медицинским, переходят в ведение ФНС [21].
Ответственность налоговой службы также будет распространяться на взыскание задолженностей по вышеотмеченным платежам и накопившихся к началу 2018 года штрафов и пеней.
Фонд соцстрахования по-прежнему будет заниматься только администрированием взносов на обязательное соцстрахование от полученных на производстве травм и иных несчастных случаев, а также от заработанных при выполнении своих непосредственных служебных обязанностей заболеваний профессионального характера.
Налоговая служба — новый участник системы, обеспечивающий взимание всего многообразия страховых взносов. В этой связи организации и предпринимателей ожидает увеличение непосредственно численности проверяющих, а также количества требуемых к предъявлению форм отчетностей.
Ранее страхователю требовалось предъявлять в фонды только две основные формы (по одной в ПФ и ФСС), с 2019 года к этому добавилась еще и необходимость отчитываться по взносам перед налоговой.
Отечественной ФНС был разработан расчет по страховым взносам, который объединил в себе особенности форм для двух вышеупомянутых органов. Форма была согласована в госфондах внебюджетного типа, и ее использование потребуется один аз в квартал, начиная с первого квартала 2018 года [13].
Данные перемены побудили Пенсионный фонд обновить существовавшие ранее формы документов, что было предусмотрено положениями 8-й статьи ФЗ под номером 27.
В ней идет речь о том, что информация относительно индивидуального учета в системе обязательного страхования будущих пенсионеров по данным формам должны предоставляться в Пенсионный фонд, а тот, в свою очередь, должен контролировать, насколько эти сведения являются достоверными.
Теперь сведения относительно продолжительности стажа должны подаваться до начала марта после окончания отчетного периода. Работодатель по-прежнему несет ответственность за ежемесячное предоставление в ПФ тех сведений, которые и сейчас подаются туда по форме СЭВ-М. Делаться это должно в срок до 15-го числа того месяца, который идет после завершения отчетного периода.
Информация относительно суммы получаемого дохода, на которую были начислены взносы на обязательное страхование будущих пенсионеров, суммы этих самых взносов, должна также поступать в орган налоговой службы вместе с расчетом по страховым взносам. Подача данного расчета в налоговый департамент должна осуществляться до 30-го числа идущего за расчетным периодом месяца.
В Фонд соцстрахования предусмотрена подача расчета по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и заболеваний профхарактера, которые были начислены и уплачены. То же самое касается расходов на выплату страхового обеспечения.
Введенная форма расчетов, получившая название 4-ФСС, будет подаваться по завершении каждого квартала. Сделать это можно либо в привычном бумажном варианте в течение двадцати первых дней следующего за отчетным периодом месяца, либо в электронном формате, на заполнение и предоставление проверяющим органам которого дается на пять дней больше.
Несмотря на то, что все нововведения, по словам законодателей, направлены на облегчение жизни плательщиков и оптимизацию всего процесса подачи отчетностей, на практике говорить о таком эффекте вряд ли стоит.
Это обусловлено сохранением за Фондом соцстрахования ряда полномочий, а также необходимостью представления в Пенсионный фонд, данных относительно индивидуального учета плательщика.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ФНС РФ
В таблице 1 рассмотрим абсолютные показатели поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ.
Таблица 1
Абсолютные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ в 2016-2018 гг., млрд. руб.
Показатели |
Абсолютное значение показателя |
Изменение |
||||
2016год |
2017год |
2018год |
2017год-2016год |
2018год - 2017год |
2018год - 2016год |
|
Всего поступило в консолидированный бюджет России |
11327,20 |
12 670,20 |
13 799,3 |
1333,00 |
1119,10 |
2361,10 |
в федеральный бюджет |
5 369,0 |
6 213,60 |
6 990,50 |
936,600 |
665,90 |
1512,500 |
в к-е бюджеты субъектов России |
5 959,20 |
6 355,60 |
6 907,9 |
396,30 |
352,200 |
939,600 |
из них: |
||||||
Налог на прибыль организаций |
2 071,7 |
2 372,9 |
2 599,9 |
301,10 |
226,00 |
527,10 |
в федеральный бюджет |
352,20 |
311,3 |
391,3 |
59,10 |
90,10 |
139,200 |
в к-е бюджеты субъектов России |
1 719,50 |
1 961,50 |
2 107,50 |
232,00 |
136,00 |
399,00 |
Налог на доходы физических лиц |
2 397,9 |
2 699,7 |
2 906,50 |
190,90 |
117,90 |
309,70 |
в федеральный бюджет |
Х |
9,20 |
Χ |
Χ |
Χ |
Χ |
в к-е бюджеты субъектов России |
2 397,9 |
2 679,50 |
2 906,50 |
191,70 |
127,00 |
309,70 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России |
1 969,20 |
2 191,3 |
2 339,3 |
313,200 |
266,90 |
590,10 |
Акцизы |
952,50 |
999,0 |
1 013,3 |
36,500 |
15,30 |
61,90 |
в федеральный бюджет |
361,0 |
520,9 |
527,9 |
59,90 |
7,10 |
66,90 |
в к-е бюджеты субъектов России |
391,3 |
379,1 |
396,50 |
-13,30 |
9,30 |
-3,90 |
Имущественные налоги в к-е бюджеты субъектов России |
900,50 |
955,1 |
1 069,3 |
53,600 |
113,30 |
167,90 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 575,9 |
2 903,20 |
3 226,9 |
329,30 |
322,600 |
651,00 |
в федеральный бюджет |
2 535,3 |
2 959,0 |
3 160,0 |
322,70 |
302,00 |
623,70 |
в к-е бюджеты субъектов России |
30,50 |
36,20 |
66,9 |
5,70 |
20,600 |
26,30 |
Утилизационный сбор |
Х |
59,9 |
62,1 |
Х |
3,30 |
Х |