Файл: Налоги как цена услуг государства (Виды налоговых проверок и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В консолидированный бюджет РФ в 2018 гг. поступило администрируемых ФНС доходов 13 799,3 млрд. руб., или на 2361,10 млрд. руб. больше чем в 2016 гг..

Рис.5.Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет России за 2015 – 2017 гг., млрд. руб.

В таблице 2 рассмотрим с относительной стороны как изменялись налоговые платежи.

Таблица 2

Относительные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ в 2016-2018 гг., млрд. руб.

Показатели

Абсолютное значение показателя

Относительные показатели роста

2016год

2017год

2018год

Темп роста 2017год к 2016год

Темп роста 2018год к 2017год

Всего поступило в консолидированный бюджет России

11 327,20

12 670,20

13 799,3

111,96

109,92

в федеральный бюджет

5 369,0

6 213,60

6 990,50

115,77

110,72

в к-е бюджеты субъектов России

5 959,20

6 355,60

6 907,9

109,33

107,00

из них:

Налог на прибыль организаций

2 071,7

2 372,9

2 599,9

113,503

109,502

в федеральный бюджет

352,20

311,3

391,3

116,79

119,37

в к-е бюджеты субъектов России

1 719,50

1 961,50

2 107,50

113,07

107,33

Налог на доходы физических лиц

2 397,9

2 699,7

2 906,50

107,603

103,39

в федеральный бюджет

Х

9,20

Χ

Χ

Χ

в к-е бюджеты субъектов России

2 397,9

2 679,50

2 906,50

107,207

103,73

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России

1 969,20

2 191,3

2 339,3

116,76

112,203

Акцизы

952,50

999,0

1 013,3

103,99

101,503

в федеральный бюджет

361,0

520,9

527,9

112,97

101,36

в к-е бюджеты субъектов России

391,3

379,1

396,50

97,209

101,76

Имущественные налоги в к-е бюджеты субъектов России

900,50

955,1

1 069,3

106,06

111,96

Налог на добычу полезных ископаемых

2 575,9

2 903,20

3 226,9

112,75

111,11

в федеральный бюджет

2 535,3

2 959,0

3 160,0

112,73

110,507

в к-е бюджеты субъектов России

30,50

36,20

66,9

113,07

133,509

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Х

59,9

62,1

Х

105,601


В консолидированный бюджет РФ в 2017 гг. поступления составили 12 670,20 млрд. руб., что на 11,3% больше, чем в 2016 гг.. А в 2018 гг. поступило 13 799,3 млрд. руб., или на 9,9% больше, чем в 2017 гг..

Далее оценим структуру налоговых поступлений в бюджет России.

Таблица 3

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ в 2016-2018 гг. , млрд. руб.

Показатели

Абсолютное значение показателя

Удельный вес показателя, %

2016год

2017год

2018год

2016год

2017год

2018 г

Всего поступило в консолидированный бюджет России

11327,20

12670,20

13799,3

100

100

100

в федеральный бюджет

5369,0

6213,60

6990,50

37,3

39,0

39,9

в к-е бюджеты субъектов России

5959,20

6355,60

6907,9

52,60

51,0

50,1

из них:

0,0

0,0

0,0

Налог на прибыль организаций

2 071,7

2372,9

2599,9

19,3

19,7

19,9

в федеральный бюджет

352,20

311,3

391,3

3,1

3,20

3,60

в к-е бюджеты субъектов России

1 719,50

1961,50

2107,50

15,20

15,50

15,3

Налог на доходы физических лиц

2 397,9

2699,7

2906,50

22,1

21,20

20,3

в федеральный бюджет

Х

9,20

Х

Х

0,1

Х

в к-е бюджеты субъектов России

2 397,9

2679,50

2906,50

22,1

21,1

20,3

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РОССИИ

1 969,20

2191,3

2339,3

16,50

17,20

17,9

Акцизы

952,50

999,0

1 013,3

9,3

7,9

7,3

в федеральный бюджет

361,0

520,9

527,9

3,1

3,1

3,9

в к-е бюджеты субъектов России

391,3

379,1

396,50

3,3

3,9

3,50

Имущественные налоги в к-е бюджеты субъектов России

900,50

955,1

1069,3

7,9

7,50

7,7

Налог на добычу полезных ископаемых

2 575,9

2903,20

3226,9

22,7

22,9

23,3

в федеральный бюджет

2 535,3

2959,0

3 160,0

22,3

22,60

22,9

в к-е бюджеты субъектов России

30,50

36,20

66,9

0,3

0,3

0,50

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Х

59,9

62,1

Х

0,50

0,50


Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей за весь исследуемый период имеют

Налог на прибыль организаций − более 19%

Налог на доходы физических лиц – более 20 %

Налог на добычу полезных ископаемых– более 22%

Отдельно рассмотрим структуру налоговых платежей 2018 года на рисунке 6.

Формирование всех доходов в 2018 гг. на 90% было обеспечено за счет поступления НДПИ – 23%, налога на прибыль 19−%, НДФЛ – 20% и НДС – 19%. В 2017 гг. совокупная доля указанных налогов также составляла 90%.

Рис.6. Структура налоговых платежей в России в 2018 гг., %

Главным источником анализа налоговых проверок или показателей налогового контроля в РФ служит данные отчетов о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК, размещенных на официальном сайте ФНС России. Проанализируем показатели налогового контроля за 2016 – 2018 гг.

Таблица 3

Показатели налогового контроля проведенного в России в 2018 гг.

Наименование показателей

Количество, единиц

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тысяч руб.

Из графы 2 налогов

Камеральные проверки

33190550

50955679

32976376

из них выявивших нарушения

1763623

Χ

Χ

Результативность проверки, %

5,16

X

Χ

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок

X

60672923

Χ

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой

39770

279369979

209790662

из них: выявившие нарушения

39315

Χ

Χ

Результативность проверки

99,96

Χ

Χ

Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой)

1560

2257267

1590695

из них: выявившие нарушения

1517

Χ

Χ

Результативность проверки

97,203

Χ

Χ

Всего выездные проверки организаций и физических лиц

31330

290727135

211371337

из них: выявившие нарушения

30932

Χ

Χ

Результативность проверки

99,90

Χ

Χ


Представленные данные в таблице 3 свидетельствуют о низкой результативности камеральных проверок, но в то же время они приносят доход в виде дополнительно начисленных платежей. В свою очередь выездные проверки имеют высокие результаты. Другими словами более чем 99% всех выездных проверок выявляют налоговые нарушения, как у физических лиц, так и у юридических.

Положительным моментом является увеличение результативности камеральных налоговых проверок. Однако данные показатели уровня результативности камеральных налоговых проверок в России ниже средних в предыдущие периоды. Кроме того начисление платежей по результатам выездных проверок имеет не стабильную динамику, но значительно высокие показатели. Для более объективной оценки эффективности контрольной работы налоговых органов России проанализируем суммы дополнительно начисленных платежей в расчете на одну налоговую проверку.

Таким образом, наблюдается тенденция роста начисленных платежей по результатам выездных проверок. Суммы дополнительно начисленных платежей на 1 результативную выездную проверку возросли с 6975,17 тысяч руб. в 2016 гг. до 9920,96 тысяч руб. в 2018 гг.. Очевидно, что значимость налогового контроля и его эффективность способствует росту финансовых поступлений от налогов, уменьшению налоговых нарушений, сбережению труда и материальных ресурсов налоговых органов и, в конечном итоге, более результативной налоговой политике государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.


В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 06.06.2019 N 125-ФЗ).
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации".
  3. Федеральный закон от 18.12.1996 N 158-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" // Консультант плюс.
  4. Федеральный закон от 06.12.2003 N 156-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"// Консультант плюс.
  5. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 02.04.2016) "О налоговых органах Российской Федерации" // Консультант плюс.
  6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019 год, и на плановый период 2020 и 2021 годов.
  7. Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации; Московская Финансово-Промышленная Академия, 2015. 432 c.
  8. Борисов А. Б. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации с практическими комментариями и разъяснениями и постатейными материалами. – М. 2017. – 928 с.
  9. Бутенко Л.А., Курочкина И.П., Минашкин В.Г., Солярик М.А., Шувалов А.Е., Шувалова Е.Б. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации: монография / под ред. д.э.н., проф. Шуваловой Е.Б. – М.: МЭСИ, 2014. –187. с.
  10. Гладышева Ю.П. Как организовать налоговый учет / Ю.П. Гладышева. М.: Бератор-Пресс, 2017. 184 с.
  11. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование.М.: Волтерс Клувер, 2016. 410 с.
  12. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева Е.Г. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: учебное пособие. –2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 223 с.
  13. Едронова В.Н. Проблемы и тенденции развития региональной налоговой политики / В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина // Финансы и кредит. 2016. № 12.С. 2-7.
  14. Зинкович С. В. Нормируемые расходы. Бухгалтерский и налоговый учет; Эксмо, 2016. 160 c.
  15. Каганович В.И. Как организовать налоговый учет на базе бухгалтерского / В.И. Каганович // Консультант. 2015. № 11. 317 с.
  16. Касьянова Г. Ю. Учет 2015: бухгалтерский и налоговый; АБАК, 2015. 880 c.
  17. Касьянова Г.Ю. Реализация. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: АБАК, 2014. – 200 с.
  18. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о налоговой политике и стимулирующей роли налогов и сборов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 6. С. 21-25.
  19. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учеб. Пособие // Н.П. Кондраков – 2-е., прераб. и доп. – М.: ТТ Велби, Из-во Проспект – М, 2015. – 504 с.
  20. Кондрашова Н.А. Финансовая и налоговая консолидация: сходства и отличия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 40.
  21. Космынина Е. А. Налоговые проверки; Налоговый вестник, 2014. 292 c.
  22. Лермонтов Ю.М. Об Основных направлениях налоговой политики на 2016 2016 годы // Аудитор. 2015. № 10.
  23. Малахов, П.В. Налоговая нагрузка как важная составляющая финансовой устойчивости предприятия / В.А. Бородин, П.В. Малахов // Экономический анализ. – 2016. №2. – С. 13 20.
  24. Миславская, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. М.: Дашков и К, 2015. 592 c.
  25. Модернизация налогового контроля (модели и методы): Монография / Под ред. А.Н. Романова. – М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2016. – 320 с.
  26. Молчанов С. Налоги. Расчет и оптимизация; Питер, 2015. 544 c.
  27. Налоги и налогообложение : учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 503 с
  28. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов/ В.Г. Пансков. М.: Издательство Юрайт, 2017. 680 с.
  29. Нестеров Г.Г. Терзиди А.В. Налоговый учет. – М.: РидГрупп., 2015. – 304 с.
  30. Нечитайло А.И. Бухгалтерский и налогообложение финансовых результатов в системе управления организацией / А. И. Нечитайло, И. Н. Томшинская, Л. В. Панкова. – Ростов н/Д., 2016. – 281 с.