Файл: Особенности семейного воспитания (Особенности воспитания детей в семьях русских крестьян).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, старшим, почитании предков – одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное – в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя»

(XVI в) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги – «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С. Полоцкий – один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания [7].

Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. Можно изучить в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание – нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания – растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запоминающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания – духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания всегда привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881), Н.А. Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию процесса воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т. д.


Во второй половине XIX– начале XX в. теория семейного воспитания уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В. Шелгунова (1824-1891), П.Ф. Лесгафта (1837-1909), П.Ф. Каптерева (1849-1922), М.И. Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике говорится о необходимости изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало и в котором она существует. Воспитание в семье рассматривается как основная обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием трактуется всестороннее развитие самодостаточной творческой личности. Такое воспитание непременно основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом объяснялся слабой подготовкой родителей, первым делом, матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых – образец для подражания детей [5].

О возрастающем интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует появление так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган – «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент именно на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, диктуемую социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания в этом периоде? Ученые (П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия духовно скрепляет семью, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность [1].


Благодаря трудам ученых конца XIX – начала XX в. заложено начало семейного воспитания уже как научного направления: определены конкретные цели и задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт претерпела существенные изменения в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В результате развернувшейся борьбы с религией, уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В. Бестужева-Лады, «домашней академией», начала рушится. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения [7].

ВЫВОД К ГЛАВЕ 1

Дети, начиная свою жизнь абсолютно беспомощными существами, так много получают от родителей. Как полноценная личность они формируются в большей степени именно в семье. Цель семейного воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей индивидуальностью. Важно помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал определенные качества.

Впервые требования к личности человека, к его поведению, как результату семейного воспитания, встречаются ещё в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и др. Советы по вопросам семейной педагогики содержались так же и в народных мудростях, и в рукописях, появлявшихся на различных этапах развития человечества. Смысл их был связан с необходимостью и важностью выработки такой системы воспитания, которая обеспечивала бы всестороннее и гармоничное развитие молодого поколения. Отмечалось, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

Семейная педагогика стремительно развивается как самостоятельная отрасль педагогической науки. Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Эти идеи передавались из поколения в поколение, из семьи в семью с помощью традиций, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства. Такая преемственность поколений обеспечивала народу возможность воспроизводства себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии. Таким образом, можно по праву сказать, что уже в народной педагогике определился собственный образ воспитания, собственная «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях [7].


Семья занимает особо важное место в народной педагогике, поскольку именно она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение детей, определяющее порядок их домашнего воспитания, его содержание. Систему домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Семейное воспитание направленно на мирскую, повседневную жизнь человека. Цель такого воспитания – подготовить ребенка к жизни таким образом, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни – добросовестный труд. В семейном воспитании к труду приучают ребенка с малых лет.

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Принципы и стили семейного воспитания

Семья – это своего рода коллектив, играющий в воспитании основополагающую, долговременную и важнейшую роль. Ho чаще всего это спрятанный от наблюдения извне мир, заполненный сложными взаимоотношениями, собственными традициями и правилами. B большей или меньшей степени семья имеет влияние на каждого ее члена, но особенно – на детей. Благодаря семейным взаимоотношениям дом становится не просто помещением, а местом, где ребенок учится любить, радоваться, ждать, общаться и многому другому. Воспитание в семье формирует большинство личностных качеств маленького растущего человека.

 Семейное воспитание представляет собой целую систему педагогических и образовательных мероприятий, сформированных в условиях каждой конкретной семьи. Это сложная система, на которую влияют наследственные и биологические факторы (например, здоровье детей и родителей), материальное и социальное положение, семейные ценности, количество членов семьи, условия проживания. Все эти обстоятельства органично переплетаются, приводя к различным результатам [14, с. 60-61].

Особенности семейного воспитания могут быть разнообразными, однако, основные задачи семьи едины для всех и состоят в следующем:

- создание оптимально комфортных условий для роста и развития детей;

- обеспечение защиты ребёнка в социально-экономическом и психологическом смысле;


- обучение детей необходимым в самообслуживании и содействии окружающим навыкам;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- формирование у ребенка чувства собственного достоинства.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, трудовых навыков, формирование моральных и эстетических норм, эмоциональное и физическое состояние ребенка – все это зависит от его близких и его семьи. Несомненно, первыми воспитателями малыша являются те, кто больше всех на него влияет – его родители [3].

Технология семейного воспитания в каждой семье отличается своими методами. Личный пример, взаимоуважение, возможность дискутировать в спорных случаях, любовь и сочувствие, взаимовыручка и соблюдение семейных традиций, уровень доверия контроля – все это элементы родительского воспитания.

Какие бы стили семейного воспитания не использовались, основными принципами должны оставаться:

- гуманное и милосердное отношение к маленькому члену семьи;

- вовлечение ребёнка в совместную деятельность;

- доверительные и оптимистичные отношения в семье;

- последовательность и логичность требований;

- готовность помочь ребенку.

В результате воспитания ребенок должен стать личностью, способной преодолеть любые преграды и трудности в жизни. Это и есть главная цель семейного воспитания [1].

Современное воспитание детей довольно четко делится на такие типы как: авторитарное, демократическое и либеральное или попустительское.

 Когда родители – приверженцы авторитарного стиля воспитания, они чрезмерно строги, требовательны и безапелляционны по отношению к своим детям. Основные методы воспитания - требование, принуждение. Авторитарные родители всегда очень строго контролируют поведение детей, требовательны к четкости выполнения их указаний, инициатива детей вообще не поощряется.

Дети таких родителей зачастую отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, но в то же время они готовы выплеснуть накопившуюся злобу и обиду на весь мир, проявляя мстительность и, нередко, самодурство. Обычно они угрюмы, непритязательны и раздражительны. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности, часто они чувствуют себя совсем нежеланными в семье. Деспотичные родители боятся потерять авторитет в глазах малыша, однако таким воспитанием добиваются только детской отчужденности и непослушания.