Файл: Особенности семейного воспитания (Особенности воспитания детей в семьях русских крестьян).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

C изменением социально-экономического и политического развития общества несомненно изменяются и его требования к нравственно-воспитательной функции семьи. Если семейное воспитание не согласованно c требованиями общества, то неизбежны серьезные просчеты в формировании всесторонне-развитой, отвечающей запросам государства личности ребенка. Семейное, общественное и школьное воспитание осуществляются в неразрывном единстве. Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

  • формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. B результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;
  • изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению c нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;
  • наблюдается активный процесс перехода от жёсткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;
  • серьёзным изменениям подвергается система ролевых взаимоотношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым из них четко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Можно с достаточной определенностью сказать, что последствия этих процессов неоднозначны. C одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. C другой стороны — к неизбежному росту разводов, числа неполных семей а так же к снижению воспитательного потенциала большого количества семей.

Логика рассуждения приводит к следующему, на современном этапе развития общества дальнейшему совершенствованию воспитательной функции семьи благоприятствует: неустанная забота государства o семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. C рождения ребенок c родителями связан невидимой "нитью", и от того, какие отношения закладываются между ними, напрямую зависит формирование личности [5].


ВЫВОД К ГЛАВЕ 2

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни c какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь c которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Ясно, что в связи c особо значимой воспитательной ролью семьи возникает вопрос o том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Прежде всего, для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Со всей очевидностью можно утверждать, каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов и довольно таки неохотно отступает от них.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Именно семья, формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей [2, с. 24-25].

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится полноценной, всесторонне-развитой личностью, и становление ее требует целенаправленной, систематичной работы. Следует подчеркнуть, что именно семья c ее постоянным и естественным характером воздействия на личность призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, встречаются уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и др. Рекомендации по вопросам семейной педагогики содержались и в народных мудростях, и в рукописях, появлявшихся на различных этапах развития человечества. Смысл их был связан c необходимостью и важностью системы воспитания, как обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие молодого поколения. Отмечалось, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.


Как отрасль педагогической науки семейная педагогика имеет сравнительно непродолжительную историю, но продолжает развиваться и в настоящее время. Она изучает педагогические аспекты и закономерности влияния семьи на ребенка, особенности подготовки его к самостоятельной жизни, научные основы и направления развития в разные исторические периоды. Концепция семейной педагогики в истории ее развития включала, несомненно, все общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным и т.д.

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализирует, обобщает, вбирает в себя все ценное, созданное педагогической мыслью на протяжении всего существования человечества.

Самые первые идеи семейного воспитания, представления o любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Эти знания передавались из поколения в поколение, из семьи в семью благодаря традициям, национально-этнической обрядности, обычаям, фольклору, произведениям декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало и обеспечивает народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ходе сменяющих друг друга поколений. Можно c полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях [7].

Несомненно, стоит прислушаться к мнениям великих педагогов, мастеров своего дела, которые провели тщательный анализ проблем семейного воспитания.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в комплексе педагогических систем, функционирующих в обществе, значительную роль играет семья. Ее педагогические функции осуществляются благодаря примеру родителей, их дел и поступков, созданию в ней уникальных воспитывающих условий, обеспечивающих личный пример всех членов семьи в выполнении ими моральных норм и законов, проведению воспитательной и праворазъяснительной работы, формированию положительного отношения к общественным требованиям и правовым нормам. Важнейшую роль в повышении эффективности выполнения педагогических функций и решения проблем семьи призвана сыграть специальная отрасль педагогики – семейная педагогика. Безусловно, необходимо использование ее достижений в каждой семье, поскольку главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами необходимыми ей для полноценной жизнедеятельности в обществе. Ведь со всей очевидностью следует, что цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.