Файл: Особенности семейного воспитания (Особенности воспитания детей в семьях русских крестьян).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демократический стиль позволяет воспитать у ребенка такие качества как самостоятельность, активность, инициативу и социальную ответственность. Данный стиль воспитания предполагает внимание к мнению ребенка, поведение ребенка направляется твердо, последовательно, и вместе с теми гибко и обоснованно. Родители дают малышу свободу выбора, a не бездумно потакают его прихотям. Семейная демократия выстраивается на взаимном доверии: мама с папой доверяют ребенку и дают возможность самостоятельно принимать решения, а ребенок в свою очередь верит в авторитет родителей и всегда прислушивается к их мнению и советам. Родители устанавливают правила и твердо воплощают их в жизнь. Такой стиль воспитания приемлем и для малыша и для родителей: родителям нет необходимости постоянно контролировать ребёнка, поучая его, и у них остается время на собственные дела. Дети при демократичных родителях адаптированы в жизни лучше всего. По сравнению с другими они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с иными стилями поведения

Особенности семейного воспитания при использовании попустительского (либерального) стиля – это вседозволенность и безусловная терпимость к любым детским выходкам, которые являются результатом чрезмерной любовью к своему чаду. При этом дети растут недисциплинированными и безответственными.

В своем стремлении за ответной привязанностью малыша родители часто не замечают, что их любимое чадо растет двуликим и расчетливым эгоистом. При таком стиле воспитания родители контролируют поведение ребенка от случая к случаю. Детям представлен избыток свободы, без каких-либо ограничений, можно сказать, в какой-то степени они предоставлены сами себе. Либеральные родители отличаются низкой требовательностью и довольно слабой ответственностью за воспитание детей.

C социальной точки зрения попустительский стиль воспитания – довольно опасный выбор, так как ранняя самостоятельность принесет ребенку чувство одиночества, ощущение недостатка внимания и любви [1]. Дети либеральных родителей могут быть непослушными и агрессивными, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Однако в отдельных случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.


2.2. Современные особенности семейного воспитания

Процесс воспитания в семье – это главный аспект в жизни каждого человека, важнейшее средство обеспечения преемственности поколений, исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семья – это самая первая общественная ступень в жизни человека. Она занимает особое место в становлении личности человека и его поведении. Семья не только объединяет детей, родителей, родственников кровными узами, но и «охватывает» человека полностью.

Благодаря родителям дети приобретают свой первый жизненный опыт, навыки жизни в обществе, делает первые наблюдения и учится правильно себя вести в различных ситуациях. Однако семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И тем не менее со всей очевидностью можно сказать, что никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [5].

B связи с этим возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Безусловно, каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных достижений или идеалов. И довольно трудно отступает от них.

Семья для ребенка одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно семья как ячейка общества, формирует его содержание: какова типичная семья – таково и общество. Логика рассуждения приводит к следующему, важнейшей социальной функцией семьи является воспитание будущего гражданина и патриота, законопослушного члена общества достойного семьянина. Ясно, что ни один другой социальный институт не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей [2, с. 24-25].

Семья является незаменимым социальным институтом, то есть устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».


На сегодняшних день существует большое количество социальных проблем семьи, в том числе: резкое расслоение общества, недостаточная помощь государства, затрудненность социальной и географической мобильности, миграции, ухудшение состояние здоровья населения и семей, демографическая ситуация, насилие в семье и т. д. Сегодня в нашей стране повысился процент семей социального риска (девиантных семей), т. е. семей, где по объективным или субъективным причинам полноценное выполнение их непосредственных функций затрудненно [28].

Сегодня общество остро переживает последствия ценностного кризиса. Соответственно изменяются и его требования к нравственно - воспитательной деятельности семьи. Определенно, если семейное воспитание не отвечают потребностям общества, то допускаются серьезное просчеты в формировании личности ребенка. А.С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что любая семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.

B последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие современные тенденции и преобразования в обществе. Педагоги и психологи говорят о формировании нового типа направленности личности, которую можно охарактеризовать ориентацией на такие ценности, как материальное благополучие, независимость, супруги всё более стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту количества неблагополучных семей, увеличению числа разводов.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей не могут не сказаться на функционировании семьи, в первую очередь, на воспитательной функции. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в тоже время он как никогда нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной и моральной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные о потребностях ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития [2, с. 35-37].

В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения развития гармоничной личности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер- или гипопротекция, потакание или игнорирование потребностей ребенка, нелогичность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие и т. д.


Главное в воспитании маленького гражданина общества – достижение душевного равновесия, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коей мере не допустимо, пускать процесс воспитания на самотек. Ребенка, ни в каком возрасте, нельзя оставлять наедине самим с собой.

В каждой отдельной семье складывается определенная, при этом далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. Строгость и излишняя требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет их слушаться, плохо учится, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию. Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неаккуратными, пугливыми, неспособными постоять за себя. В отдельных случаях у детей даже появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность [4].

Не менее распространенной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Ребенок растет в «тепличных условиях», его холят, нежат, балуют, ласкают, в результате чего психическое развитие его неизбежно замедляется. А тем временем в семье растет эгоист, тиран, баловень. Такой ребенок неизбежно столкнется с трудностями и разочарованием, оказавшись за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате его социализация будет проходить гораздо труднее, чем для других детей.

Еще одна типичная ошибка, допускаемая родителями, попытка всяческими способами уклониться от совместного времяпровождения с детьми. Подход примитивный: отмахнуться, а порой даже откупиться от своих чад. Детям предоставляется абсолютная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться.

Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними [4].

Со всей очевидностью следует, что активное общение во время совместного труда, просмотра телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Ясно что, отсутствие совместной деятельности – это отсутствие повода и возможности для общения, а значит и воспитания.


«Семейное воспитание – дело величайшей важности», – писал

А. И. Герцен. Особенную роль в семейном воспитании он отводил матери, которой, по мнению писателя, именно ей принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей, и занятостью женщины на профессиональном поприще. Занятость женщины-матери в сфере профессионального производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостатку времени для полноценного воспитания детей. Помимо этого, противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины, а также некоторые другие обстоятельства являются основными причинами снижения рождаемости. Отсюда возникает проблема воспитания в семье единственного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств [6]. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому, что ему не достает брата или сестры [4,с.86]. Однако, что бы ни говорили психологи, но жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается таким образом, что подтверждает именно вторую, точку зрения.

Безусловно определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, особенно в том случае, если родители не воспитывают y них здоровые духовные потребности и ценности.

Говоря o современной семье, нельзя не озвучить такую проблему, как увеличение числа разводов. Причины разводов имеют различную природу: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные ссоры, конфликты. Здесь нельзя не отметить и бытовую перегрузку женщины, которая оказывает неблагоприятное воздействие на супружеские взаимоотношения, создает напряженность в общении c детьми и другими членами семьи. Как результат проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения [4].