Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Зарождение бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим, что утверждать учетную политику должен руководитель бюджетного учреждения. В том случае, если формированием учетной политики занималась централизованная бухгалтерия, нелишним будет и наличие на учетной политике подписи руководителя (главного бухгалтера) централизованной бухгалтерии. При этом такую возможность необходимо прописать в соглашении.

Основные положения утвержденной учетной политики должны быть размещены на сайте учреждения. Указанное требование может быть реализовано бюджетным учреждением путем размещения:

- обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), которые установлены документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов));

- копий документов учетной политики.

Причем указанная информация может быть размещена как по отдельности, так и в совокупности.

Бюджетное учреждение должно обеспечить хранение документов учетной политики в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 22 ФСБУ «Учетная политика»).

В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности учреждения и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований ФСБУ «Концептуальные основы».

Учетная политика бюджетного учреждения может быть сформирована путем утверждения как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа их издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции учреждения (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства).


 П. 9 ФСБУ «Учетная политика» и п. 6 Инструкции № 157н установлены требования к составу учетной политики. В частности, учетная политика бюджетного учреждения должна включать в себя следующие разделы:

- рабочий план счетов;

- порядок проведения инвентаризации;

- формы первичных документов;

- правила документооборота;

- порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

- события после отчетной даты;

- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

- иные способы ведения бухгалтерского учета.[10]

Учетная политика- очень важный документ, в нем организация записывает каким образом она ведет бухгалтерский учет. Удачный выбор ведения бухгалтерского учета поможет Вам наладить многие процессы бизнеса.

3. Технические вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии

3.1. Форма ведения бухгалтерского учета на предприятии

Бухгалтерский учет в организациях малого бизнеса осуществляется с учетом особенности их деятельности, исходя из положений действующего федерального законодательства [21, с.69].

Руководитель организации малого бизнеса самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления. Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность применяемых учетных регистров, последовательность и способы записи в них. В качестве учетных регистров используются: книги, карточки, свободные листы, при компьютеризации учета – диски, дискеты, магнитные ленты, флэш-накопители. Формы учета определяются не только видами применяемых учетных регистров, но и технологией обработки информации.

Существуют следующие формы учета: мемориально-ордерная, журнал-главная, журнально-ордерная, простая форма учета для малых предприятий, автоматизированная. Выбор формы бухгалтерского учета, также, зависит от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия компьютеров и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии. Например, организациям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства [23, с. 104].


Бухгалтерский учет на малом предприятии может осуществляться бухгалтерией, являющейся его подразделением (службой), возглавляемым главным бухгалтером. На малом предприятии, которое не имеет бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность могут вести специализированная организация (централизованная бухгалтерия), соответствующие специалисты на договорных началах или работники, уполномоченные на это письменным распоряжением руководителя малого предприятия.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет его руководитель. Все учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, утверждаются приказом руководителя об учетной политике малого предприятия. Руководитель малой организации в Учетной политике закрепляет рабочий план счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и систему документооборота[12, С.48]. Бухгалтерский учет может быть организован по обычной форме учета: журнально-ордерная, журнал-главная, автоматизированная и т.п. Для малых предприятий предусмотрена законодательством возможность, использования простой формы бухгалтерского учета.

Малые организации, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) и не осуществляющие производства продукции и работ,связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге учета доходов и расходов [35].

Начальным этапом бухгалтерского учета в малых организациях является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Субъекты малого предпринимательства могут вести бухгалтерский учет по общей системе, также как и субъекты среднего и большого бизнеса.

Но для облегчения им предоставлена возможность ведения бухгалтерского учета по упрощенной системе. Малые организации могут применять типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы. Для бухгалтерского учета могут также применяться формы, которые самостоятельно разработаны и содержат обязательные реквизиты, обеспечивающие достоверность отражения в документах бухгалтерского учета совершенных предприятием хозяйственных операций [14, С.29].

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию малой организации, проверяются по форме - это проверка полноты и правильности их оформления, а также по содержанию - это законность документированных операций и логическая увязка отдельных показателей. При разработке рабочего плана счетов малые организации руководствуются «Планом счетов и Инструкцией по его применению», утвержденными Министерством финансов № 94 от 31 октября 2000 года (с последующими изменениями и дополнениями).


Этот План счетов положен в основу построения единой журнально-ордерной формы счетоводства. Организации малого бизнеса могут использовать сокращенный план счетов бухгалтерского учета. Так, для учета прямых затрат на производство применяют счет 20 под названием «Производство», он объединяет счета 20, 21, 23. Счету 26 иногда присваивается название «Накладные расходы», он объединяет счета 25, 26. На счете 51 отражаются операции по счетам в банках, аккредитивам и прочим денежным средствам.

Расчеты с покупателями изаказчиками, поставщиками и подрядчиками, включая авансы, полученные и выданные, аккумулируются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» [13, С.71]. Индивидуальные предприниматели, как правило, имеют расчетный счет. При его наличии индивидуальный предприниматель не освобождается от учета прихода и расхода денежных средств, проходящих по кассе и расчетному счету соответственно. С июня 2014 года действуют упрощенный порядок ведения кассовой дисциплины, который в наибольшей степени коснулся индивидуальных предпринимателей.

Теперь индивидуальные предприниматели больше не обязаны вести кассу наравне с организациями и оформлять кассовые документы (ПКО, РКО, кассовая книга). Предпринимателям необходимо только формировать документы, подтверждающие выплату заработной платы (расчетно-платежные и платежные ведомости). Также, согласно упрощенному порядку – индивидуальные предприниматели и малые организации (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе [28].

Для субъектов малого предпринимательства обязательным является составление следующей финансовой бухгалтерской отчетности: - «Бухгалтерский баланс»; - «Отчет о финансовых результатах». В Бухгалтерском балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть - для статей пассива. В Отчете о финансовых результатах и того меньше – всего семь строк. При этом, если в обычном балансе было несколько разделов, активы, например, подразделялись на внеоборотные и оборотные, то в упрощенной форме никаких разделов нет. В таком балансе надо будет только заполнить строки: По активам: Материальные внеоборотные активы. Согласно разъяснениям в виде ссылок к строкам формы, в данную строку должны включаться основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства.

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы. Сюда необходимо относить и результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы. Запасы. Денежные средства и денежные эквиваленты. Финансовые и другие оборотные активы, включая дебиторскую задолженность. По пассивам: Капитал и резервы. Долгосрочные заемные средства. Другие долгосрочные обязательства. Краткосрочные заемные средства.


Кредиторская задолженность. Другие краткосрочные обязательства. Форма «Отчета о финансовых результатах» представляет собой «облегченный» вариант. В его строках надо отразить: Выручку. Расходы по обычной деятельности. Проценты к уплате. Прочие расходы. Налог на прибыль (доходы). Чистая прибыль (убыток). В упрощенной форме Отчета о финансовых результатах нет многих показателей, которые предусмотрены в основной форме (валовая прибыль/убыток, доходы от участия в других организациях, прибыль/убыток до налогообложения, текущий налог на прибыль, в т. ч.

ПНО и ПНА и изменения ОНО). Однако к форме отчета имеются небольшие разъяснения (ссылки), которые, например, уточняют, что в строке «Выручка» данные приводятся за минусом НДС и акцизов [16, с.64]. 19 Рекомендуемые формы бухгалтерской финансовой отчетности, а также указания к их заполнению, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Каждый из указанных видов бухгалтерской финансовой отчетности раскрывает определенные сведения, необходимые для конкретных целей [26, с. 58]. За достоверность бухгалтерской отчетности, а также за организацию и ведения учета на предприятии отвечает руководитель организации

3.2 Способы организации бухгалтерского учета на предприятии.

В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия учет на нем может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизации учета все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда и организации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.

При децентрализации учета наряду с центральной бухгалтерией предприятия в отдельных подразделениях создаются свои бухгалтерии. Они осуществляют законченный цикл учетных работ, вплоть до составления отдельного бухгалтерского баланса, активы и пассивы которого включаются в общий баланс предприятия. К несомненным достоинствам децентрализованной формы необходимо отнести приближение учетного персонала к производственным подразделениям, повышение оперативности и аналитичности учета.