Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Анализ эффективности управления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Представляя значительный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.
Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления.
Административная система управления, формально признававшая особую роль человеческого фактора, на самом деле отвергала его содержательность, базировалась на принципах беспрекословного подчинения, приводя в конечном итоге к отчуждению личности от интересов общества, трудящихся - от общественных целей и интересов, и была связана с избыточной централизацией и бюрократизацией всей системы управления. В то же время переход на экономические методы управления показал, что они не могут быть реализованы без активизации человеческого фактора.
Наглядным подтверждением тому является тот факт, что сравнительно равный доступ разных стран к новым технологиям не привел к выравниванию уровня производительности в мировой экономике. Экономическая эффективность сравнимых производств в США значительно превосходила аналоги Западной Европы. Для выяснения причин этого явления в 50-х годах было проведено массовое международное обследование с привлечением специалистов Стенфордского университета (США) и европейских экспертов. Эта экспертиза убедительно показала, что разница в продуктивности между США и Западной Европой не связана с фондовооруженностью. Во многих европейских отраслях экономическая эффективность была на две трети ниже, чем в соответствующих американских отраслях при равных основных фондах. Единственным рациональным объяснением этой ситуации было явное отставание в методах управления, применяемых на европейских предприятиях.
Определяющие конкурентоспособность предприятия факторы (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и многое другое) главным образом зависят от правильного управления персоналом, как на этапе производства товара (оказания услуги), так и от предшествующих и последующих действий предприятия, сопровождающий этот товар [7, c. 85].
Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях.
Многие предприятия столкнулись с необходимостью искать наиболее действенные пути повышения производительности и эффективности труда. Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги. Обучение призвано подготовить персонал к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует сегодняшним реалиям и поддерживает рыночную организационную стратегию.
Знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. Так, в практике менеджмента персонала в США существует даже понятие «период полураспада компетентности», который представляет собой промежуток времени, за который половина приобретенных знаний работника компании устаревает. Поэтому все большее распространение в западных и российских компаниях получает идея создания системы непрерывного образования сотрудников (концепция «обучающейся организации»).
Исследования показывают, что с развитием новых рынков и технологий каждые пять лет количество информации удваивается. Предприятие, отработав один раз политику своих действий, и не предпринимая в дальнейшем никаких изменений, не сможет достичь новых результатов. Так же и сотрудник предприятия, не может в процессе трудовой жизни пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены им в высшем учебном заведении [4, c. 52].
Статистические данные свидетельствуют о том, что причины 90 % банкротств предприятий связаны с некомпетентностью руководителей, нехваткой у них опыта, несбалансированностью системы необходимых знаний.
В таблице 1.1 показаны преимущества и недостатки возможных направлений профессионального образования работников с точки зрения компании-работодателя.
Таблица 1.1
Преимущества и недостатки основных подходов к профессиональному обучению и повышению квалификации работников для работодателя
Направление |
Преимущества |
Недостатки |
Альянс с консалтинговыми организациями и учебными заведениями |
|
|
Создание собственной учебной структуры |
|
|
Создание регионального отраслевого корпоративного университета |
|
|
Стратегический подход к развитию персонала предприятия – заключается в обеспечении устойчивого конкурентного преимущества предприятия, посредством наращивания конкурентоспособности персонала и обеспечения гарантии его профессионального роста и развития на долгосрочную перспективу [4, с. 123]. Таким образом, значение новых методов управления персоналом как особой управленческой технологии, обеспечивающей максимальную реализацию потенциальной экономической эффективности вовлеченных в производство ресурсов, получило свое официальное подтверждение на международном уровне.
2 Анализ эффективности управления персоналом и ее влияния на конкурентоспособность ООО «Альта Персонал»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Альта Персонал» – рекрутинговое агентство с двадцатилетним стажем, специализирующееся на подборе персонала среднего и высшего звена в Москве и регионах. До 1995 г. входило в состав компании АНКОР Холдинг. АНКОР – крупнейшая кадровая компания России и ряда стран СНГ.
Свою деятельность кадровое агентство осуществляет на основании лицензии №104 от 22.08.1995 г. выданной департаментом экономики и промышленности Самарской области на осуществление деятельности по оказанию платных услуг в содействии занятости населения.
Основные направления работы ООО «Альта Персонал»: подбор постоянного персонала; массовый подбор персонала; предоставление труда персонала. Специализацией агентства является поиск, оценка и подбор топ менеджеров и менеджеров среднего звена в сферах: продажи и маркетинг, производство, фармацевтика и медицинское оборудование, экономика, банки, финансы, IT и телекоммуникации, транспортная и складская логистика, нефтегазовый сектор.
Компания предлагает простые и эффективные решения кадровых вопросов, используя самые передовые технологии и методики, стремится ориентироваться на потребности клиента, гарантируя ему максимальное удобство, высокую скорость выполнения, качество предоставляемых услуг и неукоснительное соблюдение норм деловой этики.
Организационно-правовая форма «Альта Персонал» – общество с ограниченной ответственностью.
Структура управления организации представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура управления ООО «Альта Персонал»
Основные показатели деятельности ООО «Альта Персонал» за 2015-2017 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели деятельности ООО «Альта Персонал» за 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
||
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка от реализации, тыс. руб. |
74 744 |
62 399 |
31 410 |
-12 345 |
-30 989 |
83,5 |
50,3 |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
72 900 |
61 045 |
30 200 |
-11 855 |
-30 845 |
83,7 |
49,5 |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. |
1 844 |
1 354 |
1 210 |
-490 |
-144 |
73,4 |
89,4 |
5. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1 844 |
1 354 |
1 210 |
-490 |
-144 |
73,4 |
89,4 |
6. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1 418 |
1 220 |
904 |
-198 |
-316 |
86,0 |
74,1 |
7. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
42 813 |
55 632 |
63 768 |
12 819 |
8 136 |
129,9 |
114,6 |
7.1. в том числе - оборотные активы |
42 716 |
55 632 |
63 768 |
12 916 |
8 136 |
130,2 |
114,6 |
8. Среднесписочная численность работников, чел. |
65 |
63 |
64 |
-2 |
1 |
96,9 |
101,6 |
Окончание таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 Рентабельность |
|||||||
9.1. продаж (стр. 5 / стр. 1) |
2,47 |
2,17 |
3,85 |
-0,30 |
1,68 |
- |
- |
9.2. продукции (стр. 5 / стр. 2) |
2,53 |
2,22 |
4,01 |
-0,31 |
1,79 |
- |
- |
9.3.оборотных средств (стр. 6 / стр. 7.1) |
3,32 |
2,19 |
1,42 |
-1,13 |
-0,78 |
- |
- |
10. Производительность труда, тыс. руб. (стр. 1 / стр. 8) |
1 149,9 |
990,5 |
490,8 |
-159,4 |
-499,7 |
86,1 |
49,6 |
11. Коэффициент оборачиваемости активов (стр. 1 / стр. 7) |
1,75 |
1,12 |
0,49 |
-0,62 |
-0,63 |
64,2 |
43,9 |
Как видно из данных таблицы 2.1, в деятельности ООО «Альта Персонал» наблюдалось устойчивое снижение выручки от реализации работ и услуг – на 16,5 % в 2016 году и на 49,7 % в 2017 году, что обусловило и устойчивое снижение полученной организацией прибыли от реализации. Так, по данным за 2016 год полученная организацией прибыль от реализации снизилась на 490 тыс. руб., а в 2017 году – еще на 144 тыс. руб. и составила по данным за 2017 год 1 210 тыс. руб.
В таблице 2.2 на основании данных бухгалтерского баланса организации (приложения А-В) произведена оценка динамики показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Альта Персонал» за 2015-2017 гг.
Таблица 2.2
Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Альта
Персонал» за 2015-2017 гг.
Показатель |
31.12. 2015 г. |
31.12. 2016 г. |
31.12. 2017 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
||
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Стоимость активов, всего, тыс. руб. |
49 343 |
59 098 |
69 136 |
9 755 |
10 038 |
119,8 |
117,0 |
2. Стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
49 343 |
59 098 |
69 136 |
9 755 |
10 038 |
119,8 |
117,0 |
3. Запасы, тыс. руб. |
2 568 |
3 264 |
10 997 |
696 |
7 733 |
127,1 |
336,9 |
4. Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
45 076 |
53 644 |
57 025 |
8 568 |
3 381 |
119,0 |
106,3 |