Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Концепции моделей жизненного цикла).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы жизненного цикла и стадий развития организаций
1.1 Понятие и сущность жизненного цикла организации
1.2 Концепции моделей жизненного цикла компаний
Глава 2 Управление развитием компании на основе моделей жизненных циклов
2.1 Стратегии управления компаниями на стадиях жизненного цикла
2.2 Критерии определения этапа жизненного цикла компании
3.1 Краткая характеристика компании «Кораблик»
Введение
Каждая организация зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и в конечном итоге прекращает собственное существование. Очень мало из них существуют длительное время, и ни одна компания не может функционировать без определенных изменений. Новые компании создаются каждый день. Наряду с этим ежедневно сотни компаний устраняются навсегда. Компания, умеющая приспосабливаться - процветает, негибкая компания - исчезает. Какие-то фирмы способны развиваться быстрее остальных и делают собственное дело лучше, нежели иные.
Руководители фирм должны знать, на какой стадии развития находится их компания, и обязаны давать оценку тому, насколько установленный стиль руководства отвечает этой стадии. Как раз поэтому сегодня так обширно распространено понятие жизненного цикла компании в качестве предсказуемого изменения с обусловленной последовательностью состояния на протяжении времени. Используя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что имеются четкие этапы, через какие проходят организации, и что переходы, или кризисы при переходе от одного этапа к иному могут быть предвиденными, а неслучайными.
Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что, анализируя компанию в качестве экономической системы с точки зрения этапов ее жизненного цикла, можно довольно правильно предсказывать будущие характеристики компании для оптимизации управленческого влияния. Исследование жизненного цикла компании может позволить с определенной долей вероятности осуществить прогнозирование наступлений кризисных обстоятельств и выбрать инструменты, которые помогут более эффективно нейтрализовать их отрицательные результаты.
Объектом в работе выступает жизненный цикл организации «Кораблик», расположенный в г. Долгопрудный.
Основной целью курсовой работы является изучение теоретических основ жизненного цикла и развития организации, а также рассмотрение данного вопроса на примере конкретного предприятия.
Для реализации поставленной цели перед нами стоял ряд следующих вопросов:
1) рассмотреть понятие и сущность жизненного цикла организации,
2) изучить основные концепции моделей жизненного цикла организаций,
3) выявить стратегии управления организацией на этапах жизненного цикла,
4) определить критерии для установления стадий жизненного цикла организации,
5) дать краткую характеристику компании «Кораблик»,
6) проанализировать жизненный цикл компании «Кораблик».
Достижение поставленных целей и задач обеспечивается обоснованным выбором методов исследования. В ходе работы, процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы системного, функционального и сравнительного анализа.
Теоретической основой исследования послужили: учебная литература, периодические издания, учебные и научные работы различных исследователей современности в области теории и практики, работы отечественных авторов, таких как: Куранов М.В., Кушелевич Е.И., Лавизина О.В., Мильнер Б.З., Пригожин А.И. и многие другие.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы жизненного цикла и стадий развития организаций
1.1 Понятие и сущность жизненного цикла организации
Компания в качетсве объекта управления - это определенная экономическая системя. В теории управления модель жизненных циклов служит одним из популярных инструментов, который используется для того, чтобы описать процессы развития каждой экономической системы. На основании модели жизненных циклов можно дать анализ отдельным факторам, воздействующих на организационную результативность. Разнообразность видов жизненных циклов может позволить проанализировать изменения, совершающиеся на разных уровнях управления компанией. [4, с. 22]
Каждая компания в процессе собственного развития и функционирования проходит разные этапы жизненного цикла.
Жизненным циклом компании является совокупность этапов, какие она проходит на протяжении собственного функционирования: от основания, через становление, раскручивание, стагнацию, до возрождения или ликвидации
Каждый этап обладает определенными целями, признаками, стилями руководства и организацией труда.
Модель жизненного цикла компании можно представить в виде ломаной линии с установленными точками перегиба (переломные моментаы). [8, с. 16]
Проанализируем каждый этап жизненного цикла организации. [12, с. 15]
1) Возникновение. Компания формируется учредителями (владельцами) для того, чтобы вести бизнес и получать прибыль, оказывать услуги некоммерческого характера либо для исполнения установленных функций. Организационно-правовую форму и осуществляемые функции организации учредители устанавливают, отталкиваясь от собственных интересов. Главной целью компании на данной этапе является выживание. Скажем, для коммерческой компании – вход на рынок; для некоммерческой компании – овладение механизмом и технологиями по оказанию услуг либо исполнения функций, которые определены в учредительной документации. В данный период компанией управляет одно лицо (в коммерческих организациях, как правило, собственник).
2) Становление. Является одним из серьезных этапов жизненного цикла компании, особенно для коммерческих компаний: во-первых, еще не сложилась управленческая команда с большим опытом; во-вторых, на рынках о новоиспеченной компании еще не знают поставщики и потребители; в-третьих, обычно конкуренты организовывают дополнительный барьер для занятия ею соответственного места на рынке. Главной целью на данном этапе является расширение рынка и убыстренный рост. Для коммерческих организаций не менее значимая цель - это приобретение прибыли, упрочение собственных позиций на рынке, рост конкурентоспособности и т.д.
3) Развитие. Данный этап реализовывается на основании сформировавшейся структуры и системы управления. Организации осваивают новейшие рынки, новую продукцию (услуги), прочие области для деятельности, наращивают объемы в производстве и в прибыли. На этом этапе совершается переход к наиболее современным структурам и формам. Данный переход может реализовываться и постепенно, и скачкообразным образом, сопутствоваться как количественным, так и качественным изменением.
4) Стагнация. На этом этапе руководство компании довольствуется полученными плодами. У него ослабляется интерес к видоизменениям внешней среды, к обновлению компании, децентрализации ответственности и полномочий. Оно удовлетворено сформировавшейся системой управления. На этом этапе закрепляется бюрократизм в системе управления, растет текучесть кадров. Новоиспеченные идеи и предложения по росту результативности деятельности компании погибают в больших структурах управления. Главной целью на данном этапе является сохранение достигнутых результатов.
5) Ликвидация или возрождение. Данный этап можно охарактеризовать нерентабельностью, неплатежеспособностью и неустойчивостью компании. В такое время у компании есть два альтернативных варианта: восстановление либо ликвидация. Ликвидация организаций весьма хорошо отрегулирована в гражданском законодательстве (к примеру, Гражданский кодекс РФ, законы об организационно-правовых формах юридических лиц, закон о несостоятельности (банкротстве) и т.д.). Организации могут быть ликвидированы по решению собственника либо по решению суда. Тем не менее, если на этом этапе собственник приведет в компанию новоиспеченную антикризисную команду, то тогда может наступить этап возрождения. Представим на рисунке 1 общий вид жизненного цикла компании.
Рисунок 1 - Модель жизненного цикла организаций [1, с.41]
Таким образом, взгляд на компанию через призму циклов развития может позволить наиболее правильно идентифицировать ее основную ценностную установку и ориентацию, конкретизировать задачи, которые стоят перед ней. Переходя к организации условий для экономического роста, к снабжению высоким качеством товаров и услуг, компания должна найти такой тип управления, который будет отвечать особенностям и задачам этой стадии. Используя понятие жизненного цикла, подчеркнем, что есть четкие стадии, через какие проходят компании, и что переход от одной стадии к другой является предвиденным, а не случайным.
Изучая организационную структуру управления компанией, нужно подразумевать, что каждая фирма является частью общества - органической системой [6] . На организации распространяются и в них выявляются законы общественно-экономической формации, в которых они существует, в компании отражаются отношения данной формации. Наряду с этим любая компания обладает своим индивидуальным жизненным циклом, который заключается из нескольких ступеней.
1.2 Концепции моделей жизненного цикла компаний
Какое количество в современном мире компаний, столько можно выделить и различных типов жизненного цикла. Есть установленные разногласия относительно числа этапов жизненного цикла организаций, их наименований и характеристик. Некоторые специалисты предлагают модели из трёх этапов, иные полагают, что этапов должно быть четыре, имеются модели, которые содержат пять и более этапов. В наше время имеется масса концепций, которые описывают жизненный цикл организаций (Таблица 1). Любая из данных моделей предлагает разные основания для изменения.
Таблица 1 - История формирования концепций жизненного цикла [7, с.112]
Автор |
Название концепции |
Год создания |
А. Даунс |
Движущие силы роста |
1967 |
Г. Липпитт и У. Шмидт |
Управленческое участие |
1967 |
Б. Скотт |
Стратегия и структура |
1971 |
Л. Грейнер |
Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции |
1972 |
У. Торберт |
Ментальность членов организации |
1974 |
Ф.Лиден |
Функциональные проблемы |
1975 |
Д.Кац и Р.Кан |
Организационная структура |
1978 |
А.И. Адизес |
Теория жизненных циклов организации |
1979 |
Дж. Кимберли |
Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой |
1979 |
Р.Куинн и К. Камерон |
Интегративная модель |
1983 |
Д. Миллер и П. Фризен |
Траектории развития организации |
1983 |
Коротко опишем данные модели в их исторической последовательности возникновения. [7, с. 113]
1) А. Даунс: «Движущие силы роста». Данная модель является одной из самых ранних, которая возникла на примере правительственных комитетов. После того как Даунс описал различные пути возникновения комитетов, он предложил три главных этапа роста и развития организации. Первым этапом является борьба за автономию, которая появляется до формального рождения либо незамедлительно же после него. Этап можно охарактеризовать устремлением приобрести законность и нужные ресурсы от окружающей среды для того, чтобы добиться «порога выживания». Второй этап – стремительный рост, включающий быстрое расширение, где можно подчеркнуть креативность и инновационность. Последней стадией считается замедление, его можно охарактеризовать как уточнение и формализация процедур и правил.
2) Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие». Данные специалисты смогли разработать одну из первых моделей жизненных циклов компании, работающая в частном секторе. Ими было предложено, что корпорация проходит три этапа в развитии: рождение – формирование управленческой системы и достижение жизнестойкости; юность – вырабатывание репутации и стабильности; и зрелость – период, когда компания достигает своей редкости и способности к адаптации в меняющихся сферах работы.
3) Б. Скотт: «Стратегия и структура». Данная модель изображает три отдельных типа компаний, какие руководствуются исторической последовательностью. Б. Скотт утверждал, что компании развиваются от неформальной бюрократии (как он это называет – «шоу одного человека») до формализованной, и потом до различных промышленных конгломератов.
4) Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972). Главная предпосылка формирования данной теории заключается в том, что будущее компании определяется ее организационной историей в наибольшей степени, нежели внешними силами. Для доказательства этого Л. Грейнер основывается на теорию европейских психологов, которая говорит о том, что поведение может определяться предшествующими событиями, а не будущностью. Если перенести данную аналогию на организационное развитие, то тогда можно обсуждать ряд этапов, через какие должны пройти раскручивающиеся организации. Соответсвенно, жизнь организаций заключается в продвижении через этапы, где каждое эволюционное время создает свою революцию. Под революцией понимается бурное время в развитии компании, требующее обстоятельного пересмотра методов управления. Путь компании из одного этапа собственного развития к следующему лежит через одоление соответственного кризиса такого переходного времени.