Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Концепции моделей жизненного цикла).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы жизненного цикла и стадий развития организаций
1.1 Понятие и сущность жизненного цикла организации
1.2 Концепции моделей жизненного цикла компаний
Глава 2 Управление развитием компании на основе моделей жизненных циклов
2.1 Стратегии управления компаниями на стадиях жизненного цикла
2.2 Критерии определения этапа жизненного цикла компании
3.1 Краткая характеристика компании «Кораблик»
По показателю эффективности можно делать выводы об уровне эффективной деятельности компании на разных этапах жизненного цикла. Отчего для результативного управления финансовым и экономическим состоянием компании критерии оценки на различных стадиях жизненного цикла неодинаковы. Это может быть связанно с тем, что компания формируется во времени, и, начиная с возникновения, терпит коренные видоизменения в инвестировании, меняется структура активов и пассивов, состояние деловой активности и конкурентоспособности, а также основные средства и прочие факторы.
Примером главных показателей эффективности, которые учитываются руководством на разных этапах жизненного цикла, могут быть приведенные в таблице 4.
Таблица 4 - Главные показатели эффективности зависимо от этапа жизненного цикла [6, с.110]
Этап жизненного цикла |
Показатель |
||||
Платежеспособность и ликвидность |
Финансовая устойчивость |
Рентабельность и деловая активность |
Рыночная активность |
Рискованность |
|
Возникновение |
+ |
+ |
+ |
||
Становление |
+ |
+ |
|||
Развитие |
+ |
+ |
|||
Стагнация |
+ |
+ |
+ |
+ |
На различных стадиях жизненного цикла руководители компании должны ставить перед собой определенные цели и устанавливать задачи для того, чтобы их достигать. Так, примером контроля над исполнением задач на различных стадиях жизненного цикла для достижения целей может служить таблица 5.
Таблица 5 - Цель и потребность компании на различных этапах жизненного цикла [2, с.170]
Цель |
Задача |
Основная потребность для каждой стадии жизненного цикла компании |
||
становление |
развитие |
стагнация |
||
Реализация новой продукции; либо освоение нового рынка |
Исследование и разработка |
х |
х |
х |
Новое помещение |
х |
х |
||
Новейшее оборудование |
х |
х |
||
Смена оборудования |
х |
х |
||
Добавочный капитал |
х |
х |
||
Добавочные дебиторы |
х |
х |
х |
|
Вклады в нематериальные активы |
х |
х |
х |
|
Международная коммерческая деятельность |
Добавочный капитал |
х |
||
Добавочные дебиторы |
х |
х |
||
Снижение кредитного риска |
х |
|||
Управление валютным риском |
х |
х |
||
Снижение финансового риска |
Управление валютным риском |
х |
||
Управление риском процентных ставок |
х |
|||
Повышение финансовой результативности |
Управление книгой продаж |
х |
х |
х |
Управление балансом наличности |
х |
|||
Замена собственника компании |
План перехода прав собственности |
х |
||
Притягивание внешнего инвестора |
х |
х |
х |
|
Понижение остальных рисков |
Консультация в сфере законодательства |
х |
х |
х |
Консультация по вопросам налогообложения |
х |
х |
х |
|
Консультация по бухучету |
х |
х |
х |
|
Страхование |
х |
х |
х |
Правильная оценка руководителем компании каждого этапа жизненного цикла может обеспечивать эффективную и стабильную ее деятельность.
Таким образом, сложившаяся традиция в бизнесе на сегодняшний день может позволить показать характерные отличительные черты управления в восточных и западных компаниях, какие также нужно учитывать, поскольку модели жизненных циклов пришли к нам с запада и бездумно руководствоваться ими при управлении компанией без учитывания специфики нации неразумно. [11, с. 201]
Так, проанализированные теоретические положения могут позволить сформировать основу для выработки управленческого решения на практике. Рассмотрение жизненного цикла учитывается при стратегическом планировании деятельности компании, видоизменении структуры, а также самой системы управления.
2.2 Критерии определения этапа жизненного цикла компании
Во время проведения эмпирического исследования, преследующего в частности цели количественного анализа, вопрос о выделении сравнительно малого количества этапов и определении критериев отнесения компаний к разным стадиям жизненного цикла является особенно актуальным.[5, с.29]
К примеру, П. Фризен и Д. Миллер смогли разработать систему критериев, по каким можно установить этап жизненного цикла исследуемой компании (Таблица 6).
Таблица 6 - Критерии для определения этапа жизненного цикла компании по Д. Миллеру и П. Фризену[14, с.65]
Этап жизненного цикла |
Критерии |
Рождение |
Возраст компании меньше 10 лет, обладает неформальной структурой, во главе управления – менеджер-собственник |
Развитие |
Уровень продаж растет больше чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована |
Зрелость |
Уровень продаж повышается, однако прирост может составлять меньше 15%, наиболее бюрократическая компания |
Расцвет |
Уровень продаж опять растет больше чем на 15%, используется сложная система контроля и планирования |
Спад |
Ограничение выпуска товара, прибыль понижается |
Отметим, что главный недостаток приведенных критериев – это неучтенность отраслевой специфики. Например, в некоторых областях рост продаж на 5–10% считается прорывом, для иных областей рост на 20% может фактически является стагнацией. Наиболее информативным в данном контексте представляются критерии доли рынка, ее динамика.
В таблице 7 приведем главные признаки и критерии перехода организации с одного этапа жизненного цикла на следующую стадию в соответствии с моделью И. Адизеса.
Таблица 7 - Критерии (признаки) смены стадий жизненного цикла компаний в модели И. Адизеса [3, с.179]
Этап жизненного цикла |
Критерии/признак перехода на следующий этап жизненного цикла |
Рождение |
Появление риска, финансовых обязательств |
Детство |
Рост финансовой устойчивости, повышение продаж |
Этап бурного роста |
Децентрализация принятого решения, найм менеджеров |
Юность |
Достижение баланса в разделении полномочий и ответственности между собственниками и нанятыми менеджерами |
Расцвет |
Понижение предпринимательской активности. Наименьшая ориентация на продолжительные цели и инновации |
Стабильность |
Стабильное следование пути умеренного развития и уклонения от риска, заложенный на стадии стабильности |
Аристократичность |
Появление внутреннего конфликта, связанный со произведенными прежде просчётами в управлении |
Этап ранней бюрократичности |
Появление чётких регламентированных процедур и правил |
Бюрократичность |
Уменьшение стабильности, стабильное превышение доходов над расходами, и как результат, смерть |
Так, выбор критериев для определения этапа жизненного цикла компании - это немаловажный для фиксации этап развития компании.
По мнению специалистов И. В. Ивашковской и Д. О. Янгеля, почти во всех случаях остаются открытыми вопросы о том, какой критерий более правильно отображает конкретное состояние организации, а именно: становления, роста, стабильности либо спада бизнеса. Нужно определиться с выбором такого критерия, динамика видоизменений какого позволила бы дать наиболее корректную оценку самому процессу развития организации. [14, с.15]
И. В. Ивашковская и Д. О. Янгель для того чтобы оценить развитие организаций, рекомендуют зависимо от специфики бизнеса применять следующие показатели: прирост доли рынка, в том числе – по сегментам; темп роста продаж; прирост эффективности; показатели текущей стоимости бизнеса, структуры капитала, ликвидности, инвестиционного риска. Специлистами также предложено импользование агрегированного критерия для оценки развития бизнеса, который объединяет основные факторы и соответствует им динамически меняющиеся значения весов зависимо от этапов жизненного цикла организаций. В частности, в состав основных факторов включены: занимаемая доля рынка, объем реализации, поток свободных денежных средств, значения операционной, чистой и экономической прибыли, процентные доли инвестиционных вложений и дивидендных выплат от суммы чистой прибыли (коэффициенты инвестиций и дивидендных выплат). Вес любого фактора может определить его значимость и уровень воздействия на показатели роста бизнеса на конкретном этапе жизненного цикла организации. Так, сумма произведений удельных весов и фактических значений основных факторов может охарактеризовать интегральное значение критерия роста, который отнесен к определенному времени, соответственному этапу жизненного цикла.
Систематичный мониторинг показателей расходов и выручки может позволить наблюдать за траекторией передвижения организаций по кривой жизненного цикла, что значимо для принятия не только лишь непродолжительных, однако и перспективных мер для предупреждения несостоятельности.
К приоритетному объекту управления, который определяет финансово-экономические решения на этапе становления, почти все специалисты относят маркетинговые исследования, инвестиционные процессы, которые обусловлены вкладами во внеоборотные активы, создание денежного потока, налаживание взаимоотношений с кредиторами и поставщиками. Наряду с этим правильно указывается на надобность в освоении производства продукции, управления оборотным капиталом, оптимизации производственных издержек, завоевания и удержания доли рынка. Причем ресурсы необходимо концентрировать на надежную и перспективную продукцию (вид деятельности).
На этапе бурного роста необходимо совершенствовать занимаемую позицию, повышать долю на рынке, объем продаж, инвестиции в развитие и поддержание бизнеса, диверсифицировать продуктовый портфель, устремлять старания на развитие инноваций. Чем и определяется внимание к организации процесса логистики, производства и продажи, инвестиционной деятельности, к управлению затратами и оборотным капиталом, увеличению качества продуктов труда.
Как утверждают И. В. Ивашковская и Д.О. Янгель, на стадии замедления роста, объект и решение дифференцированы по таким направлениям, как: инвестиции в оборотный капитал для расширения масштаба деятельности; рост долгосрочных капитальных вложений для ускорения развития; финансирование роста эффективности в целях удержания конкурентоспособности. Наряду с этим необходимо улучшать процесс в снабжении, производстве, сбыте, уменьшать производственные расходы и себестоимость товара, развивать взаимоотношения с покупателями и поставщиками. Первостепенное значение может приобрести политика управления оборотным капиталом, расходами, финансовыми результатами. М.В. Куранов указывает на необходимость пересмотра маркетинговой стратегии и заемной политики организации. [13, с.63]
В работе О. Н. Лихачевой, С. А Щуров, И.Я. Лукасевича подчеркивается, что на стадии зрелости к объектам управления относятся все аспекты деятельности организации. В том числе – процессы маркетинга, исследований и разработок с целью доработки товара, поддержания доли рынка и конкурентного преимущества, инвестиционной деятельности, производства и продажи, управления оборотным капиталом, затратами, финансовыми результатами, включая стоимость бизнеса. Однако следует установить жесткий контроль за капитальными вложениями в освоенные виды деятельности, поскольку основной целью развития последних должна стать их рентабельность, а не рост. [13, с.69]
На стадии спада к видам деятельности с низкой привлекательностью рекомендуется применять стратегии деинвестирования, сокращения либо ликвидации. Вместе с тем актуальны проблемы, аналогичные стадии зарождения: управление инвестициями в новые проекты; привлечение источников финансирования, развития производства, маркетинга, логистики; совершенствование других аспектов деятельности организации.
В исследовании А.А. Шамрая анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, его количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития предприятий на различных этапах существования. Также приведены медианные значения характеристик организаций для различных стадий жизненного цикла [17, с. 341].
Глава 3 Анализ этапов развития торговой компании «Кораблик» в соответствии с жизненным циклом организации
3.1 Краткая характеристика компании «Кораблик»
Компания «Кораблик» является одной из крупных Российских сетей детских магазинов, которая насчитываеет больше чем 190 магазинов в Москве, Московской области и прочих городах России. Сеть «Кораблик» по праву занимает почетное место среди лидеров рынка.
В магазинах сети покупателям предлагается по доступным ценам все нужное для малышей с рождения и до 9 лет: детское питание, подгузники, игрушки, одежда, обувь, кроватки, коляски и много другое.
Каждый магазин обладает комфортной атмосферой, удобной навигацией торгового зала, профессиональными консультантами и высоким уровнем обслуживания.
Компания уже больше 17 лет сотрудничает с самыми популярными производителями детского питания, предлагая всегда исключительно свежую молочную продукцию, а также с производителями всех направлений детских товаров ведущих мировых лидеров.
В разнообразном ассортименте всегда присутствуют лишь сертифицированная продукция высокого качества.