Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Этапы становления налоговой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие товарно-денежных отношений требовало введения различных государственных пошлин: гербового, канцелярских, нотариального, консульского, судебного т.д. Широко применялся принцип платности государственных услуг. Часто эти отношения строились также по классовым признакам: платежи дифференцировались в зависимости от классовой принадлежности плательщика[6].

Однако в целом следует отметить, что в основном государственная политика в сфере финансов, налогообложения исходила не из экономической целесообразности тех или иных действий, а из политических конъюнктурных условий. Усиление централизации, построение административной системы требовало существенных изменений и в сфере налогообложения. Таким образом, взятый курс сопровождался значительными изменениями, которые должны были привести систему налогообложения в соответствие с теми отношениями, которые начали складываться в СССР.

Налоговая система стала еще одним оружием для давления на частный капитал, уменьшение его роли. Наконец, это давление стал непосильным для многих из них.

Таким образом, в истории налогообложения периода НЭП можно выделить два этапа[7].

1. Первые годы НЭП (1921-1924) характеризуются постоянными поисками форм налогов, которые бы удовлетворяли существующие экономические и политические отношения. Налоговый пресс является равнонапряженным на все формы собственности. Система налогообложения имеет не только фискальный, но и четко выраженный регулирующий характер.

2. На втором этапе происходит определенная переориентация налоговой системы. Усиливается давление на частный капитал, что уменьшает его долю в экономике. Постепенно новая экономическая политика сворачивается.

Таким образом, важные структурные изменения в народном хозяйстве повлияли и на направленность налоговой системы. Ранее значительные бюджетные доходы обеспечивал частный капитал, поэтому государственные предприятия могли находиться в льготном секторе.

На территории СССР до 1991 г. существовала система так называемого социалистического перераспределения. Фактически можно отметить, что как таковой налоговой системы не существовало. Налоговая система в современном понимании трактовалась многими советскими учеными как еще один инструмент эксплуатации в буржуазном обществе.

Советское государство не могло иметь налоговой системы, основанной на достижениях "буржуазных" ученых. Между государственными предприятиями и самим государством в рамках единой социалистической системы не могло существовать налоговых отношений. Поэтому были построены особые механизмы, которые учитывали социалистические особенности форм собственности, накопления и перераспределения.


Поскольку основная форма собственности была государственная, то государственные предприятия и учреждения фактически не облагались налогом, ведь их доходы и так были государственными. Перераспределение между предприятиями и государством происходило через различные платежи в бюджет. Фактически налоговую форму имел только подоходный налог с граждан.

Таким образом, СССР отошел от того магистрального пути налогового развития, которым двигались ведущие страны мира. Советские ученые доказывали, что налоги являются свойственными для капитализма. Социалистическая система хозяйствования обеспечивали принципиально новый подход к формированию доходов бюджета. Финансовой основой государства становится социалистическая собственность и социалистическое производство, налоги же перестают быть главным источником доходов и постепенно уменьшаются. Особенно с населения, должно ярко иллюстрировать разницу с капиталистическим способом перераспределения, где основой бюджета являются налоги с трудящихся.

Свертывание новой экономической политики, становление командно-административной экономики отразилось и на налоговой системе. Отказ от равноправия различных форм собственности, переход к монополии государственной власти переориентировали налоговую систему в сторону конфискационного характера[8].

Одним из главных шагов на этом пути была налоговая реформа 1930 г. Система налоговых платежей с предприятий была представлена двумя основными налогами: отчислениями от прибыли и налогом с оборота. Последний, соединил множество налогов, прежде всего, большое количество акцизов. Можно сказать, что с этого момента и до 1990 г. в СССР перестали существовать косвенные налоги.

Отчисления от прибыли сначала осуществлялись в виде процентной нормы (пропорциональной ставки). Однако позже такое распределение было отменено, и в бюджет могли взыскать всю плановую прибыль, оставив на предприятии только часть сверхплановых доходов. В таком виде этот платеж фактически переставал быть собственно налогом, однако имел значительное фискальное значение.

Такая система налогообложения просуществовала до распада СССР. Частично ее регламентация дополнилось во времена Великой Отечественной войны. До войны поступления в бюджет формировались, в основном, за счет платежей с предприятий. Однако, в связи с резким сокращением выпуска товаров широкого потребления, оккупацией основных экономических регионов страны, этот источник значительно уменьшился. Поэтому произошла определенная переориентация налоговой системы на налоги с населения: их удельный вес возрос до 13% по сравнению с 5% до войны. Это произошло путем пересмотра ставок, а также введением некоторых новых налогов, например, налога на одиноких и малосемейных граждан. Некоторые налоги потеряли свою экономическую сущность и были отменены или трансформированы[9].


Налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан взимался с конца 1941 г. с мужчин в возрасте 20 до 50 лет и женщин в возрасте 20 до 45 лет, не состоявших в браке не имевших детей.

Таким образом, критериями для налогообложения были не доходы граждан, а их возраст и семейное положение. Большинство плательщиков платили этот налог по ставке 6% от заработка при отсутствии детей, 1% - при наличии одного ребенка, 0,5% - двоих детей. Только колхозники платили фиксированную ставку, что делало этот налог фактически подушным.

Во время войны выплачивалось еще одно дополнение к подоходному налогу - военный налог. Он уплачивался лицами, достигшими 18-летнего возраста, и взимался не по прогрессивной, а степенной шкале. Военнослужащие освобождались от уплаты.

После войны главными источниками доходов для бюджета вновь становятся накопления социалистического хозяйства, основными платежами является налог с оборота и отчисления предприятий от прибыли, а значение платежей с населения немного уменьшается, что должно было повысить благосостояние трудящихся. С 1946 г. отменяется военный налог, повышается необлагаемый минимум для рабочих и служащих, предоставляются дополнительные льготы по налогу на одиноких и малосемейных граждан[10].

В целом в налогообложении продолжали использоваться те же принципы административно-командной экономики. Однако со второй половины 50-х годов определенные изменения произошли в сторону регулирующей функции налогов, уменьшался их конфискационный характер. Появляются механизмы, стимулирующие экономическую активность, широко используется система льгот.

Основными источниками доходов для государственного бюджета были: налог с оборота, платежи государственных предприятий из прибыли, подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, а также государственные налоги с населения (см. таблицу 1.1).

Таблица 1.1

Доходы государственного бюджета СССР по основным разделам

Источник: Петров, Ю. А. Эволюция налоговой системы России и возможности использования налоговых инструментов для стимулирования экономического развития / Ю. А. Петров // Российский экономический журнал. – 2012. - № 1. - С. 45-59

Рассмотрим эти налоги подробнее.

Налог с оборота. Этот налог был достаточно своеобразный экономический смысл и был не совсем похож на традиционный налог с оборота. Скорее он напоминает фискальную монополию. Тогдашняя экономическая мысль определяла его как часть чистого дохода общества, которая поступает в бюджет социалистического государства после реализации товара, в цену которого этот налог твердо закладывался заранее.


Чистый доход, который создавался в социалистическом обществе, принимал две основные формы: прибыль и налог с оборота. При этом, в областях, где реализуется незначительный размер чистого дохода общества, он целиком принимал форму прибыли. Формирование и конкретная величина налога с оборота зависели от общего уровня накоплений, реализуемых в цене товара. Налог с оборота - это не ценообразующий фактор, он полностью подчинялся политике цен в социалистическом государстве. Цена товара устанавливалась планово и четко соответствовала общегосударственному товарно-материальному балансу[11].

Платежи из прибыли государственных предприятий. Поскольку государственная форма собственности была доминирующей, то именно этот вид платежей в бюджет занимал существенную долю. Вместе с налогом с оборота эти два платежа иногда достигали до 60% доходов государственного бюджета[12].

Как уже упоминалось выше, в середине 60-х годов значение регулирующей функции повысилось. Для увеличения эффективности производства, усиления экономических методов воздействия необходимо было установить связь между деятельностью предприятия и размером отчислений в бюджет. Поэтому в 1965 г. вместо одного вида отчислений из прибыли было введено три: плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства; фиксированные платежи; взносы в бюджет свободного остатка прибыли.

Спецификой подоходного налога в СССР было то, что уровень налогообложения зависел от социальной группы плательщика. Конечно, доходы рабочих облагались налогом по ставкам ниже, чем доходы тех, кто занимался частной практикой.

Объект налогообложения разделяли на различные категории: заработки рабочих и служащих по месту основной работы; заработки граждан, облагающихся налогом на равных условиях с рабочими и служащими; заработки граждан не по месту основной работы; авторские вознаграждения и иные; доходы лиц, которые занимались ремесленным или кустарным ремеслом; доходы лиц, которые занимались частной практикой, а так же и другие доходы.

Конечно, для первых двух групп устанавливались более низкие ставки. Необлагаемый минимум составлял 70 руб., При заработках от 70 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб., при заработках от 92 до 100 руб. - 7,12 руб. +12%, Выше 101 руб. - 8,20 руб. +13%. При налогообложении доходов, полученных не по месту основной работы, сохранялся тот же порядок, но уже без необлагаемого минимума[13].


Для литераторов устанавливались те же ставки, но в год и без необлагаемого минимума. Для кустарей необлагаемый минимум составлял 840 руб. в год. При заработках до 3000 руб. в год ставки оставались те же, а при более высоких заработках - увеличивались.

Для других групп ставки устанавливались от 10-15% до 69-81% исходя из годового заработка за прошлый год. Необлагаемый минимум - 300 руб.

Еще одним традиционным налогом с населения в СССР был налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан. База налогообложения была та же, что и для подоходного налога. С рабочих, служащих, приравненных к ним граждан по месту основной работы налог не взимался при доходах до 70 руб. От 71 до 90 руб. налог составлял от 0,20 до 5,33 руб., выше - 6%. Из других доходов налог взимался без необлагаемого минимума по ставке 6%.

Существенные изменения в экономической системе государства, ослабление административных механизмов управления, развитие негосударственных форм собственности, курс на рыночные превращения привел к необходимости ключевых реформ и в налоговой системе.

1.2 Понятие и функции налогового учета

Понятие «Налоговый учет» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313. Саму систему налогообложения предприниматели, юридические или физические лица разрабатывают самостоятельно. Налоговый учет имеет ряд определенных целей и задач.

Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется. Заинтересованных принято подразделять на две категории[14]:

  • внешние пользователи информацией;
  • внутренние пользователи.

Первая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения.  Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.

Вторая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.