Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Этапы становления налоговой).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Эволюция налоговой системы и учета России до перехода на рыночную экономику
1.1. Этапы становления налоговой системы в России
1.2 Понятие и функции налогового учета
2. Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ
2.1 Анализ налоговых доходов и расходов в России
2.2 Анализ налогового контроля в России
3. Перспективы゚ развития゚ налогового учета и системы゚ Российской Федерации
3.1. Проблемы゚ и ограничения゚ развития゚ современного налогового учета
3.2. Основные゚ направления゚ совершенствования゚ налогового учета и системы゚ РФ
Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:
- Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.
- Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.
- Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.
Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. Обращайте внимание на то, что информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы[15].
В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.
Налоговый учет осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории:
- фискальная функция;
- контрольная;
- информационная функция.
С помощью первой решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.
С помощью второй функции налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие.
С помощью информационной функции ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.
За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:
- физ. лица, регистрирующие ИП;
- физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
- лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
- организации, создающие обособленные учреждения;
- организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
- иностранные граждане и организации.
В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.
Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов[16]:
- От служб, регистрирующих граждан по месту жительства или временного пребывания, а также от консульских учреждений, дипломатических представительств.
- От органов, ставящих на государственный учет недвижимое имущество.
- От ГИБДД.
- От органов опеки, попечительства.
- От нотариальных служб.
- От органов, занимающихся выдачей паспортов и сменой документов.
Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.
Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.
После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП[17].
Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.
Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:
- Свидетельство о постановке на учет самой организации.
- Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
- Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.
Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:
- свидетельство о государственной регистрации;
- учредительные документы;
- документация, подтверждающая создание предприятия.
Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета[18].
Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.
Итак, в итоге главы необходимо отметить, что нововведением 2017 года является новая классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, основанная на новом ОКОФ (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в редакции постановления Правительства от 07.07.2016 № 640).
Новая классификация основных средств, применяемая с 2017 года, предназначена только для определения сроков полезного использования основных средств в целях исчисления налога на прибыль. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 абз. 2 п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, предусматривающий, что классификация основных средств может использоваться для целей бухгалтерского учета, исключен.
В новой классификации основные средства сгруппированы иначе:
- изменились коды и наименования основных средств;
- добавлены объекты, которых не было в старой классификации;
- некоторые позиции перемещены из одной амортизационной группы в другую.
Например, грузовые автомобили грузоподъемностью от 3,5 до 5 тонн в старом ОКОФ входили в 4-ю амортизационную группу (СПИ — от 5 до 7 лет), а в новой они относятся к 5-й амортизационной группе (СПИ — от 7 до 10 лет).
Естественно, что в подобной ситуации бухгалтеры задавались вопросами: какой СПИ применяется для объектов ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017 и нужно ли пересчитывать налог на прибыль по объектам, СПИ которых изменился? Ответы на данные вопросы бухгалтеры смогли увидеть в письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124, в котором было разъяснено, что в отношении ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется СПИ, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию (письмо Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124).
В 2018 году у компаний появилась возможность уменьшить налог на прибыль (или авансовые платежи по этому налогу) на инвестиционный налоговый вычет. Компания может выбрать способ списания стоимости ОС:
- начислять амортизацию;
- или применить инвестиционный вычет.
2. Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ
2.1 Анализ налоговых доходов и расходов в России
Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП — с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП[19].
Таблица 2.1
Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.
Показатели/Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 в % к 2013 |
Доходы фед.бюджета |
13019,9 |
14496,9 |
13251,3 |
13738,5 |
14720,3 |
113,1 |
Расходы фед.бюджета |
25290,9 |
14831,6 |
15486,3 |
16098,7 |
16181,4 |
121,3 |
Дефицит бюджета |
-323,0 |
-334,7 |
-21660 |
-2360,2 |
-2008,1 |
621,7 |
Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 — 13738,5 млрд. руб., т.е. ярко выражено превышение доходов.
По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюджет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к. по прогнозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.
Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета — это сокращение федеральных расходов. Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.
На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано[20].
Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.
Таблица 2.2
Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.
Показатели/Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 в % к 2013 |
Всего |
13019,9 |
14496,9 |
13251,3 |
13738,5 |
14720,3 |
113,1 |
Нефтегазовые доходы |
6534,0 |
7480,2 |
7520,6 |
7516,1 |
7590,9 |
116,2 |
Налог на прибыль |
352,2 |
363,2 |
380,6 |
403,8 |
449,6 |
127,7 |
НДС |
3539,0 |
3711,9 |
4202,4 |
4704,3 |
5283,9 |
149,3 |
Акцизы |
524,4 |
664,9 |
797,0 |
933,7 |
1036,5 |
197,7 |
НДПИ |
20,7 |
20,3 |
22,4 |
23,0 |
23,8 |
115,0 |
Таможенные пошлины |
722,3 |
711,1 |
707,8 |
686,2 |
664,7 |
92,0 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ |
134,8 |
139,1 |
229,1 |
152,1 |
167,3 |
124,1 |
Прочие доходы |
1192,5 |
1148,1 |
1064,0 |
1074,0 |
1056,0 |
88,6 |