Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Этапы становления налоговой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Последние゚ 20 лет゚ налоговая゚ система゚ РФ постоянно゚ менялась под влиянием различных факторов゚ и условий, будь то゚ социально-экономических или институционально-политических. Хозяйственные процессы оказывают значительное воздействие, как на всю налоговую систему в целом, так и на все ее составляющие такие как: налоговое законодательство, размер ставок, размер налогообложения, методика и схемы проведения расчетов налоговых ставок. Подобное влияние может иметь, как положительный оттенок так отрицательный. Не смотря на наличие как положительных, так и ряда отрицательных моментов налоговый механизм остается главным регулятором направления государственной экономики. От налоговой политики во многом зависит процессы эффективного функционирования экономической сферы государства.

При развитии экономической модели государства необходимо позаботится и о трансформации налоговой системы под экономическую модель потому, как если модель налоговой системы не соответствует, то это приведет к несоответствию и в других сферах деятельности государства. А диссонанс в сферах государства препятствует процессам, способствующим развитию государства, а отсутствие прогресса со своей стороны может стать причинной народных волнений. Выставление завышенной налоговой ставки способствует росту показателя уходов от уплаты налогов, а также не в срок выплаченной заработной платы для работников.

При оптимальной налоговой системе налоговая ставка используется в качестве механизма выравнивания благосостояния налогоплательщиков. Заботясь о состоянии экономической сферы и роста национального дохода страны. При заселении новых территорий налоговой системе отведена ключевая роль, ведь они обеспечивают стимуляцию экономического развития, а также выполняют ограничивающую роль, когда принятое решение было отвергнуто социумом.

Рыночная модель экономики предполагает, что налоги должны стать главным инструментом регуляции экономической сферы. Обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы является ее эластичность. Так как свойства эластичности обеспечивают сбалансированность государственной казны.

Теоретическим аспектом данной работы выступают учебники по экономике, различный дополнительный теоретический материал по экономике и налогообложению, затрагивающий механизмы экономической функциональности.

Целью курсовой работы является проведение анализа функционирования налогового учета, его исторического становления в РФ.


Для достижения поставленной в работе цели выдвинуты следующие поэтапные задачи:

- рассмотреть этапы становления налоговой системы в досоветский период;

- изучить историю развития налогов и налогообложения в СССР.

- провести анализ доходной части налоговой системы Российской Федерации.

- оценить перспективы゚ развития゚ налогового учета и системы゚ РФ;

- выделить основные перспективы возможного развития налогового учета и системы Российской Федерации.

Объект исследования – налоговый учет в России.

Предмет исследования – проанализировать историю становления налогового учета в России.

1. Эволюция налоговой системы и учета России до перехода на рыночную экономику

1.1. Этапы становления налоговой системы в России

Еще до революции 1917 г. экономическая программа большевиков предусматривала установление прогрессивного налогообложения, высоких налогов на предметы роскоши и отмену косвенных налогов. Однако практика внесла некоторые коррективы. После революции экономика была почти полностью разрушена.

Во времена военного коммунизма отмена частной собственности и национализация промышленности привели к снижению значения подоходного налогообложения. С отменой частной собственности на землю, отсутствием ценных бумаг, национализацией промышленности были ликвидированы основные объекты налогообложения. Налоги были еще одним средством укрепления диктатуры пролетариата, оружием против имущих классов, которые должны были нести все бремя налогообложения.

Величина налогового бремени – это отношение суммы отчислений, которые взяты за определенный период, к доходам, полученным за это же время. Результат выражается в процентах. Налоговое бремя экономики рассматривалось в труде Смита в 18 столетии. В своем "Исследовании природы и причины богатства" автор указывал на важнейшую зависимость между объемом платежной нагрузки и поступлением денег в бюджет страны. Снижение налогового бремени выгодно государству. В этом случае оно выигрывает больше, чем при усилении нагрузки на плательщиков. Избыточное налоговое бремя не позволяет образоваться свободным средствам, с которых также может быть получен доход и выплачены сборы в бюджет.


Специалисты достаточно серьезно изучали проблему влияния налогов на экономику и качество жизни населения. Ученые пытались определить обоснованный предел отчислений, провести количественную оценку показателя нагрузки. Ф. Юсти, исследовавший налоговое бремя впервые, определил его как соотношение между национальным доходом и бюджетом. При этом исследователь указывал на необходимый предел нагрузки.

В частности, он говорил, что отчисления в бюджет не должны быть больше 1/6 от национальной прибыли. Определение нагрузки осуществлялось исследователями эмпирически, так как необходимых методик исчисления не было. Увеличение налогового бремени было обусловлено началом Первой мировой. Появилась необходимость определения объема репарационных отчислений. В этой связи были разработаны методики, с помощью которых должен был осуществляться расчет налогового бремени.

Следует отметить, что они отличались слабостью базы и непосредственной техники исчисления. Тем не менее, их роль состояла в том, что они сформировали основу для последующих разработок изменения объема нагрузки на плательщиков.

Косвенные налоги не были отменены и продолжали существовать. Их необходимость диктовалась отсутствием развитого налогового аппарата, ведь они были более простыми по способу взимания. Это были акцизы, которые устанавливались в основном на те виды товаров, потребителями которых была буржуазия.

Кроме того, для обеспечения своих потребностей властям разрешалось проводить конфискации, взимать разовые сборы с национализированных предприятий. Товарные, финансовые отношения все больше заменялись административными. Это объяснялось тяжелыми условиями гражданской войны, когда нормальные хозяйственные связи были нарушены, а государству необходимо мобилизовать все имеющиеся материальные ресурсы[1].

Налоги, которые взимались местными органами власти, были довольно разнообразны. Вводились налоги на граммофоны, бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей, на использование прислуги, на квартиры больше, чем 3 комнаты, на холостяков и тому подобное. По сути, они носили характер еще одной контрибуции.

Политика экспроприации выразилось при установлении в 1918 г. одноразового чрезвычайного 10-миллиардного революционного налога. Как видно из названия, он не планировался как регулярный источник доходов бюджета. Его целью было изъятие богатств, добытых "буржуазными элементами" за время войны и революции. Однако он не выполнил своих функций. Вместо 10 миллиардов было собрано лишь 1,5, ведь большинство ценностей было еще раньше изъято другими путями.


Основными налогами все же были натуральные. Ими взимались все "излишки" продуктов сельского хозяйства, исходя из потребностей самого хозяина. В 1919 г. была введена продовольственная разверстка (продразверстка). Согласно ей, крестьяне должны были сдавать все свои хлебные излишки государству по твердым ценам. Такая разверстка не носила налогового характера.

Существенные изменения в налоговой политике принес с собой следующий исторический этап - новая экономическая политика, НЭП (1921-1928 гг.) Были сняты запреты на торговлю, частную предпринимательскую деятельность, существовали различные формы собственности, много внимания уделялось таким вопросам, как укрепление денежной единицы, налаживание кредитных операций. Правовая обособленность предприятий от государственного аппарата управления создавала предпосылки для экономически целесообразного налогообложения и действенного механизма движения капитала. Значительное внимание уделялось регулирующей и контрольной функциям, благодаря чему возросла эффективность сбора налогов[2].

Хотя налоговая система периода НЭПа имела много специфических черт, в целом она опиралась на принципы налогообложения дореволюционной России. Существенным недостатком налоговой системы было почти полное отсутствие данных о финансовом состоянии различных категорий плательщиков, что приводило к примитивным способам обложения. Так, например, был введен общегражданский налог, когда все трудоспособное население было разделено на три разряда, т.е. грубо дифференцированно, к каждому разряду применялась твердая ставка. Такой механизм объяснялся низкой квалификацией налогового аппарата, несовершенством самих налогов, контроля.[3]

Введенный в 1921 году, промысловый налог, стал одним из основных налогов того времени. Изначально такой налог уплачивался частными торговыми и промышленными предприятиями, а в последствии и с других объектов. Промысловый налог состоял из 2 частей, а именно, из патентного и уравнительного сборов.

Патентный сбор взимался в виде платы за патент, который позволял определенный промысел. Промышленные патенты делились на четыре группы: патенты на торговые предприятия; патенты на промышленные предприятия, патенты на складские помещения; патенты на личные промысловые занятия. Патенты выдавались сроком действия на год и полгода, а для сезонных предприятий - на полгода, три месяца, месяц.

Патентный сбор выполнял регистрационную функцию и позволял получить поступления в бюджет наперед (авансом), что имело важное значение в условиях нестабильной работы самих предприятий. Размер его был фиксированным и зависел от местонахождения предприятия, его размера, вида деятельности.


В зависимости от местности выделялось шесть классов: высший (Москва), первый (Киев, Харьков, Ленинград, Одесса, Баку, Ростов-на-Дону, Тифлис) и к пятому (сельские местности). В зависимости от размера предприятия делились на разряды. Так, для торговых предприятий выделяли пять разрядов. Признаками для отнесения к определенному разряду служили количество обслуживающих лиц, размер торговых сделок, местонахождение предприятия, продолжительностью его функционирования.[4]

Промысловый налог имел значительное регулирующее воздействие. Так, при росте оборота на 25% в год применялись налоговые скидки, что было значительным стимулом для насыщения рынка. Постепенно ставки уравнительного сбора дифференцировались в зависимости от формы собственности, что стало мощным рычагом вытеснения частного капитала.

В начале 1921 г. в сельской местности вместо продразверстки был введен единый сельскохозяйственный налог. Сначала он взимался частично в натуральной форме, частично в денежной, а с 1924 г. - только в денежной. Он заменил значительное количество налогов, которые взимались на селе - продразверстку, трудовую и гужевую повинности, ряд местных налогов и другие. Единый сельскохозяйственный налог взимался в виде процентного отчисления от произведенной в хозяйстве продукции, имел прогрессивный характер, и, конечно, был меньшего размера, чем разверстка. Налог рассчитывался в зависимости от площади пашни и сенокоса, количества взрослого скота, количества иждивенцев в хозяйстве и урожайности.

Переход от продразверстки к налогообложению означал, что крестьяне сдавали государству лишь часть излишков и могли свободно распоряжаться остальной частью. Это существенно изменило систему стимулов и улучшило экономическую ситуацию. Во-первых, это заинтересовывало самих производителей в повышении производства. Во-вторых, это приводило к развитию торговых отношений, рынка. В то же время осуществлялось облегчения давления на неимущие крестьянские хозяйства, установление определенных льгот[5].

Еще одним налогом на селе было так называемое самообложения сельского населения. Самообложение разрешалось только в сельской местности и предназначалось на обустройство и содержание культурно-просветительных учреждений, здравоохранения, социального обеспечения, а также учреждений, которые имели целью развитие сельского хозяйства. Самообложение, на тот момент, осуществлялось, как в денежной, так и натуральной форме, и иногда в качестве трудового участия. Средства, которые собирались путем самообложения, направлялись на удовлетворение тех потребностей, которые недостаточно полно по местным условиям охватывались ассигнованиями из местного бюджета в данном населенном пункте. Смета, механизм применения самообложения разрабатывался сельсоветом и утверждался сельским сходом. Его объем был ограничен 35% общей суммы единого сельскохозяйственного налога.