Файл: Анализ методик диагностики профессионального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Симптом «тревоги и депрессии». Тревожно-депрессивная симптоматика в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к профессиональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» - крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии профессионального выгорания (Бойко, 2008).

Профессиональное истощение проявляется в ощущениях профессионального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных профессиональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны профессиональные срывы.

Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам. Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Профессиональное выгорание – это синдром, или группа симптомов, появляющихся вместе. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание – процесс сугубо индивидуальный.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников, обращая особое внимание на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию синдрома, и учитывать факторы при разработке профилактических программ.


К. Маслач выделила факторы, от которых зависит развитие синдрома выгорания: индивидуальный предел, потолок возможностей нашего «профессионального Я» противостоять истощению; самосохраняясь, противодействовать выгоранию; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия (Водопьянова, 2009).

В качестве методик исследования профессионального выгорания можно использовать: опросник профессионального выгорания К.Маслач и С.Джексон, методику диагностики уровня профессионального выгорания В.В.Бойко,

Кратко рассмотрим основные особенности данных методик.

1. Методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко (Бойко, 2008).

Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания, создана В.В. Бойко в 1996 году.

Цель использования методики в исследовании – диагностика уровня выраженности симптомов профессионального выгорания и уровня профессионального выгорания у участников исследования.

Методика В.В. Бойко дает подробную картину синдрома профессионального выгорания как динамического процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса (тревожное напряжение – резистенция - истощение). Опросник В.В. Бойко содержит 84 утверждения. Уровень профессионального выгорания оценивается по 12 шкалам (симптомам), которые группируются в соответствии с тремя фазами.

2. Опросник на «выгорание» MBI(К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Цель: изучение степени выраженности и распространённости синдрома выгорания. Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

«Эмоциональное истощение» выражается переживанием снижения эмоционального тонуса, чувством психической истощённости и аффективной лабильности, утратой интереса и интереса к окружающим, ощущении пресыщенности работой, неудовлетворённостью жизнью в целом.

«Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении.

«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворённости работника собой как личностью и профессионалом.


Таким образом, при изучении профессионального выгорания прослеживаются корреляции с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, организационной культурой, психологическим климатом, статусно-ролевыми и личностными особенностями персонала.

Выводы по первой главе

Проведенное теоретическое исследование позволило сделать следующие выводы:

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, около 40 лет назад. Впервые термин «burnout» (термин «burnout» сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание горения», «выгорание») был введен американским психиатром Х. Френденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в профессионально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (описывалось состояние усталости и подавленности именно у медицинского персонала). Первоначально под психическим выгоранием подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности.

В качестве методик исследования профессионального выгорания можно использовать: опросник профессионального выгорания К.Маслач и С.Джексон, методику диагностики уровня профессионального выгорания В.В.Бойко.

Глава 2. Эмпирическое изучение методик диагностики профессионального выгорания

2.1. Описание организации исследования

В исследовании приняло участие 52 офисных работника в возрасте 23-40 лет из двух компаний: в первую группу вошли сотрудники ООО «Стандарт», профессиональная деятельность которых связана с необходимостью общения и взаимодействия с людьми, во вторую группу – сотрудники предприятия ИП Малахов А.А.: экономисты, бухгалтера, технические работники, профессиональная деятельность которых не связана с необходимостью общения и взаимодействия с людьми

При подборе респондентов учитывался стаж профессиональной деятельности в организации: все сотрудники, принявшие участие в исследовании имеют рабочий стаж в компании от 5 до 10 лет, следовательно, находятся в равных условиях.


Цель эмпирической работы: изучить методики исследования профессионального выгорания.

Ход подготовки к исследованию предполагал выполнение следующих задач:

- выявить специфику способов исследования, специфику диагностического инструментария;

- эмпирическим путем определить особенности методик исследования профессионального выгорания.

В качестве методик исследования профессионального выгорания можно использовать: опросник профессионального выгорания К.Маслач и С.Джексон, методику диагностики уровня профессионального выгорания В.В.Бойко, а также U-критерий Манна-Уитни

В исследовании использовались диагностические методики, отвечающие критериям надежности, валидности и адаптированные для русскоязычной выборки. Участники исследования заполняли бланки диагностических методик, находясь на рабочем месте.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов исследования по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).

Результаты исследования эмоционального группах, представлены в приложении 2 (табл. 1, 2).

Представим показатели выраженности стрессовой фазы напряжение в группах, в процентном соотношении на рис. 1.

Рис. 1. Выраженность фазы напряжения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (% человек)

Анализируя особенности выраженности фазы напряжения у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, (рис.4), можно выделить, что у преобладающего большинства офисных сотрудников– 42% (11чел.), она находится на стадии формирования, у 27% (7 чел.) офисных сотрудников, была выделена сформированная фаза напряжения, у 31% (8 чел.) офисных сотрудников признаки формирования фазы напряжения не выявлены.

Анализируя особенности выраженности фазы напряжения у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, (рис.2), можно выделить, что вполне сформированная фаза напряжения выделена у 15% (4 чел.) офисных сотрудников, у 65% (15 чел.) офисных сотрудников фаза напряжения находится на стадии формирования, у 27% (7 чел.) офисных сотрудников признаков формирования фазы напряжения выявлено не было. Статистическая обработка общих показателей сформированности фазы напряжения, в группах, с целью сравнения результатов, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл 3. приложения 2). При анализе результатов (табл. 3. приложения 2) можно выделить, что полученное значение (Uэмп=300,500), находится вне зоны статистической значимости, то есть показатели формирования фазы напряжения у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, и офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми – значимых различий не имеют.


Для сравнения изобразим особенности формирования симптомов фазы напряжения в группах, в виде гистограммы на рис. 2.

Рис. 2. Распределение показателей сформированности симптомов фазы напряжения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в группах (% человек)

Анализируя результаты исследования симптомов фазы напряжения, у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, можно выделить, выраженность в группе симптома неудовлетворенности собой, который находит выражение, в формировании фрустрационных состояний, обусловленных невозможностью оказать влияние наситуацию, вызывая недовольство собой, профессиональной деятельностью, выполняемыми обязанностями. Он сформировался у 85% (22 чел.) офисных сотрудников, у 15% (4 чел.) офисных сотрудников, симптом находится на стадии формирования. В меньшей степени у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми выражен симптом загнанности в клетку, который находит выражение в формировании чувства беспомощности, обусловленного невозможностью изменить ситуацию. Так, сформированность симптома, выявлена у 15% (4 чел.) офисных сотрудников, у 19% (5 чел.) офисных сотрудников этот симптом находится в стадии формирования, у 64%(17 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, признаков симптома загнанности в клетку выявлено не было. Следует отметить незначительность выраженности у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми симптома переживания психотравмирующих обстоятельств, который находит проявление в осознании психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Так, у 27% (7 чел.) офисных сотрудников, отмечается сформированность симптома, у 54% (14 чел.) офисных сотрудников симптом находится в стадии формирования, у 19% (5 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, признаков симптома переживания психотравмирующих обстоятельств выявлено не было. Также следует отметить, незначительность выраженности у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми симптома тревоги и депрессии, являющегося крайней точкой формирования фазы напряжения. Так, у 19% (5 чел.) офисных сотрудников, выявлена сформированность симптома тревоги и депрессии, у большей части 58% (15 чел.) офисных сотрудников, симптом находится в стадии формирования, у 23% (6 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, признаков симптома тревоги и депрессии выявлено не было.