Файл: Трудовая мобильность женщин в регионе РФ (Занятость женщин и проблемы ее формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что за равный труд женщина, как правило, получает меньше мужчины. Характеризуя женскую занятость, следует отметить еще и то, что в «мужских» отраслях (энергетика, транспорт, угольная, металлургическая) заработная плата в два, а то и более раз выше, чем в отраслях с преимущественно женской занятостью.

Обостряет ситуацию и рост вынужденной неполной занятости (частичной безработицы), которая резко ухудшает материальное положение населения, ведет к социальной напряженности.

Подводя итог выше сказанному, можно назвать следующие причины сложившегося положения с занятостью женщин, характерные для Приморского края, да и для всей страны в целом:

1. Прежде всего, положение женщин на рынке труда, несмотря на более высокий уровень образования, обусловлено их низкой конкурентоспособностью по нескольким причинам:

  • необходимость предоставления работающим женщинам целого ряда льгот и социальных пособий за счет работодателя делает их труд невыгодным;
  • превращение общественно значимой функции материнства в тормоз для трудоустройства (наличие несовершеннолетних детей становится серьезным препятствием при поиске работы);
  • несоответствие основных профессионально - квалификационных, психологических характеристик ужесточающимся требованиям, предъявляемым к нанимаемым работникам;
  • низкая профессиональная, трудовая мобильность, пассивность, настороженное отношение к переменам;
  • более выраженные, чем у других категорий, установки на стабильность, сохранение имеющегося профессионально-трудового статуса, а в случае неизбежности поиска новой работы отдается предпочтение продолжению трудовой деятельности в привычной роли наемного работника. Практически не рассматриваются поведенческие стратегии, предполагающие самозанятость.

2. Экономическая нестабильность привела к достаточно интенсивному сокращению рабочих мест. Одновременно с сокращением числа рабочих мест созданы места в сфере малого бизнеса. Однако это не решает проблемы занятости неконкурентоспособных групп населения, в т. ч. женщин, так как они рассчитаны лишь на некоторые социально- демографические группы с определенными профессиональными и деловыми качествами.

Подотрасли народного хозяйства с преимущественно женской занятостью и более приспособленные, с точки зрения структуры рабочих мест и условий труда, продолжают резко снижать объемы производства и, соответственно, находятся в наиболее тяжелом финансово-экономическом положении. Это - с одной стороны, ведет к сокращению потребности в кадрах, а с другой, в силу низких доходов и высокой нестабильности, данные предприятия становятся малопривлекательными для женщин, ищущих работу.


3. Сохраняющееся и усиливающееся на рынке труда несоответствие структуры и спроса предложений резко снижает возможности трудоустройства женщин - менее половины вакансий приемлемы для использования женского труда. Причем часть из них относилась к категории малоквалифицированного и низкооплачиваемого труда.

4. Система подготовки рабочих и инженерных кадров в значительной мере ориентирована также на обслуживание тяжелых отраслей. Следствием этого является, во-первых, ограничение численности женщин, принимаемых в учебные заведения, а во-вторых, несоответствие профессий и специальностей, по которым ведется подготовка женщин в учебных заведениях, потребностям региона.

5. Ни учебные заведения, ни предприятия не проявляют особой инициативы в создании системы переподготовки взрослых, особенно женщин, а имеющиеся направления переподготовки кадров либо ориентированы па те же рабочие места, которые сокращаются, либо не соответствуют профессиональной структуре, потребностям и возможностям женщин.

Женщины накопили высокий интеллектуальный потенциал по сравнению с мужчинами. Однако высокий образовательный уровень и профессиональный опыт не гарантируют женщинам - специалистам равные возможности с мужчинами в сфере занятости.

Отсутствие продуманной политики совершенствования занятости женщин приводит к вытеснению данной категории из сферы труда, что сказывается на экономическом положении семьи и является серьезным фактором социальной и демографической напряженности.

Социально-экономические особенности занятости женщин и наличие женской безработицы требуют разработки и внедрения специальных инструментов регулирования занятости женщин. Инструменты регулирования занятости женщин должны отвечать следующим основным требованиям:

1) направленность на конкретные группы женщин;

2) согласование интересов работника (женщины), работодателя и государства (общества);

3) предоставление женщине права свободно выбирать подходящий для нее вариант занятости.

В ближайшие годы из-за низкого уровня жизни не представляется возможным хотя бы ограничить занятость и тем самым облегчить положение самой пассивной части женщин: тех, кто ориентирован только на семью, воспитание детей и лишь в силу необходимости цепляется за работу как за какой-то, пусть весьма небольшой, но все же источник дохода. Такие женщины, даже став безработными, не стремятся пройти переподготовку, повысить квалификацию, получить новую профессию. Тем не менее, причины чисто материального свойства будут еще долго удерживать их на рабочих местах. Поэтому было бы целесообразно стоить потребность таких женщин в оплачиваемой работе, поддержать тех, кто хочет «остаться дома», материально. Если это пока трудно сделать, то хотя бы сократить продолжительность их рабочего времени.


3. Пути совершенствования возможности для трудовой мобильности женщин

Ранжируя рекомендации по уровню власти, не следует забывать, что специфика механизмов эффективного регулирования рынка труда на уровне среднего города состоит в обязательном наличии взаимосвязанных федеральных, региональных и муниципальных программ содействия занятости населения, интегрированных в федеральную целевую программу развития социально-экономического развития России в целом. Необходима четко налаженная обратная связь, своевременные механизмы оповещения о неблагоприятных тенденциях на локальных рынках труда. [16,с.18]

На федеральном уровне, при дальнейшем совершенствовании государственной тендерной политики необходимо предусмотреть комплекс следующих мероприятий.

Правительству Российской Федерации следует разработать Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в обществе, совершенствованию избирательного законодательства в части, касающейся необходимости учета тендерных интересов. В законодательстве должно учитываться и внедряться на практике паритетное представительство полов в органах власти.

Рассмотрим, какие правовые или административные изменения требуются для повышения эффективности работы службы занятости.

Во-первых, на Федеральную службу по труду и занятости следует возложить обязанность контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, в целях преодоления тендерной дискриминации.

Во-вторых, следует разработать и ввести в действие законодательные акты, предусматривающие систему штрафов за сокращение женщин (что вынудит администрацию пойти на переобучение женщин и закрепление их на предприятии). [16,с.27]

Деятельность центра занятости очень затрудняет отсутствие оптимальных нормативов расчета государственных расходов на обеспечение политики занятости и методики оценки и сравнения эффективности деятельности региональных служб занятости».

В целях стимулирования деятельности работодателей по созданию и сохранению рабочих мест для женщин в «Налоговом кодексе Российской Федерации» следует предусмотреть обеспечение применения льготного режима налогообложения предприятий с высокой долей работающих женщин. [19,с.17]

Целесообразно также ввести систему льгот, субсидий и других форм поддержки работодателя, сохраняющего или открывающего рабочие места для женщин.


Предстоит осуществить системную координацию программ профессионального обучения и переподготовки трудовых ресурсов на основе прогноза спроса рабочей силы на рынке труда и в дальнейшем корректировать объемы и профили подготовки квалифицированных кадров на основе данных постоянного мониторинга потребностей рынка труда;

Необходимо возрождение государственной системы профессиональной ориентации населения и в первую очередь учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, направленной на повышение мотивации школьников и молодежи к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным па рынке труда. [7, с.201]

Требует восстановления общенациональная система повышения квалификации и профобучения в целом, и в частности женщин, в первую очередь первичного профессионального образования, обучения массовым «заводским» профессиям, а также новым «домашним» профессиям (массажистка, помощница по хозяйству, по уходу за животными, руководитель мини-детсадов, прогулочных групп), дообучения (компьютер, юридические знания, иностранные языки и т.п.). [17,с.156]

Необходимо разработать специальные программы повышения экономической грамотности женщин, предусмотрев в них формирование государственного кадрового резерва женщин, включающего женщин -руководителей предприятий, женщин - руководителей администраций, и квотирование обучения резерва в академиях государственной службы при президенте или правительстве.

В области заработной платы необходимо устранить сложившиеся диспропорции в оплате труда по отраслям с преимущественно женским и мужским трудом.

Требуют развития и совершенствования формы социального партнерства правительства с профсоюзами и объединениями работодателей при реализации национальных планов и наиболее значимых государственных социальных программ, а также формы участия в этом неправительственных женских организаций.

Признается целесообразным упорядочение федеральной и региональной статистики в части необходимости учета тендерной специфики. Так, п.З ст.25 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации» следует дополнить, следующей нормой, обязывающей работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости отчеты по тендерной статистике работающих на предприятии работников, а также тендерные статистические данные по увольнению работников. [19,с.27]

Особое значение для обеспечения равноправия полов будет иметь принятие федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей женщин и мужчин в Российской Федерации»


На региональном уровне важными направлениями социальной политики повышения уровня и качества женской занятости на региональных рынках труда являются:

  1. Разработка и реализация региональных программ в сфере занятости, которые расширяли бы возможности женщин на основе развития и становления женского малого предпринимательства.
  2. Создание межведомственного регионального центра мониторинга и прогнозирования профессионально-квалификационной подготовки кадров с функциями исследования тенденций и разработки обоснованных рекомендаций учебным заведениям о размерах и направлениях профессиональной подготовки, что позволило бы адаптировать региональную систему профессиональной подготовки кадров к меняющимся потребностям общественного производства и предусмотреть создание рабочих мест для женщин.
  3. Осуществление комплексных мер по созданию условий для развития национальных промыслов и ремесел и содействие развитию малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения, в большей части женского.

Одним из наиболее перспективных направлений по совершенствованию управления и стимулирования занятости женщин представляется содействие самозанятости. [18,с.131]

Серьезной проблемой Приморского края на рынке труда выступает сельская безработица. В связи с относительно высоким уровнем ориентации сельских женщин на занятость в личном подсобном хозяйстве следует усилить информационную и разъяснительную работу о возможных формах самозанятости на базе подсобного хозяйства, а органам управления содействовать формированию рынка сбыта продукции личного подсобного хозяйства, серьезно подорванного в последнее время. Необходимо приостановить наметившуюся тенденцию к свертыванию такого хозяйства в сельских районах края в силу разбалансировки рынка сбыта и удорожания кормовой базы для домашних животных.

Центру занятости стоит активнее поддерживать стремление безработных женщин к предпринимательству. Женщины, желающие заняться организацией собственного дела, нуждаются в финансовой поддержке, в обучении предпринимательскому делу, в консультации юриста, в обеспечении помещением, в оформлении документов. Решить данные вопросы помог бы «Клуб деловых женщин», консультантами в котором выступали бы в первую очередь успешные женщины-предприниматели и юристы-практики. Советы женщин-предпринимателей, на практике столкнувшихся с типичными проблемами (такими как поиск первоначального капитала, оформление кредита, необходимых документов, налаживание связей с должностными лицами и т.п.) и нашедших наиболее рациональный выход из сложившейся ситуации, являются гораздо более ценными, нежели теоретические выкладки. [17,с.156]