Файл: Трудовая мобильность женщин в регионе РФ (Занятость женщин и проблемы ее формирования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
Женщины-предпринимательницы по договоренности могли бы давать консультации бесплатно, с целью саморекламы или рекламы своего бизнеса. Психология основной массы людей такова, что они с удовольствием делятся своими успехами с другими, менее удачливыми людьми.
Безработицу в Приморском крае можно рассматривать как структурную. Поэтому службе занятости следует наладить контакты с работодателями, в первую очередь преследуя цели согласования профиля переподготовки с заявками предприятий и организаций (подготовка специалиста «на заказ»), и отказаться от профобучения по таким специальностям, на которые нет заявок и которым обучают молодежь в профтехучилищах (бухгалтер, секретарь руководителя), колледжах и т.п. Более того, согласно результатам исследования, представленного в статье «Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан», получение профессиональных знаний непосредственно на рабочем месте (наставник-ученик) оказывает более заметное влияние на трудоустройство слушателей, чем аудиторное обучение. [11,с.38]
Таким образом, Приморскому центру занятости следовало бы заключать договоры с предприятиями не только на квотирование рабочих мест, но и на обучение непосредственно на предприятии (наставник-ученик) с вычетом из заработной платы обучающегося цены обучения. Используя такую форму обучения, служба занятости сократила бы расходы на обучениеперепрофилирование) безработных, направив их на другие статьи расходов, а предприятие имело бы возможность «вырастить» собственного работника, привить ему корпоративный дух, приобщить к собственной организационной культуре, а также присмотреться к работнику (совместить обучение с испытательным сроком) и, если последний будет устраивать руководство, трудоустроить его на собственном предприятии.
Центру занятости населения следует ориентироваться не только на «исправление», переквалификацию работниц, но и на работу по приведению профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики муниципального образования. Для этого необходимо регулярно проводить мониторинг потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе. Наладить взаимодействие центра занятости населения с профессиональными учебными заведениями всех уровней.
Также следует увеличить объем профориентационных услуг в поиске места учебы, работы, охватить школы, поскольку служба занятости является единственной государственной структурой, способной оказать квалифицированную профориентационную и психологическую помощь населению.
Службе занятости населения Приморского края следует периодически (1 раз в 2 года) проводить социологические исследования состояния на рынке труда. Основными задачами их должны являться получение данных о социально-демографических характеристиках и экономическом положении незанятых граждан, выявление их социальных установок, жизненных стратегий, причин, сдерживающих активность незанятых, направлений и форм развития самозанятости, необходимой для этого помощи и т.д.
Подводя итог изложенного в данном параграфе, следует отметить, что результаты исследования позволяют определить следующие пути совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин в большом городе: уточнение федерального и регионального законодательства по обеспечению женской трудовой занятости женщин; [10,с.456]
- разработка и реализация инновационных рыночных социальных технологий трудоустройства женщин;
- создание эффективных механизмов по профессиональной переподготовке женских трудовых кадров;
- формирование положительного имиджа работающей женщины;
- обеспечение социальной защиты женского труда;
- стимулирование государственных и негосударственных предприятий (организаций), создающих либо сохраняющих рабочие места для женщин.
Реализация эффективного социального управления в сфере трудовой занятости женщин может быть обеспечена только на основе взаимодействия всех уровней управления и органов законодательной и исполнительной власти. Это обусловлено тем, что возможности влияния на ситуацию на рынке труда у региональных законодательных, исполнительных органов и у служб занятости, хотя и ограничены, но далеко не исчерпаны. Взаимодействие их в этом вопросе, наработанные формы сотрудничества, нацеленные на решение проблемы, позволяют находить новые, зачастую нестандартные подходы.
Предлагаемые к внедрению мероприятия в дальнейшем могли бы значительно улучшить положение женщин на рынке труда Приморского края и приносить некоторый доход. [13,с.250]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тендерное неравенство - явление социальное, обусловленное не биологическими различиями между женщинами и мужчинами, а прежде всего тем, что экономические, политические и социальные ресурсы распределены между ними неравномерно.
Уязвимость женщин на рынке труда определяется не столько высоким уровнем безработицы, сколько неблагополучными тенденциями в структуре их занятости, такими как:
- вытеснение женщин с рабочих мест, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, а соответственно высоко оплачиваемых;
- ограничение доступа к высокооплачиваемому труду увеличением домашней нагрузки: семьи вынуждены экономить, отказываться от многих бытовых услуг: прачечных, химчисток, парикмахерских, ателье, так как эти услуги дороги для большинства семей;
- растущая занятость женщин в неформальном секторе, главными формами которой в России сегодня являются «челночная» торговля и сетевой маркетинг.
Рынок труда в России поделен на два сектора — женский и мужской. Во многих индустриальных странах наблюдаются сходные модели сегрегации. Женская занятость сконцентрирована в более ограниченном числе отраслей, нежели мужская. До 90% женщин, не занятых в промышленности, попадают в следующие отрасли: связь, торговля, банковская и социальная сфера -образование, социальное обеспечение, здравоохранение. Подобный выбор определяется не только желанием самих женщин, но и социально-экономическими отношениями, политикой государства в целом.
Решить назревшие проблемы призвана система социального управления женской занятостью, под которой понимается деятельность государственных и общественных институтов по стабилизации социальной сферы, решению социально-экономических и духовно-нравственных проблем общества, по профилактике безработицы, совершенствованию форм социального партнерства, созданию положительного имиджа работающей женщины. [13,с.254]
В настоящее время, в период системного мирового финансово-экономического кризиса, как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, молодежь, женщины.
Очевидна необходимость объединения усилий общественных, государственных структур для научной и практической разработки проблемы занятости женщин, более четкой проработки нормативных документов и программ занятости. Должен быть создан механизм сохранения кадрового потенциала женщин, их подготовки и переподготовки, рационального использования творческих способностей, интеграции в новую экономическую систему. Крайне необходимы государственные меры по укреплению положения женщин на рынке труда, повышению уровня конкурентоспособности, мобильности женщин как в профессиональном (готовность к смене профессии), так и в социальном плане.
На основе приведенных данных можно предложить следующее:
1. В области совершенствования состава норм права предлагается реализовать следующие рекомендации законодательным органам:
- дополнить п.З ст.25 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации» нормой: «работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости отчеты по тендерной статистике работающих у него на предприятии работников, а также тендерные статистические данные по увольнению работников. в разделе XIII «Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотреть систему штрафов за необоснованное сокращение женщин по причине сокращения штата.
- разработать законопроект "О квотировании рабочих мест для женщин, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы", предоставляющий органам исполнительной власти регионов право определять условия, размеры квот и порядок их введения, а также предусматривающий ответственность безработного и работодателя за нарушение законодательства в сфере занятости;
- в дополнениях к «Налоговому кодексу Российской Федерации» предусмотреть применение льготного режима налогообложения предприятий с высокой долей работающих женщин.
- внести дополнения в Федеральные законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации», предполагающие ответственность за содержание рекламы, ущемляющее права и законные интересы женщин;
- внести в «Налоговый кодекс Российской Федерации» дополнения, предусматривающие льготный режим налогообложения предприятий с высокой долей работающих женщин.
2. Исполнительной власти РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления:
- возложить на Федеральную службу по труду и занятости обязанность контроля и надзора над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих труд женщин;
- создать общенациональную систему повышения квалификации и профессионального обучения женщин, решающую задачи обеспечения первичного профессионального образования, обучения массовым «заводским» профессиям и профессионального обучения ведению малого бизнеса;
- создать межведомственный региональный центр мониторинга и прогнозирования профессионально-квалификационной подготовки и трудоустройства женских кадров;
- осуществить комплекс мер по стимулированию развития малого бизнеса, созданию условий для развития национальных промыслов и ремесел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". - М.: Проспект, 2015. - 759 c.
- Асалиев А. М. Экономика труда: Учебник. — М.:ИНФРА — М, 2014. - 450 с.
- БеляниноваЮ. В. Трудовое право. Учебный курс / Ю.В. Белянинова. - М.: Приор-издат, 2017. - 222 c.
- Глобальные тенденции в сфере занятости: 2008 г. Текст. / Международная организация труда. М.: Международная организация труда, 2009. - 165 с.
- Жидкова, Е.М. Специфика женской рабочей силы, занятой в кризисных отраслях Текст. /Е.М. Жидкова // Экономическая социология. 2007. №2. С.61-73.
- Кибанов А. Я. Экономика и социология труда. — М.: ИНФРА — М, 2013. - 638 с.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.
- Одегов Ю. Г., Руденко Г.Г, Лунева Н. К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник. — М.: Альфа — Пресс, 2011. - 900 с.
- Павленков В.А. Рынок труда. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 364 с.
- Ромашов О. В. Социология труда: Учеб.пособие / О. В.Ромашов. - М.: Гардарики, 2009. - 456 с.
- Селезнева, И. Важный фактор повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда Текст. / И.Селезнева // Человек и труд. 2008. №5. С.36-38.
- Труд и занятость в России Текст. : Статистический сборник. — М.: Росстат, 2008.-732 с.
- Трудовое право России. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / В. А. Сафонов [и др.]; под ред. В. А. Сафонова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 254 с.
- Успенский В.А. Управление персоналом. [Текст] / А.В. Успенский. – М.: Инфра-М, 2005. - 375 с.
- Управление персоналом организации: Учебное пособие / П.Э. Шлендер, М. Маслова, М.Е. Смирнова и др.; под.ред. Проф. П.Э. Шлендера – М.: ИНФРА-М, 2010 – 398 с.
- Филатова, А.В. Административные регламенты исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по контролю, надзору Текст. / А.В. Филатова // Административное право. 2008. № 3. С. 15-18.
- Фролов, С.Ф. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление Текст. / С.Ф. Фролов, В.Н. Князев, В.В. Лукин, В.Г. Самоделов, А.К. Дедков // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 156-157.
- Чернега, А. Женщина в бизнесе Текст. / А. Чернега // Взгляд. 2007. 8 марта
- Шептулина, Н.Н. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин Текст. / Н.Н. Шептулина // Трудовое право. 2008. № 1. С.3-17.
- Штейнберг, А.Г. Фиаско социального управления Текст.: / А.Г. Штейнберг// Управление персоналом. 2004. № 22.
- Штефан, В.И. Тендерная субординация: теория и практика Текст.: / В.И. Штефан, В.Ю. Падалкин, Т.И. Овчинникова, О. Гончарова //Управление персоналом. 2006. № 23. С.25-28.
- Данные мониторинга рынка труда по субъектам Российской Федерации// Официальный сайт Минздравсоцразвития РФ http://www.minzdravsoc.ru/