Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ( Финансовая политика, ее сущность, значение и направление ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1.Финансовая политика, ее сущность, значение и направление
1.2.Основные типы и виды финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.1. Финансовая политика Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.2. Цели финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу
5. Доходы населения
На динамику располагаемых доходов населения России оказали влияние такие факторы, как гиперинфляция (1992-1995 гг.), задержки выплат заработной платы, пенсий, а также масштабный финансово-экономический кризис лета 1998 г. В 1998-1999 гг. наблюдалось снижение реальных располагаемых доходов населения до рекордно низкого уровня в 46% от реальных располагаемых доходов населения в 1991 г.
Реальный располагаемый доход (реальный доход после уплаты налогов) в апреле 2017 года по сравнению с апрелем 2016 года резко и неожиданно сократился на 7.6%. Экономисты прогнозировали сокращение на 1.8% г/г. При этом показатель за февраль был немного улучшен: с -2.5% г/г до -2.3% г/г. (рисунок 2.4.)
Рисунок 2.4. Изменение реального располагаемого дохода в % к аналогичному месяцу годам ранее
6. Международные и валютные резервы
Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. [15]
Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота. (таблица 2.4.)
Таблица 2.2
Международные и валютные резервы Российской Федерации (млн. долл. США)
Период |
ЗВР тонн |
ЗВР млрд. |
Курс |
ВВП* |
Экспорт* |
Импорт* |
Ден.агр. М0 |
Ден.агр. М2 |
2018.01 |
||||||||
2017.10 |
58,0169 |
8 089,5 |
39 571,0 |
|||||
2017.07 |
59,3862 |
7 946,9 |
39 623,1 |
|||||
2017.04 |
55,9606 |
7 610,3 |
38 555,2 |
|||||
2017.01 |
1615,20 |
377 741 |
60,6569 |
7 714,8 |
38 418,0 |
|||
2016.10 |
1542,70 |
397 743 |
63,3960 |
7 412,1 |
36 917,8 |
|||
2016.07 |
1498,70 |
392 756 |
64,1755 |
7 372,0 |
36 487,2 |
|||
2016.04 |
1460,39 |
387 008 |
67,8552 |
7 142,9 |
35 440,1 |
|||
2016.01 |
1415,20 |
368 399 |
72,9299 |
7 239,1 |
35 809,2 |
|||
2015.10 |
1352,20 |
371 267 |
65,7364 |
67 569,0 |
6 744,9 |
32 950,8 |
||
2015.07 |
1275,05 |
361 571 |
55,8413 |
6 659,5 |
32 492,8 |
|||
2015.04 |
1238,25 |
356 365 |
57,6500 |
6 540,8 |
31 636,7 |
|||
2015.01 |
1208,17 |
385 460 |
56,2376 |
525 830 |
343 426 |
7 171,5 |
32 110,5 |
|
2014.10 |
1208,19 |
454 240 |
39,3836 |
71 406,4 |
6 959,3 |
30 644,8 |
||
2014.07 |
1149,78 |
478 250 |
33,8434 |
6 763,4 |
30 426,2 |
|||
2014.04 |
1094,73 |
486 131 |
35,6053 |
6 608,2 |
29 800,1 |
|||
2014.01 |
1040,71 |
509 595 |
32,6587 |
497 833 |
286 669 |
6 985,6 |
31 404,7 |
|
2013.10 |
1035,21 |
522 580 |
32,3451 |
66 190,1 |
6 414,4 |
28 629,3 |
||
2013.07 |
1015,12 |
513 772 |
32,7090 |
6 470,3 |
28 506,1 |
|||
2013.04 |
996,42 |
527 708 |
31,0834 |
6 181,4 |
27 465,9 |
|||
2013.01 |
981,62 |
537 618 |
32,2058 |
527 266 |
314 967 |
6 430,1 |
27 405,4 |
|
2012.10 |
957,76 |
529 893 |
30,9169 |
62 176,5 |
5 969,2 |
24 657,5 |
||
2012.07 |
934,53 |
514 317 |
32,8169 |
6 003,9 |
24 679,2 |
|||
2012.04 |
918,04 |
513 491 |
29,3282 |
5 704,3 |
23 975,3 |
|||
2012.01 |
895,74 |
498 649 |
32,1961 |
527 434 |
335 771 |
5 938,6 |
24 483,1 |
|
2011.10 |
882,96 |
516 848 |
32,1100 |
55 697,2 |
5 420,4 |
21 480,4 |
||
2011.07 |
851,54 |
524 527 |
27,8726 |
5 192,2 |
20 721,9 |
|||
2011.04 |
836,71 |
502 460 |
28,5162 |
4 918,2 |
19 788,7 |
|||
2011.01 |
811,11 |
479 379 |
30,3505 |
515 409 |
318 555 |
5 062,7 |
20 011,9 |
Международные резервы имеют тенденцию увеличения с каждым годом
Политика управления ростом международных и валютных резервов была эффективной. За анализируемый период был сформирован солидный резерв государства.
7.ВВП
В 1990-е гг. в России, как и в большинстве других постсоциалистических стран, происходил глубокий экономический спад. В результате столь крупномасштабного спада производства Россия скатилась на 15 место в мире по объему производимого ВВП. По размеру ВВП, приходящегося на душу населения, страна находится сегодня примерно на 100 месте в мире. [5]
Экономический спад в середине 1992 г. и на рубеже 1993-94 гг. вызван обвалом производства, сворачиванием госзаказа. В период с 1992 г. и вплоть до 1998 г. ВВП неуклонно снижался. И лишь после финансового кризиса 1998 г. ВВП России начал расти, чему в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных сырьевых рынков. Несмотря на это, номинальный ВВП России в долларах США оставался ниже своего исторического максимума вплоть до 2006 г. Реальный ВВП по ППС достиг значения 1990 г. лишь к концу 2007 г.1 Падение в 2009 г. объясняется последствиями мирового кризиса. Хотя в 2010 и 2011 гг. ВВП возрос.
Поэтому можно сделать вывод о том, что начиная с 1998 г. проводилась эффективная финансовая политика, направленная на рост ВВП.
Посмотрим, ВВП России по 1990 — 2017 годам в таблице 2.3., которая наглядно показывает, «оздоровилась» ли наша экономика в результате реформ.
Таблица 2.3.
Динамика ВВП в России
В России находится тридцать процентов природных ресурсов мира, но падение наблюдается с 1990 по 1997, потом средние темпы роста до кризиса 2009 и очень медленный подъем.
Эти показатели в группе «выше среднего», но большой минус, основные доходы бюджета – продажа энергоресурсов (газа, нефти). Поэтому рост ВВП России по годам на душу населения напрямую зависит от мировых цен энергоресурсов. Так утверждают аналитики, есть сомнения, об этом ниже. Проанализируем график 2.5.
Рисунок 2.5. ВВП России на душу населения по годам, $
8. Ставка рефинансирования
Ставка рефинансирования – по практике государственного регулирования – один из главных инструментов денежной политики государства, проводимой центральным банком.
Сегодня Банк России снизил ключевую ставку c 12,5% до 11,5% годовых. Такое решение было принято советом директоров с учётом дальнейшего ослабления инфляционных рисков, а также рисков сохранения «охлаждения» экономики.
Полная обновляемая таблица ключевой ставки с 2014 по 2018 годы. (таблица 2.4.)
Таблица 2.4.
Ключевые ставки рефинансирования с 2014 по 2018 годы
26 октября 2018 года |
7,5% |
14 сентября 2018 года |
7,5% |
27 июля 2018 года |
7,25% |
15 июня 2018 года |
7,25% |
26 марта 2018 года |
7,25% |
12 февраля 2018 года |
7,5% |
18 декабря 2017 года |
7,75% |
30 октября 2017 года |
8,25% |
18 сентября 2017 года |
8,5% |
28 июля 2017 года |
9,00% |
19 июня 2017 года |
9,00% |
02 мая 2017 года |
9,25% |
24 марта 2017 года |
9,75% |
19 сентября 2016 года |
10% |
С 29 июля 2016 года |
10,5% |
14 июня 2016 года |
10,5% |
18 марта 2016 года |
11,0 % |
11 декабря 2015 г. |
11,0 % |
30.10.2015 г. |
11,0 % |
03.08.2015 г. |
11,0% |
15.06.2015 г. |
11,5 % |
5 мая 2015 г. |
12,50 |
16 марта 2015 г. - 4 мая 2015 г. |
14,00 |
2 февраля 2015 г. - 15 марта 2015 г. |
15,00 |
16 декабря 2014 г. - 1 февраля 2015 г. |
17,00 |
12 декабря 2014 г. - 15 декабря 2014 г. |
10,50 |
5 ноября 2014 г. - 11 декабря 2014 г. |
9,50 |
28 июля 2014 г. - 4 ноября 2014 г. |
8,00 |
28 апреля 2014 г. - 27 июля 2014 г. |
7,50 |
3 марта 2014 г. - 27 апреля 2014 г. |
7,00 |
13 сентября 2013 г. - 2 марта 2014 г. |
5,50 |
Конец формы
2.2. Цели финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу
Основная цель: Создание новой модели экономического роста.
В рамках основных направлений финансовой политики на предстоящую перспективу продолжается реализация комплексных направлений посткризисного периода: [6]
1) повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства; [1]
2) оздоровление банковской системы;
3) совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
4) ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;
5) развитие земельной реформы;
6) принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;
7) создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.
Основные направления финансовой политики в рамках реализации поставленной цели:
1. Укрепления курса национальной валюты
2. Укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам
3. Достижение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы
4. Сокращение налогового бремени и повышение эффективности налогового администрирования
5. Оптимизация структуры расходов бюджета
6. Повышение эффективности использования государственной собственности
7. Укрепление государственных и территориальных финансов, ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны
Реализация вышеуказанных мер проводится в рамках трех главных составных частей финансовой политики, то есть в рамках денежно-кредитной, налоговой и бюджетной.
Денежно-кредитная политика
Основная цель: В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен. В ближайшие годы денежно-кредитная политика будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен. Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. [19]
В рамках данной стратегии предполагается реализация следующих подцелей:
1. Совершенствование банковской системы и банковского надзора
- идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния экономики и финансовой сферы, развитие системы раннего реагирования;
- реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;
- осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;
- развитие надзора на консолидированной основе;
- развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.
2. Повышение эффективности функционирования российского финансового рынка
- участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;
- участие совместно с ФСФР России в работе по совершенствованию подходов к регулированию деятельности клиринговых организаций и лиц, выполняющих функции центральных контрагентов;
- участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей депозитарную деятельность, и признание концепции иностранного номинального держателя;
- участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей осуществление деятельности по организации биржевой торговли;
- организация мероприятий по обеспечению включения российского рубля в число расчетных валют системы CLS (Continuous Linked Settlement);
- участие совместно с Минфином России в работе по дальнейшей либерализации рынка государственных ценных бумаг, предполагающей внесение изменений в нормативные и иные акты Банка России, которые разрешат размещение и обращение государственных ценных бумаг на торгах фондовых бирж в соответствии с их правилами;
- участие в работе по совершенствованию законодательства в части определения статуса счета в драгоценных металлах;
- участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов;
- совершенствование нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке.
3. Совершенствование национальной платежной системы, направленное на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы страны.
- регулирование платежной системы Банка России;
- регулирование платежных систем, надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем, защиты информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных средств.
Количественным выражением реализации данной стратегии будет являться снижение инфляции в 2018 г. до 5 - 6%, в 2019 г. - до 4,5 - 5,5%, в 2020 г. - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года).
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2018 г. может составить 16 - 19%, в 2019 г. - 17 - 20%.
Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2018 г. 9 - 16%, в 2019 г. - 12 - 14%, в 2020 г. - 13 - 15%.