Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ( Финансовая политика, ее сущность, значение и направление ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1.Финансовая политика, ее сущность, значение и направление
1.2.Основные типы и виды финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.1. Финансовая политика Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.2. Цели финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу
Налоговая политика направлена именно на обеспечение поступлений в бюджет. Вторым важным направлением налоговой политики является стимулирование развития отечественного производства и защита отечественного производителя посредством налоговых рычагов. Кредитная политика регулирует поступление кредитов и своевременную выплату по ним. Совместно с денежной, валютной и инвестиционной политикой они регулируют обращение валют и ценных бумаг, стараются привлечь инвестиции в экономику.
Политика экономического роста и экономической стабилизации призваны обеспечить непрерывный рост и развитее хозяйственного комплекса. Кроме того эффективная финансовая политика должна снизить влияние отрицательных экономических явлений (инфляции, кризиса) и обеспечить экономическую, политическую и социальную стабильность.[17]
Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.1. Финансовая политика Российской Федерации в условиях рыночной экономики
Финансовая политика России проводится в условиях реализации стратегий обеспечения национальной, экономической, продовольственной, энергетической, информационной и финансовой безопасности и является (благодаря популяризации именно монетарной теории в России) основополагающей среди всех направлений экономической политики страны, а в системе коррупциогенных макроэкономических рисков – самой неуязвимой.
Несмотря на сформированный организм действующих нормативных правовых актов и наличие множества публикаций, посвященных разработке и реализации более наукоемкой и эффективной (результативной) финансовой политики страны, четко структурированных критериев оценки эффективности (результативности) ее проведения как нормативов дальнейшего развития и параметров ответственности системы государственной власти перед обществом пока не применяется при выборе тех или иных ее инструментов воздействия на агрегированные потоки денежных средств и максимизацию народнохозяйственных эффектов.[13]
Как грамотно оценить эффективность (результативность) того или иного направления экономической политики? Сегодня недостаток навыков таких экспертных суждений ощущается уже на уровне менее сложного по своему методологическому обеспечению текущего и перспективного управления российскими предприятиями. Применительно же к макроуровню четкие параметры исследования шкалы эффективности (результативности) любого из направлений экономической политики законодательно не закреплены, как и не выявлены базовые количественные критерии, связанные с корректировкой целей и механизмов реализации финансовой политики как политики, основанной на взимосогласовании деятельности, по сути, всех органов государственного управления и субъектов хозяйствования, влияющих на формирование доходных и расходных характеристик агрегированного потока денежных средств и накопленных материальных и нематериальных богатств Российской Федерации, в т.ч. сосредоточенных за рубежом. При этом важная роль отводится глубинному, а не поверхностному пониманию монетарного подхода, призванного настроить организм финансовой системы на эффективную работу, но не в отрыве от производства материальных благ и жизни большинства людей в России. Недостаток же популяризации этих узкоспециализированных знаний, как показывает опыт обобщения данных статистики и их официальные и неофициальные комментарии применительно к оценке эффективности (результативности) финансовой политики России, сводится, к минимуму аналитической работы, поверхностному восприятию той вершины айсберга, которая обеспечивает финансирование всех воспроизводственных процессов в экономике России и как результат – устойчивость экономического роста, включая противодействие кризисам. Глубинное же отображение взаимосвязей эффективной работы финансовой системы основывается на оценке результатов функционирования всей экономической системы страны с приоритетом не только и не столько капитала, сколько человеческого фактора. Нравственная подоплека происходящих в обществе перемен, связанных с проведением той или иной финансовой политики, не менее значима, как и последствия выравнивания экономических условий деятельности и доходов граждан как конечных потребителей государственных и общественных услуг надлежащего или ненадлежащего уровня.[12]
Финансовая политика государства формируется, меняет направления и принимается на каждый год и два планируемых года. Каждый плановый год финансовая политика включают нереализованные проекты и программы предыдущих годов и направления на предстоящий плановый период.
Анализ эффективности финансовой политики России в данной работе будет проведен с качественной и количественной стороны. [18]
1. Инфляция в России
Под инфляцией понимается рост цен, вызванный дисбалансом спроса и предложения. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
Годовая инфляция в России по итогам 2017 года составила 2,5%, при ключевой ставке на конец года в 7,75%. Надо отметить, что такая рекордно низкая инфляция в России стала и самой низкой за всю историю страны. Уровень инфляции против 2016 года снизился более чем на 22 пункта (инфляция за 2016 год составляла 10,0%).
Ниже в таблице 2.1. приведены данные годовой инфляции в России за период с 1991 по 2017 годы. Для большей наглядности, помимо уровня инфляции в сравнительную таблицу также включены ставка рефинансирования Банка России и ключевая ставка, действующие на конец соответствующего года.
Таблица 2.1.
Динамика уровня инфляции в России
Годы |
Годовая инфляция в России* |
Ставка рефинансирования, на конец года (%) |
Ключевая ставка на конец года (%)** |
2017 |
2,5 |
- ** |
7,75 |
2016 |
5,4 |
- ** |
10,00 |
2015 |
12,90 |
8,25 |
11,0 |
2014 |
11,36 |
8,25 |
17,0 |
2013 |
6,45 |
8,25 |
5,50 |
2012 |
6,58 |
8,25 |
- |
2011 |
6,10 |
8,00 |
- |
2010 |
8,78 |
7,75 |
- |
В сентябре 2018г. индекс потребительских цен составил 100,2%, с начала года – 102,5% (в сентябре 2017г. – 99,9%, с начала года – 101,7%).
Инфляция в сентябре в разрезе субъектов Росстатом характеризуется так:
- В сентябре в 12 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области) прирост потребительских цен составил 0,5% и более. При этом наибольший прирост цен отмечен в Приморском и Хабаровском краях – соответственно 1,2% и 1,1% (в результате увеличения тарифов на услуги на 2,3% и 1,8% соответственно).
- Снижение потребительских цен на товары и услуги наблюдалось в 13 субъектах Российской Федерации. Наиболее заметно цены на товары и услуги снизились в Омской области – на 0,4% и Кабардино-Балкарской Республике – на 0,3% в результате удешевления услуг на 1,0%, а также продовольственных товаров – на 0,6% и 0,4% соответственно.
- В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,1% (с начала года – 102,8%).
- В Санкт-Петербурге – 100,0% (с начала года – 102,5%).
В сентябре значительное влияние на динамику потребительских цен на продовольственные товары оказало удешевление плодоовощной продукции. Так, цены на морковь снизились на 27,2%, свеклу столовую – на 26,0%, картофель – на 19,2%, лук репчатый – на 15,2%, яблоки и виноград – на 12,1% и 10,2% соответственно. Удорожание наблюдалось по отдельным видам овощей и фруктов. Так, цены на апельсины выросли на 12,1%, лимоны – на 4,7% огурцы – на 4,5%, бананы – на 2,0%, помидоры – на 1,7%.
Отмечалось снижение цен на крупу гречневую на 1,4%, кальмары мороженые – на 0,6%, рыбу мороженую неразделанную, живую и охлажденную – на 0,4%.
Вместе с тем на 7,3% выросли цены на пшено, на 3,0% – на свинину, на 1,1-1,5% – на мясо птицы, колбасные изделия, фарш мясной, филе рыбное, национальные сыры и брынзу, крупы овсяную и перловую; на 0,7-0,9% – на говядину, баранину, продукты из мяса и птицы копченые, молоко стерилизованное, муку, крупу манную, пельмени, манты, равиоли, консервы фруктово-ягодные для детского питания.
Шестой месяц подряд среди наблюдаемых видов непродовольственных товаров продолжается рост цен на газовое моторное топливо, которое в сентябре стало дороже на 6,9% (с начала года – на 40,9%), а цены на дрова выросли на 2,0%, на уголь – на 1,3%.
Заметный рост цен отмечается на одежду, обувь, трикотажные изделия осенне-зимнего ассортимента, отдельные виды которых подорожали от 0,6% до 1,2%.
2. Внешний долг России
Внешний долг делится на государственный и частный. Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков.
Вплоть до 2014 года внешний долг страны стремительно рос, затем наблюдается понижательная тенденция. На рисунке 2.1 представлена динамика внешнего долга России в последние годы.
Рисунок 2.1. Динамика внешнего долга России в 2015-2017 гг.
Из рисунка видно, что вплоть до января 2017 года в целом сохранялась данная тенденция, но к 1 апрелю 2017 года величина внешнего долга вновь возросла и составила 529,7 млрд долларов, увеличение в абсолютных значениях составило 16,2 млрд, а в относительных – 3,1%. Рост внешней задолженности в целом наблюдался по всем секторам, что можно увидеть на рисунке 2.2. Данное изменение, в свою очередь, было обусловлено переоценкой долговых обязательств, номинированных в национальной валюте, в условиях укрепления российского рубля.
Рисунок 2.2. Изменение внешней задолженности России по секторам
Наибольшее увеличение составила статья «прочие секторы» в размере 8016 млн долларов США, или на 2,4%. Без изменений, соответственно, остался долг бывшего СССР, который с каждым годом уменьшается.
Внешний долг России почти на 67% представлен статьей «прочие секторы», что включает в себя долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, кредиты и депозиты, долговые ценные бумаги, торговые кредиты, задолженность по финансовому лизингу и прочая задолженность. Крайний срок погашения по которым в соответствии с прогнозами специалистов наступит лишь в 2043 году, то есть практически основную часть долга Россия погасит не скоро.
Конечно, если рассмотреть отношение российского долга в процентах к ВВП, то по итогам 2016 года данный показатель составляет всего лишь 17% ВВП , эта сумма кажется небольшой, а на фоне мировых долгов – вообще ничто.
3. Безработица
Безработица, на наш взгляд, также один из главных показателей, характеризующий эффективность финансовой политики государства. Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7.8%, в настоящее время — около 5.4%. С начала осени 2014 года и до начала 2015 года наблюдался рост безработицы ввиду сокращения персонала. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года. По данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы на конец 2014 года составлял 5.3%, на конец 2015 года — 5.8% (или 4.4 млн. человек), на конец 2016 года — 5.4% (или 4.1 млн. человек).
Уровень безработицы в апреле 2017 года снизился до 5.3%. Прогноз подразумевал показатель безработицы на уровне 5.4%, таким же, каким он был в марте текущего года. Таким образом, согласно данным Росстата, численность безработных в России составляет 4 млн. и 50 тыс. человек. Численность экономически активного населения в марте 2017 года составила 75.9 млн. человек. Это 52% от общей численности населения страны. (рисунок 2.3.)
Рисунок 2.3. Уровень безработицы в % от числа экономически активного населения страны