Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ( Финансовая политика, ее сущность, значение и направление ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1.Финансовая политика, ее сущность, значение и направление
1.2.Основные типы и виды финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.1. Финансовая политика Российской Федерации в условиях рыночной экономики
2.2. Цели финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу
Введение
Финансовая политика России проводится уже 20 лет в условиях реализации стратегий обеспечения национальной, экономической, продовольственной, энергетической, информационной и финансовой безопасности и является (благодаря популяризации именно монетарной теории в России) основополагающей среди всех направлений экономической политики страны, а в системе коррупциогенных макроэкономических рисков – самой неуязвимой.
Несмотря на сформированный организм действующих нормативных правовых актов и наличие множества публикаций, посвященных разработке и реализации более наукоемкой и эффективной (результативной) финансовой политики страны, четко структурированных критериев оценки эффективности (результативности) ее проведения как нормативов дальнейшего развития и параметров ответственности системы государственной власти перед обществом пока не применяется при выборе тех или иных ее инструментов воздействия на агрегированные потоки денежных средств и максимизацию народнохозяйственных эффектов.
Как грамотно оценить эффективность (результативность) того или иного направления экономической политики? Сегодня недостаток навыков таких экспертных суждений ощущается уже на уровне менее сложного по своему методологическому обеспечению текущего и перспективного управления российскими предприятиями. Применительно же к макроуровню четкие параметры исследования шкалы эффективности (результативности) любого из направлений экономической политики законодательно не закреплены, как и не выявлены базовые количественные критерии, связанные с корректировкой целей и механизмов реализации финансовой политики как политики, основанной на взимосогласовании деятельности, по сути, всех органов государственного управления и субъектов хозяйствования, влияющих на формирование доходных и расходных характеристик агрегированного потока денежных средств и накопленных материальных и нематериальных богатств Российской Федерации, в т.ч. сосредоточенных за рубежом. При этом важная роль отводится глубинному, а не поверхностному пониманию монетарного подхода, призванного настроить организм финансовой системы на эффективную работу, но не в отрыве от производства материальных благ и жизни большинства людей в России. Недостаток же популяризации этих узкоспециализированных знаний, как показывает опыт обобщения данных статистики и их официальные и неофициальные комментарии применительно к оценке эффективности (результативности) финансовой политики России 1992-2012 гг., сводится, на наш взгляд, к минимуму аналитической работы, поверхностному восприятию той вершины айсберга, которая обеспечивает финансирование всех воспроизводственных процессов в экономике России и как результат – устойчивость экономического роста, включая противодействие кризисам. При этом под финансовой политикой подразумевается взаимосогласованное проведение бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, инвестиционной и ценовой политик, а также политики управления государственным долгом и международными резервами. Именно поэтому тема финансовой политики одна из актуальнейших проблем обсуждаемых в правительстве.
Актуальность курсовой работы выявила цель работы – проанализировать сущность финансовой политики в условиях рыночной экономики в России.
Цель курсовой работы обусловила её задачи:
- дать понятие финансовой политики и выявить её сущность;
- рассмотреть функции, цели и задачи финансовой политики;
- изучить основные типы финансовой политики;
- проанализировать финансовую политику и дать перспективы её развития в Российской Федерации.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы финансовой политики, во второй – проанализировать проблемы развития финансовой политики в Российской Федерации.
В процессе написания курсовой работы была использована зарубежная и отечественная литература. Особенное внимание уделялось книгам и периодической литературе, освещающим процессы развития финансовой политики в Российской Федерации.
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1.Финансовая политика, ее сущность, значение и направление
Среди функций финансов важную роль в условиях современной экономики играет регулирующая функция. Это говорит о том, что государство в области финансового регулирования неизбежно должно проводить определенную политику. Политика финансовой сферы - функция экономики через мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование. В настоящее время в нашей стране это финансовое оздоровление экономики; обеспечение финансами рычагов саморегулирования, саморазвития; обеспечение благоприятной мотивации в финансовой деятельности экономических субъектов.[16]
В рыночной экономике финансы - одна из немногих областей, где государство напрямую вступает в экономические отношения с субъектами хозяйствования и через экономические отношения может влиять на эти субъекты, манипулируя финансово-кредитными рычагами. Следовательно главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами и условиями их формирования реализации той или иной программы экономического или социального развития.
Финансовая политика может носить краткосрочный и долгосрочный характер. В первом случае говорят о финансовой тактике, а во втором - о финансовой стратегии.[9]
Финансовая тактика направлена на решение текущих задач экономического и социального развития обществ. Финансовая тактика реализуется преимущественно путем перегруппировки финансовых ресурсов. Тактика решает либо конкретные задачи финансовой стратегии, либо преодоление каких-то экстраординарных ситуаций. Финансовая стратегия направлена на решение долгосрочных крупномасштабных задач - курс финансовой политики, направленный на перспективу. Реализуется финансовая стратегия через разработку целевых комплексных программ, в рамках которых происходит концентрация финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и финансового развития. Из этих определений видно, что финансовая стратегия должна носить относительно устойчивый характер, а финансовая тактика должна быть изменчивой (постоянно адаптировать функционирование экономики под изменяющуюся внутреннюю и внешнюю организационную среду).
Таким образом, финансовая политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, использование для выполнения государством определенных функций и достижения определенных целей.
Практическое воплощение финансовая политика находит в его механизмах, его рычагах и стимулах. Финансовая политика для ее реализации требует законодательного оформления через различные нормативно-правовые акты (законодательные кодексы), подзаконные акты и т.д.[10]
Существуют следующие направления финансовой политики:
- налоговая политика
- бюджетная
- денежно-кредитная
- социальная
- инвестиционная
- политика в области международных финансов
Финансовый подход, или финансовая политика государства направлены на обеспечение финансовой безопасности государства с помощью использования различных инструментов государственного регулирования (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. Направления финансовой политики государства
Важнейшей частью является налоговая. Она направлена на создание приемлемых, как для государства, так и для субъектов государства условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения предприятий реального сектора экономики.[2]
Конкретные задачи налоговой политики:
- Реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня платежей; пересмотр имеющихся налоговых и таможенных льгот; ужесточение налогового администрирования
- Реструктуризация задолженности по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды
Бюджетная политика: первостепенная задача в области бюджетного кризиса, достаточное наполнение доходной части бюджета. Здесь наиболее актуальные задачи следующие:
- Сокращение государственных расходов
- Реструктуризация государственного долга
- Централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах федерального казначейства
- Инвентаризация внешних и внутренних заимствований и результатов их использования
Задачи денежно-кредитной политики:
- Преодоление банковского кризиса
- восстановление доверия к кредитным организациям
- Стимулирование организованных сбережений населения
- Реструктуризация банковской системы
- Регулирование курса рубля по отношению к иностранным валютам на основе паритета покупательной способности (регулирование процентных ставок, снижение оттока капитала за границу, расширение денежного предложения)[14]
Для выработки финансовой политики необходим комплексный подход, то есть согласование ее мероприятий по всем звеньям финансовой системы в целях обеспечения тесной взаимосвязи налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, а также с мерами по регулированию цены и зарплаты. Ключевая задача финансовой политики:
- Обеспечение условий для устойчивого роста объема финансовых ресурсов (эта задача включает комплекс мероприятий связанных с налогообложением, амортизационной политикой, стимулированием льготами и санкциями, механизмом мобилизации финансовых ресурсов.
- Обеспечение рационального распределения и эффективного использования средств (по территориям, отраслям и группам населения)
- Разработка адекватного условия хозяйствования финансового регулирования, обеспечивающего реализацию предыдущих задач[20]
1.2.Основные типы и виды финансовой политики
На протяжении всей истории развития мирового хозяйства развивалась и финансовая политика. В экономической науке выделяют следующие типы финансовой политики:
- классическая;
- регулирующая;
- планово-директивная.
Классическая финансовая политика была разработана Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Главная идея их разработки заключается в невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. Свободная конкуренция и рыночный механизм должны быть, по мнению авторов, главными регуляторами экономических процессов.
По представлению авторов, подобная ситуация должна была привести к ограничению государственных расходов и налогов и обеспечить условия для формирования сбалансированного бюджета. Управление финансовой деятельностью должно быть максимально простым. Оно должно было сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов. К сожалению. авторы слишком идеализировали роль рыночных механизмов и недооценивали значения государства для обеспечения общественных потребностей и социальных гарантий.
Регулирующую финансовую политику разрабатывал Дж. Кейнс. Он доказывал необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Особенно это касалось вопроса управления циклическим развитием экономикой. По мнению автора, одной из главных задач финансовой политики является обеспечение полной занятости населения. Сейчас мы видим воплощение этой идеи в скандинавской экономической модели.
Согласно идее Дж. Кейнса, государство регулирует экономику через систему государственных расходов и налогов. Государство может покрыть дефицит бюджета за счет государственного кредита. Вместо одного единого органа управления Дж. Кейнс предложил ввести несколько специализированных органов управления.[11]
Планово-директивную финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она активно внедрялась в условиях административно-командной экономической системы в странах социализма. Согласно данной доктрине финансовые ресурсы максимально концентрировались в руках государства. Государство же осуществляло плановое распределение и использование финансов. Все экономические процессы подчинялись единому государственному плану.
Финансовая политика охватывает значительную область влияния и решает многообразные проблемы. поэтому в рамках единой финансовой политики выделяют несколько ее видов.
Таковыми являются:
- бюджетная политика;
- налоговая политика;
- кредитная политика;
- денежная политика;
- инвестиционная политика;
- политика экономического роста;
- политика экономической стабилизации.
Под бюджетной политикой подразумевается определение источников поступлений в государственный бюджет и основных статей расходов бюджета. Кроме того определяются пределы разбалансирования бюджета и допустимые размеры бюджетного дефицита. Следует также предусмотреть и пути покрытия дефицита бюджета.