Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Сущность развития организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной мире и в современных условиях хозяйствования каждый день открываются новые компании. Однако, не все из них способны успешно развиваться, оставаться конкурентоспособными на рынке и достигать поставленных целей. Далеко не все организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не проходит свой жизненный путь без изменений, а претерпевает ряд модификаций, подстраиваясь под процессы, происходящие в экономики. Компании, которые не сумели адаптировать свою деятельность к постоянно меняющейся внешней среде и изменениям на рынке, погибают. В то же время компании, где руководство предприятия отличается гибкостью и способно предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают на рынке. Однако стоит сказать, что недостаточно просто прогнозировать события для эффективного управления организацией. Руководству необходимо осознавать, на какой конкретно стадии своего развития находится организация, чтобы сконцентрировать свои усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Таким образом, понимание развития организации и ее жизненных циклов является жизненно важным фактором при управлении компанией в современное время. Эти объясняется актуальность данной темы.

Объект исследования – жизненные циклы организации. Предмет исследования – закономерности и особенности развития организации.

Целью данной работы является выявление закономерностей развития организаций в современных условиях хозяйствования.

К основным задачам данной работы относятся:

- дать определения и характеристику жизненному циклу и стадиям развития организаций;

- рассмотреть различные модели развития организаций;

- рассмотреть основные подходы к жизненному циклу организации;

- выявить характер зависимости развития организации от фазы жизненного цикла, на котором она находится;

- рассмотреть пример развития организации в каждой фазе ее жизненного цикла на примере реальной компании.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается сущность, понятие и типология жизненного цикла организации. Вторая глава посвящена изучению понятия, сущности и наиболее популярным моделям жизненных циклов. Третья глава рассматривает пример проблемы развития и способы управления организации на каждом этапе ее жизненного цикла, а также поэтапное развитие организации на примере реальной компании.

В настоящее время исследования в сфере развития организации наиболее актуальны. В западных странах теория развития организаций имеет важное значение, в России это новое явление, тем не менее российские ученые уже проводят исследования по этапам развития предприятий, перенося модели западных исследователей на российскую действительность.


Российскими и зарубежными авторами исследованы многие аспекты развития организации в разных экономических условиях и на разных этапах ее собственного развития. Значительный вклад в этом направлении внесли: И. Адизес, Л. Грейнер и другие ученые.

Методологическая основа исследования базируется на общенаучных методах системного и сравнительного анализа, синтеза, аналогии, сравнения и классификации.

Учитывая новизну данной темы и недостаточную степень научной разработанности, она может представлять интерес для владельцев и руководителей предприятий.

Глава I. Понятие и сущность организации и её развития

1.1. Понятие и признаки организации

В настоящее время в современном обществе существует множество организаций, которые связаны со всеми аспектами и проявления человеческой жизни - экономикой, наукой, культурой, образованием, обороной и даже личной жизнью. Задача теория организации - ответить на вопросы, зачем обществу нужны организации, каким образом они образуются, ведут свою деятельность и развиваются, почему члены компаний принимают конкретные решения. В организационной науке понятие «организация» относит к числу ведущих категорий. Существует множество определений и подходов к определению понятия «организация».

Понятие «организация» (от фр. organization; от лат. organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю) можно определить как разновидность социальных систем, объединение людей, которые совместно реализуют какую-либо общую цель и которые действуют, руководствуясь определёнными принципами и правилами.

Организация – это один из элементов системы общества, она является самой распространённой формой человеческой общности, первичной ячейкой социума. Можно сказать, что организация является одновременно общественными объектом и субъектом. Сам термин употребляется в раличных значениях: во-первых, это деятельность, результат какой-либо деятельности или область деятельности; во-вторых, это некоторое социально-экономическое образование, которое стремится достичь определённые хозяйственные, коммерческие или некоммерческие цели.

Гражданский кодекс РФ использует термин «организация» именно в таком значении, когда даёт определение понятию юридического лица: "Юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком" (ч.1 ст.48)[1]. Далее, в ч.1 ст.50 указывается, что различаются коммерческие организации, "преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности", и некоммерческие, "не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками".


Таким образом, можно сделать вывод, что организация, рассматриваемая как некое социально-экономическое образование, имеет право выступать в качестве юридического лица и считаться таковым, даже если она не ориентирована на получение прибыли. Тем не менее прежде чем считаться юридическим лицом, организация должна быть учреждена. И здесь её уже можно рассматривать как результат организационной деятельности.

Организация в менеджменте может быть определена как составная часть управленческой деятельности, которая является процессом, комбинирующим труд, который выполняется отдельными личностями или группами людей, которые наделены качествами, необходимыми для его выполнения так, чтобы достигалось обеспечение наиболее благоприятных условий для эффективного, систематического, позитивного скоординированного использования знаний работников.

Также понятие «организация» может характеризовать и определённую структуру, которая объединяет в себе люди с целью достижения своих целей, т.е. объект менеджмента.

Такая группа людей должна обладать несколькими обязательными требованиями, чтобы её можно было считать организацией. К таким требованиям относят:

- наличие как минимум двух людей, считающий себя членами данной группы;

- наличие как минимум одной единой цели;

- наличие членов группы, намеренно работающих вместе для достижения значимой для всех цели.

Объединив все эти характеристики в одно, можно выделить важное определение. Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется с целью достижения их общей цели.

Все сложные организации - это не только группы, целенаправленные в своей деятельности и обладающие определенным набором взаимосвязанных целей, они также обладают общими для всех сложных организаций характеристиками. Изучив их общие черты, можно понять, почему для того, чтобы добиться успеха, необходимо управлять организацией.

Любая организация имеет цель преобразовать имеющиеся ресурсы для достижения определенных желаемых результатов. Основные ресурсы, которые использует организация являются человеческие ресурсы, материалы, капитал, информация и технология.

Производственные организации легче всего демонстрируют процесс преобразования ресурсов, но и организации, которые занимаются обслуживанием, а также некоммерческие организации тоже используют все виды этих ресурсов.

Цели и задачи организации отличаются многообразием и зависят от различных факторов и обстоятельств. Как правило, у торговых организаций стоит цель реализовать свой товар и получить торговую прибыль; промышленные организации ставят себе цель произвести необходимые товары, решая при этом задачи повышения производительности труда, достижение рентабельности и т.д.; государственные учебные заведения в основном ориентированы на то, чтобы подготовить специалистов для отечественной экономики, в их задачи не входит получение прибыли, но они также нацелены на: оптимизацию затрат на обучение, повышение научного уровня заведения и приобретение практических навыков со стороны учащихся и др. Структура организации напрямую зависит от её целей.


Выделяют шесть основных признаков организации:

- цели, определённые на этапе создания организации, могут меняться на протяжении её функционирования, но всегда являются ориентиром, который ведёт компанию к желаемому результату. Организация имеет целую систему целей, которая включает главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.

- обособленность организации можно понимать в том смысле, что она стремиться отгородиться от окружающей среды чисто внешне, но в более широком смысле это означает, что компания имеет собственный счёт в банке и обладает определённым имуществом, а не только её члены.

- саморегулирование означает, что жизнь организации связана с решением множества проблем, начиная от проблемы обеспечения сырьём и заканчивая вопросами сбыта произведённой продукции. Каждый день организация сталкивается с десятками и даже сотнями проблем, которые требуют эффективных решений. Как правило, организация всегда имеет особый центр, в котором сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.

- любой организации необходимо наличие связей между отдельными её элементами. Во-первых, эти связи помогают руководителям получать информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, эти связи помогают доносить до личного состава распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. Во всех организациях существует некий внутриорганизационный центр, где находится высшее руководство, сосредоточены средства связи и управления.

- абсолютно все организации имеют свою собственную организационную культуру, которая начинает формироваться сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется офис, может вводиться единая форма одежды для персонала. Далее организационная культура начинает приобретать более сложную форму: появляется особый стиль отношения между работниками и посетителями, вырабатываются примеры для подражания, возникают традиции.

- устойчивость также можно назвать обязательным признаком для современных организаций, которые могут находиться под воздействием враждебных внешних сил, они могут также страдать от внутренних конфликтов. У организации в таких ситуациях стоит задачи противостоять этим негативным силам, чтобы остаться на рынке. Устойчивость организации и характеризуется способностью преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей.


В заключение можно сказать, что организация имеет множество определений и характеристик. Таким образом, организацией является сознательно координируемое социальное образование, которое имеет определенные границы, и которое работает на относительно постоянной основе с целью достижения своей цели. Под словами "сознательно координируемое" можно понимать управление, под "социальным образованием" - то, что организацию образуют отдельные люди или группы людей, которые взаимодействуют между собой. Индивидуумы следуют преднамеренным моделям взаимодействия. Процессы, происходящие в организации, содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация обладает относительно определенными границами, которые могут со временем изменяться. Члены организации, которые имеют конкретные обязанности, вносят свой вклад в деятельность компании для достижения поставленных целей. Организованные групп обладают очевидным преимуществом, которое заключается в том, что люди, которые входят в состав коллектива, могут более успешно достичь своих поставленных целей, чем индивидуально. Поэтому они и создают интегрированные, кооперативные системы поведения.

1.2. Сущность развития организации

Организационное развитие по сей день можно рассматривать как достаточно спорное и сложное понятие с точки зрения теории. Любая организация проходит сложный путь развития от начала своей деятельности до её прекращения.

Развитие является необратимым процессом, направленным на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Под развитием понимают универсальное свойство материи и сознания, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Перечисленные ниже черты можно считать основными характеристиками развития:

- усложнение системы, образование в ней новых элементов;

- улучшенная способность приспосабливаться к внешней среде (например, развитие организма);

- увеличение масштабов явления (развитие болезни, стихийного бедствия);

- количественный рост и качественное изменение структуры объекта (например, экономический рост, прогресс в сфере социума).

Можно выделить следующие закономерности, характерные для развития развития:

- развитие является необратимым (здесь предполагается наличие стабильности, постоянство изменений);