Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Сущность развития организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- наличие качественных изменений;

- наличие неравномерности;

- гетерохронность (асинхронность фаз развития);

- неустойчивые состояния (кризисы развития);

- кумулятивность (результат развития предшествующей стадии включается в последующую);

- дивергентность - конвергентность. Дивергенция является повышением разнообразия в процессе развития. Под конвергенцией понимается его свертывание и усиленная избирательность.

Развитие является необратимым, направленным, закономерное изменение систем. Никакая организация не может слишком долго находиться в одном и том же состоянии. Каждая фирма переживает не один этап своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую этот процесс не проходит гладко, а сопровождается определенными трудностями и проблемами.

В процессе развития каждое предприятие стремится наиболее оптимально самореализовать как целую организацию, так и её элементы. В общем смысле «развитие можно назвать процессом закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более усовершенствованное; переход от прежнего состояния к качественно новому, от простого к сложному, от низшего к высшему»[2]. Процесс развития является необратимым, направленным, закономерным изменение материи и сознания; в качестве результата развития появляется новое, качественно измененное состояние объекта[3].

Сегодня теория и практика управления не имеет единого, универсального и устоявшегося определения «развитие организации». Многие авторы имеют неоднозначный подход к рассмотрению сущности и содержания данного понятия, зачастую отождествляют его с терминами «развитие» или «стратегия развития». Вместе с тем, возникают терминологические неопределенности, т.е. трудности для развития конкретной организации, поскольку не ясно, что понимается под «развитием» и какие этапы включаются в управление развитием организации.

В таблице 1 в хронологическом порядке приведены определения развития организации, предложенные исследователями, занимающимися данными проблемами.

Таблица 1

Определения развития организации, предложенные различными исследователями

Автор

Определение

Ансофф И.

Развитие организации - это установление главных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей[4].

Томпсон А.А.,

СтриклендА.Дж.

Развитие организации - это составная часть, направлена на качественные изменения в деятельности организации, связанные с переходом организации на качественно новый организационный уровень[5].

Дроздов И.

Развитие организации - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности[6].

Семенков И.

Развитие организации - это способность справляться с более сложными и масштабными проблемами[7].

Спартаков А.

Развитие организации - это изменение внешней и внутренней среды, потребностей и интересами человека и общества, старением и износом материальных ресурсов, изменение экологии, техническим прогрессом, глобальным состоянием мировой цивилизации[8].

Демчук О.,

Ефремова Т.

Развитие организации заключается в ее постоянном преобразовании в соответствии с изменяющейся внутренней и внешней средой[9].


Рассматривая общую стратегию устойчивого развития и роль предприятия в экономической системе, можно сказать, что основной задачей любого предприятия является стремление к тому, чтобы превратиться в устойчиво функционирующие высокотехнологичное, экологически безопасное предприятие, которое способно производить необходимые для людей блага и создавать материальные условия для того, чтобы повысить качество их жизни в будущем.

Цели и возможности любого предприятие претерпевают изменения вследствие воздействия внешних факторов, а также из-за развития процессов внутри самой организации. Подобные изменения могут быть как количественными, так и качественными. Развитием обычно называются качественные изменения с положительной динамикой. Поэтому для неограниченно долгого функционирования предприятия в рыночной среде необходимо фактором является характер устойчивого развития.

Под устойчивым развитием предприятия понимается такое его функционирование, при котором оно может сохранять свою целостность и независимость как субъекта хозяйственной деятельности и достигать определенных стратегических и текущих результатов при условии воздействия на него факторов из внешней среды.

Устойчивое развитие представляет собой движение вверх по лестнице, то есть качественные улучшения показателей деятельности предприятия. Каждая ступенька является определенным уровнем развития предприятия, который оценивается с помощью ряда показателей, достигнутых организацией. Одним из главных экономических показателей является экономическая устойчивость, которая представляет собой важнейший аспект и показатель устойчивости предприятия как обособленного экономического субъекта.

Экономическая устойчивость по сути является результатом сбалансированности внутренних факторов и ресурсов предприятия, вследствие чего оно способно противостоять воздействию внешней среды.

На практике это характеризует такую ситуацию, когда:

- продукция предприятия удовлетворяет определенный уровень спроса, а спрос на данную продукцию обеспечивает хозяйствующему субъекту объем реализации, который необходим для покрытия издержек и извлечения выгоды;

- соотношение доходов и расходов предприятия обеспечивает рост капитала;

- уровень отдачи вложенных ресурсов соответствует современному уровню техники, технологии и организации производства.

От данных факторов зависит конкурентоспособность продукции и производства, финансовая устойчивость и эффективность организации сбыта предприятия. Таким образом, допускается рассматривать экономическую устойчивость в качестве фактора обеспечения успешной деятельности хозяйствующего субъекта на рынке в определенный период.


Также для любой организации важно быть конкурентоспособной на рынке. Такие факторы как конкурентоспособность и качество продукции обеспечивает востребованность и лояльность со стороны потребителем и возможность успешной реализации на рынке. Оценивается как текущие и перспективные конкурентные преимущества продукции по совокупности показателей (эксплуатационных, инновационных, эстетических, патентно-правовых, экологических, экономических).

Конкурентоспособность технологических цепей - это тактические и стратегические преимущества технологий, гарантирующих конкурентное преимущество продукции.

Финансовая устойчивость организации отражает способность предприятия отвечать по своим обязательствам, быть финансово самодостаточной и независимой. Оценка финансовой устойчивости зависит от величины стоимости имущества, коэффициента ликвидности, соотношения заемных и собственных средств, тенденции роста имущества, годового объема прибыли.

Показатели эффективности производственной и коммерческой деятельности организации отражает рациональность использования ресурсов и их отдачу и оценивается по динамике издержек производства, рентабельности, эффективности капитальных вложений, оборачиваемости капитала, ресурсоемкости производства, производительности труда, экологической чистоте и безопасности.

Данные свойства, в свою очередь, обеспечиваются такими качествами как инновационность, диверсификация, гибкость производства, динамичное организационное развитие предприятия.

Инновационность проявляется в непрерывном комплексном использовании научно-технологических и организационных нововведений. Высшей степенью инновационного хозяйствования является инновационный тип развития предприятия. Он охватывает такие направления, как:

- производство новых товаров и услуг, и, соответственно, формирование новых рыночных ниш;

- разработка и внедрение новых технологий;

- создание условий для воспроизводственного характера названных процессов.

Под гибкость производства понимается его способность адекватно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, максимально удовлетворяя спрос. Гибкость производства зависит от наличия резервов мощностей и развития предприятия.

Диверсификация производства и продукции представляет собой совокупность различных технологий, которые используются в производстве, широкую номенклатуру и структуру производимой продукции и услуг, наличие резервов мощностей, кадрового потенциала.


Для обеспечения динамичного организационного развития предприятия используют адаптационные механизмы, которые приводят в соответствие изменения, происходящие во внутренней организации хозяйствующего субъекта и внешней среды. Показатель эффективности менеджмента на предприятии даёт оценку данному свойству.

Экономическая устойчивость организации как категория на данный момент недостаточно глубоко разработана, и до сих пор не рассматривались вопросы использования этой категории в практике хозяйствования. Данная ситуация связана с тем, что задача обеспечить экономическую устойчивость предприятия как независимого хозяйствующего субъекта не имеет теоретико-методологической базы, а устойчивое развитие организации вообще не является научной проблемой. Также стоит учитывать, что проблемы недостаточной устойчивости предприятий как следствие их неподготовленности к изменившимся рыночным условиям усугубляются процессом образования самой рыночной конъюнктуры. Это означает, что взаимосвязанное разрешение проблем микро- и макросреды существенно важно для достижения устойчивости предприятия.

Глава II. Жизненный цикл организации: понятие, сущность и типы

2.1. Понятие и сущность жизненного цикла организации

Любая организация от начала своей хозяйственной деятельности претерпевает множество различных изменений, обусловленных внешними и внутренними факторами, переживает так называемые жизненные циклы организации.

Жизненным циклом любой организации являются последовательными предсказуемыми изменениями за определённое время. Оперируя понятием жизненного цикла, необходимо учитывать, что существуют определённые этапы, которые переживают организации, и что переходы от одного этапа к следующему предсказуемые, а неслучайные.

Жизненный цикл, который проходит каждая организация, непосредственно и самым темным образом связан с жизненным циклом продукции – интервалом времени, который включает в себя несколько стадий, каждая из которых имеет особый характер процесса изменения объема производимой продукции во времени. Необходимо чётко различать понятия: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. В полном жизненном цикле продукции учитываются время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие употребляется с целью спланировать маркетинг и снабженческо–сбытовую деятельность, организацию послепродажного обслуживания изделий, выбор адекватных форм управления и создания необходимой структуры.


В литературе, посвящённой изучению рынков, уделяют большое внимание концепции жизненного цикла. Определение жизненного цикла употребляется для объяснения того, каким образом продукт проживает этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Все организации обладают некоторыми исключительными характеристиками, требующими определенной модификации самого понятия жизненного цикла. Жизненный цикл организации возможно разделить на определенные временные отрезки, предусматривающие следующие этапы:

- предпринимательство. Фирма на данном этапе находится на стадии становления, только формируется жизненный цикл её продукции. Цели организации ещё не являются четкими, творческий процесс протекает свободно, продвижение на следующий этап возможно только при условии стабильного обеспечения ресурсами;

- коллективность. Процессы, присущие предыдущему этапу, продолжают развиваться, формируется миссия организации;

- формализация и управление. Структура организации начинает стабилизироваться, вводятся новые правила, определяются процедуры;

- выработка структуры. Увеличивает выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг. Руководством выявляются новые возможности для развития. Структура организации становится более комплексной, слаженной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализуется;

- упадок. На данном этапе уменьшается спрос на продукцию или услуги организации в результате конкуренции на рынке и сокращающегося рынка. Руководство ищет способы удержать рынок и использовать новые возможности. Механизм выработки и принятия решений является централизованным.

В процессе создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, фирма стремится к устойчивому и стабильному развитию. При этом необходимо решить две задачи – обеспечить доступ к необходимым ресурсам и овладеть механизмом конкуренции. Ключевую роль в данном случае играет анализ ситуации и получение наиболее объективной информации. Главный критерий при выборе типа управления должен быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

Организация находится на этапе зрелости, когда упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск производимой продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководство выявляет новые возможности развития для компании. Данные факторы нацелены на то, чтобы обеспечить стратегическую дееспособность организации, сохранить и упрочнить устойчивое положение на рынке. Находясь в стадии зрелости для любой компании особенно важными задачами являются периодическая и своевременная корректировка структуры управления организацией, упразднение органов, выполнивших свои задачи, своевременное введение в структуру новых подразделений, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения конкретных проблем, выделение специалистов для анализирования состояния дел и разработки перспектив развития.