Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Сущность развития организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. «Ранняя бюрократизация» (Early bureaucracy)

Данный этап характеризуется большим количеством конфликтов и проблем, отдалением от удовлетворения клиентов организации. На этом этапе основное внимание в организации уделяется тому, кто виноват в её проблемах, а не тому, что необходимо сделать, чтобы их устранить.

Таким образом, можно резюмировать, что И. Адизес выделяет девять этапов в жизненном цикле любой организации в современных условиях хозяйствования.

Глава III. Проблемы и особенности управления организацией в современных условиях

3.1. Проблемы развития организации на каждом этапе жизненного цикла

На каждой стадии своего жизненного цикла организация сталкивается с проблемами, связанными как с внутренними, так и с внешними факторами. Существует ряд организационных проблем, значимых для российских организаций на всех стадиях жизненного цикла: проблем, связанных с обслуживанием клиентов, учета затрат, привлечения квалифицированного персонала, мотивации персонала, стратегического планирования, а также неясности целей, миссии и т.д.

Первым этапом организационного жизненного цикла является этап зарождения, который можно разделить на некоммерческую стадию и коммерческую. Первая связана связана с продумыванием бизнес-плана будущей организации, подсчетом различных финансовых показателей, начиная прогнозируемым объёмом продаж и выручкой и заканчивая оптимизацией налогового планирования. На этом этапе не требуются финансовые вложения в отличие от коммерческого, который прямым образом связан с реализацией проекта, внедрением его на рынок.

Одно из главных условий для появления компании на рынке – это наличие идеи вне зависимости от ее уникальности, главное, чтобы в перспективе она смогла бы развиться в генерирующий доходы бизнес. Компания должна обладать определенной изюминкой, конкурентным преимуществом. Бизнес-идея очень часто зависит от моды и времени. Одна идея сегодня может провалиться на рынке, а через 10 лет будет пользоваться популярностью и генерировать значительный доход.


На данной стадии основная цель компании – это выживание, владельцы предприятия должны быть способны пользоваться благоприятными обстоятельствами во внешней среде, чтобы сгенерировать необходимые денежные доходы, которые в дальнейшем могут помочь фирме расшириться. Председатель президиума ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко в интервью заявил, что согласно статистики около 90% новых предприятий прекращают своё существование в первый год своей деятельности, в большинстве случаев данная проблема вызвана тем, что предприниматели не способны справляться с финансовой нагрузкой[10]. Таким образом, возможно сделать вывод, что только около 10% компаний переходят на следующую стадию жизненного цикла - стадию роста.

Любой компании на первом этапе жизненного цикла организации присущи 3 основных признака: новизна, малый размер предприятия и неопределенность дальнейшего развития компании.

Такой признак как Новизна означает то, что идея бизнеса, так и сама фирма являются новыми на рынке и неизвестными клиентам. Поэтому первоначальная проблема всех новых компаний - это отсутствие устоявшегося и узнаваемого бренда, репутации, индивидуальности среди подобных компаний. Таким образом, очевидно, что собственникам организации приходится тратить значительную часть денежных средств не только на аренду, покупку активов, но и расходовать значительные средства из бюджета организации на рекламу, продвижение организации в интернете и социальных сетях.

Согласно концепции Виктории Дикинсон, посвященной вопросам источников финансирования, очевидно, что на первой стадии жизненного цикла организации уставный капитал почти любого предприятия образуется за счет средств его владельцев. Именно поэтому новые фирмы чаще всего относят к малому предпринимательству. Недостаточное количество ресурсов является существенным ограничением для роста предприятия.

Неопределенность дальнейшей деятельности предприятия прежде всего связана с ограниченной информацией о рынке, возможном объёме спроса на продукцию компании и лояльность со стороны клиентов.

Следом за стадией зарождения идёт стадия роста, которую характеризуют преимущественно высокие темпы роста. Рост компании можно рассматривать как проявление воздействия на организацию определенных причин, которые и определяют темп роста. Также рост можно представить в виде процесса изменения структуры и функций предприятия[11]. Наиболее интересной является «Теория роста фирмы» Эдит Пенроуз[12]. В рамках данной теории рост представляют в двух основных направлениях. Во-первых, рост является синонимом увеличения количества, т.е., например, увеличение объема продаж или производства, выручки, импорта, экспорта. С другой стороны, понятие роста используется в его первоначальном значении – увеличение размера, усовершенствование или модернизация за счет развития, ряда внутренних изменений, т.е. данный процесс сопровождается какими-то модификациями в самом растущем объекте (компании). Именно в этом и заключается принципиальное различие в понятии определения роста.


Под растущей организацией понимается такая фирма, имеет длительный и устойчивый рост продаж, а также занимается расширением своего штата сотрудников и увеличивает число активов на балансе.

На стадии роста значительно повышается рентабельность бизнеса, прибыль организации становится положительной. В данной ситуации банки более склонны выдавать более выгодные кредиты компаниям, находящимся на стадии роста.

По мере увеличения своей ниши на рынке и увеличения темпов роста фирма сталкивается с новым кризисом, связанным с тем, что собственники вынуждены делегировать часть своих функций инвесторам, разделить с ними участием в контроле над фирмой и принятием решений. Наращивание оборотов деятельности организации, в свою очередь, требует такого же увеличения финансирования.

Учитывая такие важные финансовые показатели как платёжеспособность, ликвидность и финансовая устойчивость возможно сказать, что они безусловно должны быть стабильными и находиться на довольно высоком уровне. В противном случае можно сделать вывод, что предприятие не является успешным и не смогло достигнуть положительных результатов на этапе роста. Чаще всего это происходит из-за неудачно выбранными стратегиями в области маркетинга и финансов либо из-за того, что данный бизнес не смог освоиться и привлечь к себе внимание клиентов. Именно поэтому существенное значение на этапе роста имеет очень внимательное анализирование деятельности компании с целью принятия своевременных мер по оздоровлению предприятия.

После проживания организацией стадии роста следует третья стадия – стадия зрелости. В качестве ключевой характеристики этапа зрелости может послужить успешное и эффективное функционирование компании на основе сформировавшихся технологий, управленческих стратегий. Фирма может достичь данного периода только тогда, когда максимально используются все имеющиеся мощности: рабочая сила, капитал, предпринимательские способности владельцев или менеджеров, что приведёт компанию к наиболее эффективному распределению ресурсов.

Находясь на этапе зрелости у организации продолжает оставаться положительным денежный поток от операционной деятельности, инвестиционный поток, наоборот, сокращается, поскольку компания по сравнению с этапом роста начинает сокращать инвестиции в основные фонды. Организация делает свою дивидендную политику более консервативной, выплачиваются минимальные фиксированные дивиденды. На третьем этапе жизненного цикла компании для того, чтобы наиболее оптимально управлять денежными средствами, необходимо увеличивать их приток, уменьшать текущую потребность в оборотных средствах, например, путем продажи избыточных запасов сырья или дебиторской задолженности.


Когда компания уже не способна адаптировать свою деятельность к меняющимся условиям во внешней среде и на рынке, она переходит на стадию спада. Этому процессу дают импульс устаревание материальных, человеческих и информационных ресурсов. Признаками спада развития жизненного цикла компании можно также считать сокращение объема производства, значительный спад объема выручки и прибыли, отрицательный денежный поток от операционной прибыли, растущая кредиторская задолженность компании. Такие явления можно предотвратить, изменив стратегию компании, внедрив какие-либо инновационные технические или экономические мероприятия, а также проведя маркетинговые исследования. Если эти мероприятия приведут к финансовой стабилизации организации, восстановлению её платежеспособности, то у компании есть шанс перейти на другую кривую жизненного цикла. Второе направление перехода на другую стадию жизненного цикла организации - это реструктуризация посредством слияния или поглощения другой компанией. Если нет возможности преодолеть этот кризис, то компания вынуждена объявить себя банкротом, после чего начинается процесс её ликвидации.

Для эффективного управления предприятием, недопустимости наступления финансовых кризисов и повышения финансового благосостояния компании необходимо проводить комплексное исследование стадии жизненного цикла компании. Перед финансистами и менеджерами стоит задача определять цели и задачи компании, а также заниматься планированием финансовой стратегии организации в соответствии с той стадией жизненного цикла, на которой в данный момент находится компания и которая наиболее характерна для данного бизнеса.

3.2 Управление организацией на различных этапах жизненного цикла

Сегодня компании, которые действуют в условиях непрерывных изменений во внешней среде, являются примерами постоянно «мутирующих» и меняющихся структур. Они проходят через череду процессов централизации, слияний, децентрализации, а также реструктурирования систем менеджмента, вплоть до процедур реструктуризации собственности и развития сети малых фирм вокруг сохраненного ядра материнской компании.

В реальной жизни выделить этапы жизненного цикла в чистом виде - трудная задача для любой организации. Обычно фирма обладает характерными чертами сразу нескольких этапов, при этом, как правило, соседних. Процесс определения этапа осуществляется, учитывая преобладающе в организации процессы.


Каждый этап организационного развития обладает своими трудностями, которые условно делят на две категории: болезни роста и организационные патологии.

К первой категории относятся проблемы, которые обусловлены незрелостью организации и которые достаточно сложно избежать. Стоит заметить, что такие проблемы и не нужно преодолевать, так как их грамотное преодоление способствует правильному развитию организации.

Поддерживая грамотные стратегию и тактику развития организации, можно находиться на стадии расцвета бесконечно долго, постоянно порождая новые «кривые» жизненного цикла.

Особенности управления организацией на каждом этапе её жизненного цикла, следовательно, и управления изменениями зависят от условий, при которых была создана организация. Создание организации возможно при наличии одного из факторов:

а) неформальная группа;

б) найм работников;

в) деление компании.

В первом случае характерными черты – это особенности функционирования неформальной организации, которая имеет предпринимательскую направленность:

- нечеткие цели;

- сплоченный коллектив с определенным лидером;

- наличие простых организационных связей и неформальные отношения;

- высокая степень готовности к риску и инновациям;

- готовность переживать временные трудности с низкой оплатой труда и социальным обеспечением.

Во втором случае характерными чертами являются:

- глубоко формализованные отношения;

- основатель оргнизации стремиться, чтобы все наеммные сотрудники выполняли выработанных им организационные процедуры и правила;

- у персонала отсутствует готовность к риску и жертвам собственного благополучия ради процветания компании;

- управление изменениями и развитием организации является директивным;

- власть централизована.

В третьем случае можно выдели следующие особенности:

- персонал верит в грядущее улучшение их благополучия;

- персонал готов к коллективным действиям;

- возможно активизировать предпринимательскую функцию у работников среднего и низшего уровней управления;

- формы власти является традиционной (учитывая традиций, принятые в старой компании);

- организации присутствуют неформальные группы.

Для трех рассмотренных случаев характерны следующие условия создания организации:

- оригинальная идея, проверенная на предмет практической необходимости;

- специалисты, которые заинтересованы в реализации идеи;

- перспектива производства и сбыта продукции, которая получена на основе этой идеи.