Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

О роли и значении телевидения написано немало, и если механизм их

функционирования интересен в основном специалистам (пусть и разных отраслей), то о влиянии на различные социальные группы и отдельных индивидов говорят и на бытовом уровне, и на уровне политики. Мы, попробуем исследовать влияние той «Магической» трансляции на нравственное развитие детей. Фактически речь пойдет о эффект, который производят сообщения и передачи телевидения на детей.

Объект исследования

Объектом исследования данной темы является общее влияние СМИ на развитие школьника.

Предмет исследования

Предметом нашего исследования является влияние телевидения на моральное развитие школьника.

Гипотеза исследования

На сегодня кроме познавательной и воспитательной функции, помогающие в развитии ребенка есть и много отрицательных ресурсов, содержит в себе телепродукция, она несет негативное влияние, которое имеет деструктивный и разрушительный характер, нравственного развития школьников.

Задачи исследования:

Проанализировать научные статьи по вопросам анализа, содержания, значения

СМИ в воспитания школьников.

Определить направления влияния современных телевизионных программа на развитие школьников.

Исследовать основные тенденции влияния телевидения на моральное

развитие школьника.

Основными методами исследования данной темы является теоретический анализ научных статей, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, интерпретации и обобщения фактов; эмпирические методы исследование.

Структура

Курсовая работа имеет 31 страницу и состоит из введения, 2 равнозначных глав, заключения и списка использованной литературы.

В процессе работы были использованы 16 научных источников.

Раздел I Теоретический анализ проблем массовой информации

    1. Исследование влияния средств массовой информации

Сразу отмечу, что проблема влияния СМИ нелегкая для анализа. Невозможно достичь чистоты эксперимента и математически подтвердить, что определенная информация, детей привели к эмоциональному, аксеологичного или поведенческого эффекта (то же наблюдается и в институтах целенаправленного воспитания).


Корректно говорить о вероятностный характер этого влияния СМИ лишь один из факторов (хотя и достаточно мощный), что влияет на индивидуальное развитие ребенка, потому формирования его личности проходит, прежде всего, через взаимодействие с окружающим миром, в котором роль информационного пространства все больше усиливается.

Для начала приведу общие положения о СМИ как социальный институт и попробуем проанализировать его функции.

Средства массовой информации осуществляют передачу информации, идей, эмоций и т. Через имеющиеся в их арсенале знаки и символы. СМИ - это социальный институт, выполняющий приписаны ему обществом функций.

Массовая коммуникация - процесс, который связывает отдельные части (социальные группы) социальной системы (общества) друг с другом, и тем самым определенным образом выполняет их заказ по распространению мировоззренческих, идеологических, ценностных принципов и поведенческих паттернов.

Указанные группы и общество в целом стремятся определенного влияния через СМИ на население в целом и на отдельные возрастные и социальные категории.

Как и любой другой социальный институт СМИ выполняет определенные функции в обществе. Вот основные из них:

- коммуникативная (функция общения);

- идеологическая, связанная со стремлением влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на сознание людей, их идеалы, мотивацию поведения и т.д.;

- культурно-образовательная (трансляция в обществе культурных ценностей,

- воспитание на образцах общечеловеческой культуры, а следовательно, содействие индивидуальному развитию)

- рекламно-справочная, направленная на удовлетворение практически-

утилитарных потребностей человека;

- рекреативная, связанная с миром развлечений, снятием напряжения,

получением удовольствия. [1].

Конечно, это нормативные функции. В кризисном обществе, где происходит стремительный процесс коммерциализации СМИ, нельзя говорить о том, что все указанные функции одинаково успешно выполняются.

Если касаться функционирования СМИ только в духовной сфере, то можно говорить о познавательной, образовательной и воспитательной функции. В социологической, психологической литературе и теории журналистики исследователи функции СМИ определяют по-разному и по разным критериям.

Для нашего анализа приемлемым является общий разделение функций СМИ на:

- гуманитарные (информирование, образование, развлечения, воспитания и т.д.);


- политические (формирование общественного мнения, воздействие на массовое сознание людей или отдельных групп населения и т.д.).

Выполняя эти функции, СМИ, с одной стороны, способствуют усвоению и утверждению новых норм жизни (демократических принципов, плюрализма, толерантности, поликультурности) у детей и молодежи, с другой - фальсифицированная, необъективная информация, откровенно асоциальные теле-, радиопрограммы и газетные статьи соответственно влияют на молодежь.

Классическая схема описания любого процесса коммуникации, представленная В. Лассуэл, предусматривает выделение таких структурных элементов:

- Кто передает сообщение (коммуникатор)

- Что передает (содержание сообщения)

- Как (способ передачи сообщения, канал);

- Кому (аудитория, которой адресовано сообщение)

- Для чего (с каким эффектом).

Не секрет, что средства массовой информации принадлежат властным и

финансовым структурам, поэтому ответ на вопрос, кто транслирует

информацию - очевидна.

Общество не всегда способно контролировать процессы монополизации и коммерциализации, и, как следствие, зависимость СМИ от медиа олигархов и властных чиновничьих структур. Средства коммуникации традиционно делят на прессу, радио и телевидения.

    1. Общий психологический анализ популярности

Телевидение

Различные социологические службы и центры отмечают падение интереса к печатной продукции СМИ. И радио, в конце концов, уступает популярностью телевидению.

Впрочем, не выделяя специфических характеристик, свойственных печатным органам, радио и телевидению, отметим, что все они имеют общую черту - способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

Получить информацию через телевидение, значительно легче, чем любым другим способом.

Достаточно открыть программу телепередач и убедиться, что является содержанием телевизионной трансляции. Почетное первое место в ней занимают художественные фильмы и телесериалы хотя они не для детей-дети их смотрят.

Простая и убедительная математика: с 7: 00 до 24:00 (то есть по 11:00

эфирного времени) канал 1 + 1, Интер, ICTV и Новый канал отводят от 6 до 8 (в выходные дни) часов на трансляцию художественных фильмов и

телесериалов.


Фальсифицированный образ мира воспринимается молодыми людьми как истинный. Фальсификация эта - не что иное как психологическая и духовная манипуляция ребенком. исследование возрастной психологии свидетельствуют, насколько сильно подвержены влиянию дети школьного возраста и юношество.

Это период подготовки к самостоятельной жизни, формирование жизненных ценностей и мировоззрения, утверждения личностной значимости. становление личности включает становления относительно устойчивого образа «Я» как целостное представление о себе.

Именно потому, что молодые люди мировозренчески мобильные, влияние массовых коммерческих бульварных СМИ производит наибольший эффект именно на молодежь.

Второе место (по количеству эфирного времени) занимают развлекательные передачи и шоу.

Практически отсутствуют на телевидении программы для детей и юношества.

Вероятно, коммерциализация телевидения сделала их выпуск невыгодными. среди передач, направленных на детскую аудиторию непосредственно, остались разве что мультфильмы, но от некоторых из них начинаешь сходить с ума уже через пять минут просмотра.

Следующее место по количеству эфирного времени занимают выпуски новостей, правда, они не входят в круг интересов ребенка.

Когда сосредотачиваемся на вопросе что является содержанием телевизионной трансляции, а не покидает ощущение потребления второсортного.

За время существования телевидения проблема как, каким образом передается сообщение, прогрессивно продвинулась не только в смысле техническом, но и психологическом.

В практике телевидения настоящее время широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стереотипных представлений, внушение, формирование мифов и тому подобное.

Внушением считают влияние на личность, который ведет к появлению у человека вне ее волей и сознанием определенных чувств или побуждает к определенным действиям. Дети оказываются беззащитными перед таким внушением, поскольку не могут контролировать направленное на них воздействие.

Еще один довольно опасный способ подать информацию- формирования

стереотипов.

Положительная роль стереотипов заключается усталость, что они в некоторой меры указателем в стандартных ситуациях, помогают ориентироваться в обстоятельствах, которые не требуют аналитического мышления.

Впрочем, стереотипы способствуют тому, что ребенок воспринимает информацию без интеллектуальных усилий, без внутренней работы и критического анализа.


Стереотип (стойка общая формула) как упрощенный образ социальных объектов и событий дает возможность легко манипулировать людьми.

Большинство исследователей указывают, что стереотипы, которые распространяют СМИ, формируют у детей и молодежи отношение к мира, поведение, воспроизведение поступков «героев», созданных СМИ распространен в нас стереотип человека - это человек, ориентированный на достижение, целеустремленная, которая рассчитывает на собственные силы.

Усвоения ребенком такого стереотипа может привести к неадекватному самооценки. телевидение приучает ребенка мыслить стереотипами.

Не меньшую психологическую драму переживает ребенок не только, когда разрушаются стереотипы, но и когда уничтожаются мифы, порожденные теми же информационными средствами. Разрушение иллюзий так же влияет на ребенка, как и трудности, с которыми она сталкивается. Мифотворчество - процесс, далекий от гуманности, и имеет целью манипуляцию массовым сознанием.

Телевизор давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Поколение людей старшего возраста не мыслит своего существования без ежедневного просмотра новостей, без бесконечных сериалов, поколения сегодняшних 20-30-летних с удовольствием просматривает различные ток-шоу, школьники спешат к телевизору.

Психологи утверждают, что за последние десятилетия сформировалась огромная армия так называемых пассивных зрителей. Такие люди, переступив порог своего дома, мгновенно тыкают пальцем в пульт и начинают заниматься своими делами. Этим людям безразлично, о чем предвещает телеэкран. Шоу, репортажи или интервью является только фоном.

Кто знает, может, когда она тебе понадобится. А еще психологи констатируют, что современные школьники чаще жалуются на страхи. Думается, и здесь обошлось без телевидения.

Есть обстоятельство, на которое обращают внимание все: телевизионные кадры надолго откладываются в памяти. У большинства из нас есть примеры, когда что-то увиденное по телевизору надолго выводит нас из равновесия - увиденное не отпускает.

Так, сила увиденного велика. И телевидение об этом хорошо знает. Поэтому скупится на сенсационные репортажи. Особенно это касается информации о проблемах нашей жизни: природные катаклизмы с человеческими жертвами, террористические акты, в результате которых гибнут люди, взрывы, кровь, человеческие страдания.

Сказать, что после просмотра такой информации чувствуешь дискомфорт - ничего не сказать, часто этому ощущению вполне точное определение - страх.