Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков, на развитие личности младших школьников и на духовно-нравственное воспитание современных детей


Появление в каждом доме телевизора привело к тому, что значительную часть свободного времени многие люди проводят перед телеэкраном. Встречи с друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом заменяются многочасовым просмотром телепередач. Почему люди так быстро изменили свой образ жизни?
Оказывается, этому есть научное объяснение.

Учёные считают, что такое влечение к телевидению формируется благодаря врождённому свойству человека – так называемому исследовательскому рефлексу, который был заложен природой как защитная реакция для быстрой слуховой и зрительной реакции на неожиданный или новый раздражитель, который мог сигнализировать об опасности.
Ещё в 1986 году учёные из Стэндфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека и способны долго удерживать его внимание. Например, в рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду, раздражая исследовательский рефлекс безостановочно.

Именно задействованным на полную мощь исследовательским рефлексом объясняется распространённые ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включён, я не могу отвести от него взгляд» и т. д.
В возрасте 8-9 лет дети начинают видеть окуражающий мир иначе, осознавая, что люди относятся к определенным социальным группам и эти группы отличаются друг от друга.

Соответственно, дети начинают оценивать поведение других людей точки зрения их социального статуса. Начиная с 9 лет, младшие школьники чаще используют фильмы и телевизионные программы, чтобы расширить свой социальный опыт, узнать о новых возможностях, увидеть, как герои решают проблемы.

Конечно, адекватно оценить и рационально сформулировать свою мысль об абстрактных социальных угрозах (например, угроза войны) они еще не могут.

Они уже могут связать визуальную картинку происходящего на экране с абстрактным значением увиденного и общим (пока еще весьма ограниченным) представлением о мире вокруг себя. Младшие школьники в этом возрасте имеют больше возможностей определить основную мысль фильма и установить связь между прежними и последующими сценами в медиапродуктах.
• Эмоциональное развитие и критичность
Дети этого возраста уже не пугаются, встретившись с угрозами в медиапродукции, а напротив – используют собственные способы уменьшить страх. Они повзрослели и могут управлять своим внутренним состоянием.


Однако девятилетние дети еще не в состоянии полноценно отличить сочувствие к другим от своих собственных ощущений и сопоставлять эти чувства с системой морально-этических норм социума.

Итак, в первом разделе данного исследования с помощью описательного и психоаналитического методов дана характеристика медиасоциализации, нового явления информационного пространства ХХI века, и рассмотрены особенности влияния медиа (на примере телевидения) на детей 8-9 лет. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.1. Медиасоциализация – новое явление информационного общества, связанное с крахом традиционных способов вхождения ребенка во взрослый мир и кризисом семьи как общественного института.
1.2. Существуют определенные возрастные особенности восприятия медиа, связанные с когнитивным развитием ребенка, способностью осмысленно воспринимать реальность и заданиями, которые решает ребенок в течение каждого периода своей социализации. Эти особенности настолько существенны, что без их учета невозможно корректно сформулировать последствия медиавлияния, ответить на вопросы об использовании той или иной медиапродукции: положительное оно или негативное.

1.3. Дети в возрасте 8-9 лет значительно отличаются от детей младшего возраста более критическим (но далеко не совершенным) восприятием медиапродукции. Они способны четко разграничивать реальность и фантазию. У детей этого возраста отсутствует высокая визуальная чувствительность, развит механизм психологической саморегуляции.
1.4. Психологическая логика анализа душевного состояния ребенка в условиях медиасоциализации дает основания для обеспокоенности определенными негативными тенденциями. Поэтому необходимо повышать уровень медиапсихологической компетентности родителей, ответственных за обеспечение условий для всестороннего развития личности ребенка.

Телевидение полностью поглотили жизнь современного человека. Без него мы уже не представляем себе семейных вечеров после работы, выходных и праздников. Исследование И.А. Полуэхтовой показывают, что 90% населения смотрит телевизор каждый день. В среднем на просмотр уходит до четырех часов в сутки.

Сегодня телевидение и интернет заменило общение, чтение книг, времяпрепровождение с друзьями и родными. Большинство людей рассматривают телевидение как передатчика информации и одновременно средство для развлечения [2].

Современные дети, предоставленные сами себе, с самых малых лет находятся в зависимости от всевозможных гаджетов, телепрограмм и мультфильмов. Многие родители, из-за недостатка времени или банального нежелания проводить время со своим ребенком отдают его на «воспитание» телевизору.


Профессор Института психологии им. Л.С. Выготского Анна Прихожан считает, «что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счет уровня криминальных сюжетов.

Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни» [3].

Как отмечают некоторые исследователи, огромный вред приносят не столько явные сцены жестокости и насилия в боевиках, сколько бесконечные ток-шоу. В них муссируются подробности человеческих отношений и поощряются агрессивные выражения у присутствующих в студии: крики, ругательства, оскорбления. «В результате, — утверждает профессор, доктор педагогических наук Марина Скуратовская, — у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно» [4].

С целью изучения родительского мнения по поводу просмотра их детьми телевизионных программ, было проведено анкетирование родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.4 Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка. Взаимосвязь телевидения и уровня преступности.

Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела.

По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте, позднее в жизни приводил к таким итогам [15]:
• снижение на 7 % интереса к школе;
• снижение на 6 % успеваемости по математике;
• снижение на 10 % надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;
• снижение на 13 % физической активности в выходные дни;
• повышение на 10 % перекусов между приемами пищи;
• повышение на 5 % массы тела;

Научные исследования подтверждают отрицательное влияние телевидения на увеличение уровня преступности. В частности исследованиями В.И.Ролинского установлено, что уровень преступности в любой стране возрастает через 10-15 лет после появления в ней телевидение с элементами насилия и агрессии.


Другой известный эксперт в области информационного пространства Борис Потятиник наводит факты многократного роста подростковой преступности, который происходил параллельно с наступлением телевидения.

Так исследование определенных районов в Южной Африке и Канаде, которые из политических или технических причин не имели телевидения вплоть до начала 70-их лет ХХ ст., показали , что через 3-8 лет после внедрения телевидения состоялся резкий рост подростковой преступности (в 2-3 раза) и в этих регионах.

При Министерстве здравоохранения США еще в 1969 году был создан Научно-консультативный комитет с целью более детального анализа влияния демонстрации насилия на общество.

В последние годы растет число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, то есть они умеют воспринимать только зрительную информацию, слова проходят мимо них.

В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а им это трудно.
XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства.

Верно и то, что XXвек - век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Сущность особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения.

Существующее положение в сфере педагог изменить не в силах. Но все же поговорим об этом. Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия.

Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов.


С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых "эффектов моделирования".

Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма.

В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причиной последующей агрессии.

ВЫВОДЫ

Способы воздействия на взрослых и детей, использующих средства массовой информации, часто заставляют человека мыслить определенным образом.

Безусловно, человек не является пассивным объектом воздействия СМИ, но далеко не каждый взрослый, а что уж говорить о ребенке, способен критически воспринимать информацию, нашествием идет из телевизора, радио, прессы, и не попасть в информационной ловушки.

Следовательно, информация, которую оно распространяет, должна быть понятной для как можно больших слоев населения. Поэтому события разъясняются, интерпретируются, за зрителя делают выводы, ему навязывается повестку дня - о чем знать, а о чем нет.

Телевидение является одним из средств массовой коммуникации.

Телевидение должно удовлетворять массового зрителя. Следовательно, оно должно ориентироваться на его потребности.

А потребности бывают разными: земными и высокими, материальными и духовными. Чтобы повлиять на поведение человека, необходимо задействовать такие ее потребности, которые бы неоспоримый эффект, поэтому телевидение эксплуатирует прежде всего базовые потребности человека.

Телевидение осуществляет специфический вид коммуникации, а именно: опосредованный техническими средствами. Такой вид коммуникации вытесняет непосредственное живое общение между людьми.

Специалисты предостерегают: привычка общаться с неодушевленными предметами опасна. СМИ - может привести к тому, что ценностные ориентиры молодого человека станут еще более размытыми, и это послужит плодотворной почвой для аморального или просто асоциального поведения.