Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Телевидение все чаще показывает то, что люди не должны видеть как такое, что противоречит глубинной, неосознанной, на генетическом уровне заложенной запрету, инстинкта самосохранения.

Когда человеку показывают (а так запретный плод - очень сладкий), то человек это смотрит, иногда копирует сцены насилия или порнографии, из которых экран снимает табу.

Имиджмейкеры, исповедующих принципы школы фрейдизма, считают,

что зрелище смерти удовлетворяет «комплекс Танатоса». оно больше

заостряет внимание и возбуждает интерес зрителя.

По данным Центра, насилие на экране является привлекательным для телезрителей: в 75 случаях из 100 насильник не сожалеет о том, что совершил, 40% актов агрессии вообще осуществляют положительные герои. К тому же руководители Центра подчеркивают, что большинство аналитиков ищут насилие на телевидении совсем не там, где оно есть.

Согласно исследованиям СМРА, насилие концентрируется не только в рекламе и обычных фильмах, а также в мультфильмах. интересные результаты анализа телепрограмм, проведенные СМРА семь лет назад в США. За четыре дня эксперты Центра посмотрели 573 телепродукты: сериалы, фильмы, спектакли и видеоклипы.

Угрозы и описания насилия не фиксировали. исключены были неумышленные столкновения и насилие в ходе спортивных соревнований: правильные удары в боксе, задержки в хоккее в рамках правил этого вида спорта и тому подобное.

Раздел II. Влияние телевидения на нравственное развитие школьника

2.1. Анализ зарубежных психологических исследований негативного влияния телевидения.

Тенденции влияния телевидения на моральное развитие школьника

Результаты исследования позволили сделать печальный вывод: демонстрация насилия на экране формирует у детей навыки деструктивной поведения.

Следующий вывод напрашивается сам собой: ради блага детей необходимо ввести контроль по содержанию телепередач, чтобы минимизировать провокационную воздействие агрессивных сюжетов.


Справедливости ради следует отметить, что в те далекие 60-е не все психологи согласились с выводами Альберта Бандуры. В ряде исследований была проведена и аргументировано подтверждена противоположная гипотеза: демонстрация ребенку сцен насилия вызывает у нее уменьшения агрессивности.

При просмотре таких сцен происходит ослабление агрессивного напряжения - катарсис.

Полностью отрицать этот тезис удалось лишь в 2000 году. группа американских ученых во главе с профессором Колумбийского университета Джеффри Джонсоном в 1975 - 2000 pp. наблюдала за 700 нью-йоркскими семьями.

Ученые пришли к выводу, что насилие и агрессию провоцирует практически все, что показывает нам «ящик»: новости, спортивные программы, реклама и даже детские телепередачи, не говоря уже о кинофильмах.

Исследование уровняло взрослых и детей превратиться в агрессоров через телевизор могут и те, и другие. Видя, как ведут себя герои на экране, человек часто может вести себя так же.

Группа Джонсона обнаружила четкую взаимосвязь между агрессивностью и телевидением у юношей и девушек. В каждой семье, по которой наблюдали на начальной стадии эксперимента был ребенок в возрасте от 1 года до 10 лет. на завершающей стадии исследования в 2000г. все эти совершеннолетние молодые люди (в среднем 30-летние) заполнили анкету, ответив на вопросы об их склонность к агрессии.

Данные опроса сверили данным ФБР и других государственных учреждений. Выводы были следующими: 43% тех, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор более 3:00 в сутки, склонны к насилию, а 20% - вообще опасны для общества, то есть готовы совершить преступление. Из тех, кто сидел перед «ящиком» меньше часа в день, агрессивность оказалась всего в 9%.

У девушек «критический возраст телезрителя» другой: представительницы прекрасного пола становятся агрессивными, если в 14 лет смотрят телевизор более трех часов в сутки.

Девушки, которые уделяли телеэкрана втрое меньше внимания, совершенно неспособны на оскорбление. «Полученные нами данные, - резюмировал Джонсон, - говорят о том, что родители не должны позволять детям смотреть телевизор больше 1:00 в день ».

По данным Центра социологии образования Российской Федерации, в среднем на 1:00 трансляции тогда приходилось 4,2 сцены насилия или эротики, то есть каждые 15 мин. российское телевидение транслировало акт агрессии, насилия или эротическую сцену.

Если учесть тот факт, что продолжительность ежедневных телепросмотров в школьников составляет в среднем 2,3 ч, то путем простых арифметических действий можно узнать, что российский подросток в среднем ежедневно видит не меньше 9 «живых картинок» со сценами насилия или агрессии.


В 1988 году шведская исследовательница Инга Сонессон обнаружила, что маленькие дети не только чаще старших испытывают страх при просмотре передач, но и то, что они боятся тех передач, где демонстрируется реальное насилие. эти исследования показали, что при просмотре телепередач девочки чаще, чем мальчики, обозначают появление в себя страха.

А поскольку девочкам традиционно разрешено демонстрировать свои тревоги и страхи более открыто, чем мальчикам, то и страхи у них реже переходят в агрессию.

Проще говоря, сама возможность показать свой страх, отреагировать на опасную ситуацию испугом, по мнению Сонессон, снижает вероятность активации защитных агрессивных форм поведения.

Речь идет не просто об усвоении негативных личностных образцов и моделей поведения, а о проблеме влияния агрессивности телеэкрана на психическое здоровье детей.

Подростки в течении последних 15 лет формировались под влиянием так называемой свободы информации (телевидения и печатных изданий), широкой демонстрации силы и открытого секса.

Уже в 3-5 лет дети больше всего любят "просматривать мультфильмы" или "играть на компьютере". Для родителей хорошо: ребенок занят "своим" делом, а что происходит с ребенком, когда он часами смотрит телевизор?

Ребенок, сидя перед экраном, не имеет возможности действовать активно-назад после такого сиденья происходит агрессивный и неупорядоченный взрыв накопленной, неизрасходованной активности.

Даже, казалось бы, безобидные "мультики" серьезно могут влиять на развитие нервной системы ребенка, различных сфер психики-от познавательной к эмоциональной, а также косвенно влияют на формирование характера. Все это происходит при бесконтрольном доступе к телевизору и отсутствия элементарной родительской цензуры.

Психологов все чаще беспокоят трудности в обучении младших школьников, вызванные чрезмерным увлечением телевизором. Среди них: неразвитая речь, не может читателя, не может самостоятельно писать; не может сконцентрировать внимание - ребенок пассивная, безразлична и бездействует.

Необходимо заметить, что поток как зрительной, так и звуковой телевизионной информации формирует у ребенка «базу данных», подсознательные установки, которые будут влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Агрессивность, негативное отношение к окружающему миру, разочарование в жизни-непосредственные последствия полученных в детстве установок.

Даже, казалось бы, безобидные "мультики" серьезно могут влиять


на развитие нервной системы ребенка, различных сфер психики-от познавательной к эмоциональной, а также косвенно влияют на формирование характера. Все это происходит при бесконтрольном доступе к телевизору и отсутствия элементарной родительской цензуры.

В специальной литературе термин "отклонена поведение" нередко заменяется синонимом "девиантное поведение" (от лат. Deviatio - отклонение) и означает устойчивое поведение личности, отвергнутую от наиболее важных социальных норм, которая наносит реальный ущерб обществу или самой личности.

Виды девиантного поведения разнообразны и классифицируются на основе следующих критериев:

- вид возбужденного поведения;

- психологические цели поведения и его мотивация;

- результат этого поведения и ущерб, нанесенный им;

- индивидуально-стилевые характеристики поведения.

Согласно данным критериев, выделяют три основные группы отклоненной поведения:

1) антисоциальное (делинкветна) поведение. Такое поведение противоречит правовым нормам, грозит социальному порядку и благополучию окружающих людей.

2) асоциальное поведение, считается отклоненной от выполнения моральных норм и непосредственно угрожает межличностным отношениям. Данное поведение распространено среди детей и подростков и рассматривается как агрессивное поведение с такими разновидностями как ложь, побег из дома, воровство.

3) аутодиструктивна (саморазрушающее) поведение. Это поведение, которое рассматривается как отклонение от медицинских и психологических норм и угрожает целостности и развития самой личности. Видами аутодиструктивнои поведения является химическая зависимость, суицидальная, фанатичная, аутичный поведения, деятельность с риском для жизни. Эти формы отклоненной поведения имеют общие признаки проявления.

Одним из таких признаков является деструктивность (разрушения). Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой человеческой характеристикой как агрессия.

В психологии под агрессией понимают стремление, которое проявляется в реальном поведении или фантазировании с целью подчинения себе других или доминирования над ними

Ученые отмечают, что агрессия может быть положительной, если она служит жизненным интересам и выживанию (отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания), так и отрицательной, направленной на удовлетворение агрессивного влечения (повышение самооценки, разрушение внутреннего конфликта, устранение препятствий на пути к удовлетворению нужд)


Телевидение имеет большую привлекательность для ребенка, формирует предпочтения, стиль мышления и поведения. Это связано с механизмами его влияния на человека.

Как влияет современное телевидение на внутренний мир и поведение ребенка:

1. Телевидение среди всех средств информации является средством массовой коммуникации, легче воспринимается ребенком, потому что, по сравнению с чтением газет или прослушиванием радио, здесь ребенок проявляет меньше умственных усилий.

2. Телевидение быстрее и оперативнее информирует о событиях в

мире, легко и комфортно может перенести школьника в любой уголок мира.

3. Телевидение имитирует трехмерное пространство на экране, одновременно использует зрительные и слуховые образы, создает настоящее зрелище, которое приносит ощутимую удовольствие ребенку.

4. Не так уж редко телевидения становится едва ли не единственным собеседником для одиноких, опустошенных социальными бедами людей.

5. В настоящее время телевидение стало доступным видом отдыха для

большинства населения, способом забвения. Для детей, которых с детства

взрослые пытаются привлечь к миру абстрактных знаний и обучения, для

школьников и студентов-это отдых от холодной логики, подсчетов.

Итак, телевидение по своей природе и социальными функциями имеет огромные возможности воздействия на внутренний мир и поведение школьника и вообще человека. Это именно тот случай, когда, перефразируем поэта, человек с радостью обманывает самого себя.

То, что мы сегодня видим на экранах наших телевизоров, является закономерным сочетанием природных характеристик телевидение с коммерциализацией этой сферы товарных услуг. эксплуатация привлекательных для большой аудитории ценностей прежде всего имеет целью увеличить прибыль от деятельности телевидения. Если воздействовать на подсознание человека и снять табу с некоторых морально запрещенных тем, то это тоже будет иметь эффект.

Под влиянием таких сцен эмоциональная сфера ребенка раскачивается, отношение к действительности становится менее рациональным, растет внушаемость, психическое заражение населения.

Конечно, детский зритель становится легковерным и послушным, им легко манипулюватита управлять.

Современная экспериментальная психология провела ряд исследований, раскрывают механизмы влияния телевидения на человека, а также доводят негативное влияние телевидения на человека, особенно на детей. попробуем классифицировать влияние телевидения на психические процессы, состояния и свойства человека.