Файл: Дидактическая игра, как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, Ф. Фребель, был первым в среде педагогов, кто предложил классификацию по принципу влияния игр на ум ребёнка (умственные игры), на органы чувств (сенсорные игры), на активность детей (моторные игры).
Есть такая характеристика и у немецкого психолога К. Гроса:

1. Игры обычных функций - развивающие волю, подвижны, сенсорные умственные;

2. Игры специальных функций - игры в охоту, семейные игры, ухаживание и т. д.

Отечественная дошкольная педагогика опирается на классификацию игр, указывающих степень самостоятельности детей в играх. По такому принципу развивал свои идеи П. Ф. Лесгафт:

1. Имитационные или подражательные игры;

2. Подвижные или игры, опирающиеся на правила.
Его идея развивалась также в работах Н. К. Крупской. В её понимании детские игры разделяются на следующие разделы:

1. Игры, которые придумали дети - творческие игры.

Крупская считала, что главная особенность таких игр – самостоятельность.

2. Игры, придуманные взрослыми, или игры с правилами (подвижные дидактические игры)

По утверждению Крупской здесь дети тоже могут проявлять собственное творчество: придумывая новые игры, соединяя несколько игр в одну и т. д.

Классификацию детских игр, разработала С.Л.Новоселова.

Эта классификация описана в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997).

В её основе представление о том, чья инициатива использована в игре (инициатива ребенка или инициатива взрослого).
Существует три класса игр:
1) игры по инициативе ребенка:
- театрализованные;

- сюжетно-ролевые,
- сюжетно-отобразительные,

- игра-экспериментирование;
- режиссерские,
2) игры по инициативе взрослого:

- дидактические,
- интеллектуальные,
- игры-развлечения,
- празднично-карнавальные,

- подвижные;

- игры обучающие:
- сюжетно-дидактические,
- игры-забавы,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) Народные игры:

Игры, в основе которых лежит этнос – народное творчество.

Театрализованные игры разыгрывание сказок, специальных инсценировок, рассказов … Сюжет игры берётся в произведениях, и игра становится настоящим приключением. Это очень богатое поле для творчества в дошкольных учреждениях.

Виды театрализованных игр
- Есть игры, в которых сами дети исполняют роли, становятся артистами в спектакле.

- Можно озвучивать роль, а в качестве актёров использовать игрушки. Такие спектакли проводят, используя настольный театр, или театрализованные игры на магнитной доске, на фланелеграфе. Очень распространён также теневой театр.


- Часто используют куклы с разной техникой вождения. Сейчас очень распространены куклы бибабо с перчаточным принципом устройства. Куклы одеваются на руку, а в головку помещается указательный палец, остальные пальчики, используются, рак руки игрушки

Сюжетно-ролевые игры
В работах Е.М. Гаспаровой, С.Л. Новоселовой , Е.Е. Кравцовой и др. используется описание сюжетно-ролевых игр. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В работах психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры р. Эту тему также освещают педагоги (А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Н.Я. Михайленко Д. В. Менджерицкая и т. д.).

В основе сюжетно-ролевой игры – мнимая, выдуманная ситуация, когда ребёнок примеряет на себя роль взрослого и выполняет действия, которые мог бы исполнить взрослый в похожей жизненной ситуации, включая воображение и фантазию.

Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра получила правильную интерпретацию - это должна быть совместная игра взрослого и ребёнка, или ребёнка под наблюдением взрослого.

Сюжетно-отобразительные игрыэто начальный этап сюжетно-ролевых игр. Когда ребёнок, узнавая свойства предметов, отображает эти свойства в своих играх (крутит руль, пищит, как комар, наряжается, как врач и т. д). Опираясь на знания особенностей предметов и действий, дети отображают их в игровом восприятии своей игры.

Игры-экспериментирования строятся на основе экспериментирования с вещами, предметами.

Это простейшие исследования детей и педагога, помогающие изучить свойства предметов: форму, цвет, текучесть и т. д. Проводя опыты, дети понимают особенности предметов, которые раньше им были непонятны.

Режиссерские игры это одна из разновидностей творческих игр.

Здесь тоже существует воображаемая ситуация. Проявляет фантазию и творчество ребёнок сам, придумывая наполнение игры, придумывает актёров (Это могут быт предметы, игрушки…). Ребёнок придумал, а потом самостоятельно озвучивает своих персонажей, на этом строится режиссёрская игра.

Дидактические игры подразделяются

1. По содержанию (Познавательные, математические и др.),

2. По дидактическому материалу (Настольно-печатные, игры с предметами, словесные игры).

Дидактическая игра помогает учиться в лёгкой и непринуждённой форме. По-другому такое обучение называют авто дидактизмом.

Дидактические игры успешно обучают детей с помощью деятельности интересной и активной. Причём главным для детей является не знания, а сами игровые действия для детей раннего и младшего дошкольного возраста, а для детей старшего дошкольного возраста – выигрыш.


Структура дидактических игр.

Обучающая (дидактическая) задача – это то, что является основой основной и этому элементу подчинены все остальные составляющие.

Игровые действия - это возможность для ребёнка проявить себя, способы для активности ребенка.

Существует очень важное педагогическое правило: дети должны быть активными участниками любой дидактической игры, а не сторонними наблюдателями. Педагог не должен выполнять игровые действия вместо детей. К тому же действия должны быть содержательны и разнообразны.

Интеллектуальные игры — это игры с использованием собственного интеллекта и эрудиции. Обычно здесь требуются уже приобретённые знания, чтобы ответить на каверзные вопросы.


Понятие игры-развлечения своим название оговаривает, что это игры для удовольствия, игры, призванные разнообразить досуг и помочь расслабиться. В детском саду проводятся различные развлечения, которые готовятся и проводятся взрослыми. Часто такие развлечения имеют познавательный характер, но иногда к таким развлечениям присоединяются и дети. Концерты, шествия, игры, спектакли, соревнования – далеко не полный список развлечений.

Празднично-карнавальные игры одна из форм игр, которые доставляют детям массу удовольствия. Это костюмированные игры, которые используются на праздничных мероприятиях.

Подвижные игры

Подвижные игры можно классифицировать по уровню подвижности (игры большой, малой и средней подвижности), по тому, какие движения преобладают (игры с метанием, перебежками, с прыжками и др.), по тому, какие предметы используются в игре (игры с кеглями, с лентами, с мячом и др.).
Игры обучающие – игры, где основная задача – обучение воспитанников


Игры-забавы – это игры с необычными, смешными фигурками, призванные вызвать у детей положительные эмоции, снять напряжение и установить контакт.

Театрально-постановочные – игры импровизации, помогающие оживлять предметы и звуки.


Народные игры:

К этим играм особое внимание, т. к. они помогают воспитывать в детях народное самосознание, хранить и беречь народные традиции.

1.3 Классификация стратегий

Есть также разные классификации дидактических стратегий, которые отличаются друг от друга некоторыми признаками.

1. В зависимости от педагогической цели:

1) Стратегии, где основная цель - изучение учебного материала


2) Стратегии, где целью является последовательная передача способностей и знаний.

3) Стратегии с целью воспитание яркости самовыражения и раскрытие личности учащегося

2. В зависимости от деятельности, которая преобладает:

1) Стратегии, которые основаны на общении.

2) Стратегии на основе изучения того или иного материала.

3) Стратегии, опирающиеся на практические действия

4) Стратегии, построенные на основе специальных программ.

Чтобы разработать дидактические стратегии необходимо учитывать два вида действий.

a) теоретические – они заключаются в объединении методов и приёмов, для того, чтобы обеспечить высокую оценку, качество изучения материала и эффективность преподавания.

б) практические, такие действия предполагают, что автор оценивает ресурсы и стиль преподавания, который даёт оптимизацию всей структуры.

Как проектировать дидактическую стратегию?

- Разобраться в компетенции выбранных целей.

- Определить вид накоплений и материалов.

- Разработать последовательность действий.

- Отобрать необходимые приёмы и методы.

- Изучить обратную связь.

Дидактические ориентируются на выражение личности как одного ребёнка, так и группы детей.

1. Итогом работы педагога по разработке стратегии игры является создание некой модели, правила игры и её условия

2. Когда речь идёт о коллективе организовывается работа инициативных групп – вместе педагоги и дети и она определяет правила, условия игры и распределяет обязанности.

3. В итоге – каждый участник определяется со своей ролью в игре, формируются группа, или несколько групп детей, которые участвуют в игре, или соревнуются.
4. В соответствии с правилами игры, координируются действия всех участников. Реализуются интересы и потребности детей.

5. Далее рефлексия – оцениваются итоги игры, степень участия всех её членов. Определяются перспективы для новых игровых действий

6. Позитивные тенденции необходимо развить и закрепить, для того, чтобы не потерять приобретённый опыт и знания.

Всякая игра становится дидактической, если у неё есть основные составляющие: игровые правила, игровые действия и дидактическая задача.

Основа дидактических игр заложена в названии – это обучающие игры.

Они придуманы взрослыми, чтобы обучить детей. Это основа обучения, дидактические игры помогают развиться интеллектуальным способностям детей, развивают их познавательный интерес. Основная характеристика дидактической игры – наличие задачи, которая обучает ребёнка в том, или в ином направлении. Создавая игру, взрослые опираются на эту задачу, придавая при этом игре занимательную и увлекательную форму.


Детей привлекает в игре не обучение, а возможность добиться того или иного результата, выполнить игровые действия, выиграть и получить удовольствие от игры и от общения. От того, как ребёнок овладел знаниями, зависит его активное участи и естественно выигрыш и именно это способствует тому, чтобы быть внимательным, усидчивым и пополнять запас своих знаний.

Изучая вышеизложенную тему важен следующий вывод. Дидактические игры уже не первое столетие изучают учёные, педагоги, философы. И сейчас эта проблема остаётся очень актуальной, т. к. игра – это основная деятельность детей и её обучающий смысл неоспорим и доказан исследованиями. Педагоги могут внести в эти исследования свой вклад, насыщая и преображая разнообразный мир дидактических игр. Так мною была придумана новая дидактическая игра для большого коллектива детей, которая требует критической оценки действенности и эффективности воздействия на малышей.

2.Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр.

Опытно-экспериментальная работа велась на базе Никольского детского сада с детьми младшего дошкольного возраста с разным уровнем способностей и возможностей. Возраст детей колеблется от 2-х до 4 лет.

Для исследования была выбрана моя авторская дидактическая игра «Живой мир»

Цель: исследовать влияние данных дидактических игр на познавательную активность детей, выявить наиболее интересных дидактических игрна заданные темы.

Пособие представляет собой карточки с изображением: животных, насекомых, деревьев, грибов …: живых существ. На каждой карточке есть по три прозрачных кармашка. Также прилагаются карточки с цифрами, буквами и геометрические фигуры разных цветов. Дополнительно – тематические карточки – гномики с изображением неба, домика в деревне, моря, леса, зимний пейзаж, корзина с грибами. На оборотной стороне карточек – описательные рассказы.

Пособие многофункционально, может быть использовано одновременно с несколькими детьми.

Эксперимент проходит в три этапа: